Проект ориентирован на реальную работу в российских условиях
"КамАЗ" совместно с Cognitive Technologies и "ВИСТ Групп" реализует проект беспилотного автомобиля, который на данный момент способен самостоятельно управлять педалями газа и тормоза, приводом руля и автоматической коробкой передач. На полигоне в Набережных Челнах успешно завершился первый этап тестирования прототипа беспилотного автомобиля на базе шасси КамАЗ, который подтвердил работу всех систем. "На следующей неделе на трассе закрытого полигона в подмосковном Ногинске начнутся испытания первого беспилотника совместного производства ОАО 'КАМАЗ' (входит в Госкорпорацию Ростех), ОАО 'ВИСТ Групп' и Cognitive Technologies", - говорится 4 июня 2015 года в сообщении пресс-центра ОАО "КАМАЗ".
Предполигонные испытания подтвердили качество сборки и работу всех систем
Первую поездку под управлением системы искусственного интеллекта совершил грузовик КамАЗ на полигоне в Набережных Челнах, сообщает "Российская газета" со ссылкой на компанию Cognitive Technologies, которая занимается разработкой программного обеспечения для проекта.
В качестве прототипа используется серийный КамАЗ-5350, на котором установлены четыре видеокамеры, три радара и лидар - активный оптический сенсор, выполняющий роль лазерного дальномера. В кабине размещены приводы органов управления и два компьютера, соединенных сетью Ethernet. Беспилотный КамАЗ использует технологию пассивного компьютерного зрения, сходного с человеческим восприятием визуальной информации. В систему заложена возможность обнаружения на дороге практически любых препятствий, и реакция на них со скоростью не более 0,3 секунды.
Испытания проходили на закрытой площадке 200х50 метров. Машина трогалась с места, поворачивала, реагировала на препятствия и останавливалась. При этом скорость движения не превышала 10 км/час.
"Важной особенностью нашего проекта является возможность реальной работы в российских условиях. В отличие от зарубежных моделей, ориентирующихся на идеальные условия дорожного движения: хорошую погоду, качественную разметку и т.д. - наша подход к системе машинного зрения позволяет распознавать дорожную сцену (в том числе границы дороги, ширину полос движения и др.) при отсутствии какой-либо разметки", - сказала президент компании Cognitive Technologies Ольга Ускова.
КамАЗ-5350
КАМАЗ-5350 с защищенным многофункциональным модулем.
Фото: Wikimedia Commons, Vitaly V. Kuzmin.
Испытания беспилотника начнутся на следующей неделе
Работа по проекту "Авторобот" ведется в трех направлениях:
- SmartPilot,
- AirPilot,
- RoboPilot.
SmartPilot - создание умных помощников для автомобиля, которые помогают водителю: могут затормозить автомобиль в случае опасности, осуществляют адаптивный круиз-контроль. AirPilot - создание машин с дистанционным управлением. RoboPilot позволяет машине работать вообще без водителя или в режиме Автопилота, когда водитель имеет возможность отвлечься на некоторое время от управления грузовым автомобилем. Ожидается, что на дорогах общего пользования такие беспилотники могут появиться в 2025-27 годах.
"На следующей неделе на трассе закрытого полигона в подмосковном Ногинске начнутся испытания первого беспилотника совместного производства ОАО "КАМАЗ" (входит в Госкорпорацию Ростех), ОАО "ВИСТ Групп" и Cognitive Technologies", - сообщает пресс-центр ОАО "КАМАЗ" на сайте компании.
В начале мая в научно-техническом центре "КАМАЗа" (НТЦ) был завершен монтаж оборудования на первом беспилотном КАМАЗе. Помимо указанных выше компонентов для отработки разных режимов автономного движения, был собран мобильный пункт дистанционного управления (джойстик, с помощью которого можно будет управлять автомобилем).
Серийное производство машины может начаться не раньше, чем через два года, заявил недавно генеральный директор "КАМАЗа" Сергей Когогин.
Главный конструктор по инновационным продуктам НТЦ ОАО "КАМАЗ" Сергей Назаренко поделился деталями предстоящих испытаний: "В первых полигонных испытаниях будут заняты два автомобиля: беспилотник на базе серийного грузовика и обычный "КАМАЗ. Второй, стандартный грузовик потребуется для имитации движения в колонне и других режимов".
Испытания должны показать, что "видит" машина, корректно ли определяется дистанция. Специалисты компаний "ВИСТ Групп" и Cognitive Technologies приступили к настройке и обучению автомобиля разным режимам движения. В планах испытаний порядка десяти вариантов движения, в том числе:
- режим дистанционного управления,
- режим движения по заданному маршруту,
- движение в колонне.
Кроме того, планируется апробация автономного движения автомобиля по информации, получаемой только с видеокамер и сигналов GPS/Глонасс, без помощи радаров и лидаров.
Зарубежные проекты
Ранее сообщалось, что в США прошли испытания полностью автономной (управляемой компьютером) автоколонны, состоящей из машин разных типов. Испытания, которые проводились при участии компании Lockheed Martin, разработавшей систему автономного движения автомобилей, были признаны успешными. Автоколонна самостоятельно прошла по заранее заданному маршруту на базе "Форт-Худ" в Техасе. Испытаниями занимался Инженерный центр исследований и разработки автобронетанковой техники (TARDEC) Армии Соединенных Штатов.
Кроме того, компания Daimler планирует создать беспилотный грузовик к 2025 году. Volvo - к 2020, при этом отдельные элементы программы: автоматическая езда по шоссе и в колонне могут быть реализованы через несколько лет.
Компания Google занимается разработкой беспилотных автомобилей с 2011 года. В проекте задействовано 10 легковых машин, оснащенных видеокамерами, GPS-навигаторами, радарами и оптическими дальномерами кругового обзора. В 2012 сообщалось, что автомобили проекта прошли свыше 300 тысяч миль. Среди недостатков назывались невозможность работы под дождем и в заснеженной местности.
Читайте также: