Tanki X

Информация
Новости сайта pro-tank.ru

FeedBurner

Твиттер - pro-tank.ru

Амфибийные танки. Schwimm Panzer II. Tauchpanzer
pro-tank.ru   

Panzerkampfwagen II mit Schwimmkorper (Schwimm Panzer II). Tauchpanzer

Амфибийные танкиАмфибийные танки Третьего Райха до сих пор представляют собой яркий пример темы, рассмотрение которой в формате серьезных научных военно-исторических исследований происходит достаточно редко, видимо, в силу некоторой "экзотичности. Различные авторы и источники повествуют об отдельных эпизодах, связанных с использованием бронетехники подводного хода или плавающих танков, либо представляют самые простые обобщения всей имеющейся информации, пытаясь объединить в один формат и танки, и другие виды бронетехники, а также различные образцы легкового автотранспорта, переоборудованного для форсирования водных преград и т.п.

Характерно, что до сих пор отсутствует серьезное полноценное и всестороннее аналитическое исследование по данной проблеме, а все упоминания о германских амфибийных танках после лета 1941 года вообще сводятся лишь к описанию экспериментов, которые продолжались на втором этапе войны, или к констатации фактов применения спецтехники как обычных линейных машин. В последнем случае, иногда делается вывод обо всей подобной технике и ее эксплуатации, начиная с осени 1941 года, как о красивом, но не очень востребованном в реальных боевых условиях немецком проекте, который "пригодился" только на берегах Западного Буга, а после этого был забыт.

Конечно, можно понять и такую позицию, особенно принимая во внимание то обстоятельство, что большинство мостов на советско-германской границе были успешно захвачены немцами, а танки, способные преодолевать реки, в этом контексте, скорее были задействованы по назначению инерционно, а также с целью провести испытания техники в реальной обстановке и, конечно же, попытаться деморализовать противника. Такой подход, вполне объяснимый применительно к событиям 22 июня 1941 года, тем не менее, повлиял на отношение большинства авторов к последующим операциям, в которых участвовали амфибийные танки, и где, безусловно, использование их специальных возможностей было более чем востребованным. Вместо попытки разобраться в подробностях и четко установить, что могло произойти на самом деле, например, при форсировании Днепра, а также ряда других рек Украины и Беларуси, в литературе возобладала другая тенденция - обходить эту тему стороной.

Немецкий танк

Немецкий танк Pz.Kpfw II на плаву

Разработки в сфере оснащения танков техническими средствами для преодоления водных преград в Германии проводились по двум главным направлениям:

  • первый вариант предполагал доработку конструкции танка таким образом, чтобы машина могла обеспечить проход по дну реки или морского побережья на какой-либо максимально возможной или рационально обоснованной глубине;
  • вторым решением проблемы было предложение разработать специальное устройство понтонного типа, внутрь которого помещался сам танк и которым экипаж танка мог бы управлять, не выходя из машины, обеспечивая движение последней в воде, без полного погружения в нее.

Поэтому, все последующие проекты обозначались соответственно

  1. Tauchpanzer - танк подводного хода или "ныряющий" танк, и
  2. Schwimmpanzer - классический плавающий танк, по обоим бортам которого крепились понтоны, объединенные между собой и снабженные дополнительным оборудованием для обеспечения движения на плаву.

Параллельное разделение произошло и по типам машин, которые должны были стать амфибийными. Немецкие танки Pz.Kpfw.II при переоборудовании снабжались понтонами-"поплавками" и были по сути "плавающими", по-немецки - "Schwimm", а машины Pz.Kpfw.III, Pz.Kpfw.IV оснащались шнорхелями и специальными водоизолирующими покрытиями для использования в подводном режиме, за что и были прозваны "ныряющими", по-немецки - "Tauch".

Танки-амфибии

Колонна амфибийных Pz.Kpfw.II Ausf.C, лето 1941 года.
  На снимке видны пояснительные надписи, указывающие на места крепления понтонов.

Активная работа в обоих направлениях началась не сразу, а только в преддверии операции "Морской лев", когда Адольф Гитлер впервые заговорил о необходимости большого десанта на берега Туманного Альбиона и очередного блицкрига, основная сложность которого заключалась в наличии морских проливов и очевидном дефиците транспортного флота, что требовало принципиально нового подхода. Первые шаги в этой сфере руководство германских вооруженных сил предприняло уже в 1939 году, когда инициировало работу над проектом плавсредства для легких немецких танков, которое бы могло быть демонтировано после выхода на противоположный берег и, таким образом, позволить самой машине продолжить продвижение вглубь территории как обычному танку.

Заказ получила фирма "Братья Заксенберг" (г. Рослау), которая уже во второй половине 1940 года подготовила свой управляемый понтон для легкого танка Pz.Kpfw.II Ausf.C - вся конструкция вместе с самой машиной получила обозначение "Panzerkampfwagen II mit Schwimmkorper". При этом, основной отличительной конструктивной особенностью этой версии устройства было наличие двух бортовых понтонов-поплавков. В свою очередь, еще одна фирма "Кэссбёрер" (г.Ульм) предложила и свой вариант плавсредства, которое предполагало размещение основных понтонов спереди и позади машины. При всех очевидных преимуществах второй конструкции с точки зрения скорости и компактности, первый вариант был более устойчивым, что в условиях морского десанта приобретало особое звучание. Именно поэтому, окончательное решение было принято не сразу.

Понтоны

Оба варианта предполагали наличие гребного винта, обеспечивавшего самостоятельное движение всей конструкции вместе с танком во время форсирования водной преграды. Мнение о том, что понтон фирмы "Кэссбёрер" не имел винта, ошибочно - это устройство имело двагребных винта, в отличие от варианта фирмы "Братья Заксенберг", который предполагал наличие лишь одного. Обе версии были достойны самого пристального внимания со стороны руководства, которому предстояло оценить их во время полномасштабных армейских испытаний.

На демонстрации представителям высшего военного руководства 02.08.1940 плавающие танки показали себя гораздо лучше машин, оборудованных для подводного хода, в особенности, за счет скорости, которая составляла до 10 км/ч во время движения в воде (при движении по суше - 40 км/ч), при этом привод на водоходные движители осуществлялся от ведущих колес гусеничного движителя. Переброска по суше осуществлялась при помощи специальных тягачей, на которые танк грузился сразу с установленным на нем понтоном. Уже к августу 1940 года в работах с плавающими "двойками" было в общей сложности задействовано до 1000 различных специалистов.

2 августа 1940 года, в свете принятой 16.07.1940 Директивы №16, был, видимо, начал вырисовываться и первый, "эскизный" проект всей десантной операции в части ее технических аспектов. Основной проблемой было обеспечение армии необходимым числом малых судов, на которые бы загружалось сразу по 3-4 амфибийных танка, которые лишь на последнем этапе, непосредственно вблизи британских берегов на плаву перегружались бы на самоходные или буксируемые мониторами паромы, затем, на подходе к берегу, спускались в воду и, используя, собственные плавсредства и устройства для подводного хода, преодолевали последний отрезок пути самостоятельно, чтобы уже на рассвете, через два часа после очередного прилива, при поддержке авиации и под прикрытием дымовой завесы произвести высадку на побережье.

Понтон
Понтон
Процесс закрепления понтона (вариант германской фирмы "Кэссбёрер)
 

Вопросы скорости перемещения паромов и самих танков, как и проблема перегрузки техники на паромы на плаву стал одним из ключевых в этом планировании и наложил отпечаток на все последующие решения в отношении любых типов бронеамфибий. Именно поэтому, уже с 8 августа в Эмдене были организованы специальные курсы для командиров танковых, стрелковых и саперных частей.

Уже к 18 августа 1940 года в вермахте было в наличии 52 плавающих танков Pz.Kpfw.II, входившие в состав 2-й танковой дивизии, а в Путлосе в течение сентября - октября были сформированы четыре батальона специального назначения, обозначенные литерами "А", "В", "С" и "D", в каждом из которых было по две роты. В июле 1940 года спецчасти были переформированы согласно типовому штатному расписанию в трех ротные батальоны, и плавающие "двойки" были распределены между всеми подразделениями, поэтому версия о том, что Pz.Kpfw.II полностью составили танковый парк батальонов "А" и "В" верна лишь применительно к началу июля 1940 года, когда первоначально, видимо, предполагалось сформировать эти части в двух ротном виде. Примечательно, что плавающие "двойки" пошли на формирование двух батальонов, на базе которых был развернут 18-й танковый полк, а впоследствии, 26 октября 1940 года, и танковая дивизия с таким же номером. Видимо, с появлением в Путлосе средних танков подводного хода вся амфибийная техника первоначально была переформирована в четыре батальона двух ротного состава.

Фото испытания

Фото испытания первого прототипа амфибийного Pz.Kpfw.II с бортовыми понтонами, июль 1940 г.

Достоверно известно, что еще до отмены операции "Морской лев" батальоны "А" и "В" были переименованы в I и II батальоны 18-го ТП, а батальоны "С" и "D" - в I и II батальоны 28-го ТП. В марте следующего года, после реорганизации танковых войск, 28-й ТП был расформирован, а его батальоны вошли в состав 18-го ТП (бывший "С" и первый из состава 28-го ТП) в качестве III ТБ, и в 3-ю танковую дивизию (бывший "D" и второй из состава 28-го ТП) - в качестве III ТБ 6-го танкового полка. Любопытно и то обстоятельство, что производство амфибий на базе германской "двойки" продолжалось, как минимум, до октября 1940 года, но так и не превысило 52 единиц, которые номинально были готовы уже в августе. Таким образом, в каждом из четырех батальонов могло быть до 13 машин, то есть не более 6 машин в каждой из двух рот. Соответственно, можно предположить, что из "двоек" изначально планировалось формировать отдельные взводы в каждой роте либо задействовать их при штабе подразделений. Последний вариант маловероятен, поскольку при высадке первыми на берег должны были выходить легкие Pz.Kpfw.II, которые с учетом поддержкт авиации должны были деморализовать противника и обеспечить максимально быстрое продвижение вглубь береговой обороны. Высадка же средних танков занимала больше времени, хотя достигнув суши, эти машины без особого труда могли эффективно поддержать "авангард" и основные десантные части.

Танки вермахта

Еще одним намаловажным нюансом была и возможность амфибийных Pz.Kpfw.II вести стрельбу из своих орудий во время движения в воде. Танки подводного хода открыть огонь теоретически могли только в первые минуты после выхода на сушу (на дуло орудия надевалась специальная резиновая заглушка, для удаления которой требовалось не более секунды), однако, на практике в данном случае не исключены были и различные специфические осложнения. Именно ввиду очевидных коренных отличий между "плавающими и ныряющими" машинами, "двойки" изначально были объединены в самостоятельную роту, а затем и в отдельный батальон, получивший обозначение "А" и ставший, фактически, первой немецкой частью амфибийных танков.

А первое боевое крещение германские амфибийные Pz.Kpfw.II получили при форсировании уже не морских, а речных водных преград - двадцать второго июня 1941 года, преодолев Западный Буг. Это произошло полностью в составе 18-й танковой дивизии, в которой амфибийные "двойки" были с октября 1940 года и которую они уже не покидали (всего, по состоянию на 22.06.1941 в дивизии было 50 танков этого типа - оставшиеся два амфибийных Pz.Kpfw.II, видимо, были среди 12 командирских танков соединения). Кстати, здесь машины 18-й ТД, видимо, также были разделены "по батальонам". К типовой организационной структуре соединение пришло уже впоследствии, когда, начиная с осени 1941 года, широкомасштабных операций десантного характера с предварительным форсированием значительных водных преград уже не планировалось, а потери в спецтехнике уже стали ощутимыми.

По материалам работы Б.Ф. Тынчерова - "Сталинский аргумент Эриха фон Манштайна. Германские плавающие и ныряющие танки: Амфибийная бронетехника в боях за Крым весной-летом 1942 года".

 

Мини-навигатор
по сайту
Танки первой мировой
Танки СССР Второй мировой войны Вермахт Танки союзников СССР во Второй мировой войне - США, Англия, Франция, Польша Танки Италии, Японии, Чехословакии
Танки после войны
Танки мира
Про танкиСодержание
Танковый биатлон

Читайте в блоге pro-tank.ru

В 2013 году появится новый танк России
В 2013 году появится новый танк России
Серийное производство и поставки ВС РФ нового танка "Армата" начнутся в 2015 году а первый прототип ОАО...
Сергею Шойгу продемонстрировали БМД-4М
Сергею Шойгу продемонстрировали БМД-4М
В учебном центре училища ВДВ министру обороны продемонстрировали боевую машину десанта БМД4М Министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу...

Новости


Популярные новости


Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту