Нереализованные проекты танков вермахта
На совещании 27 мая 1943 года его участники пришли к консолидированному мнению о необходимости разработки танка совершенно новой конструкции. К этому времени в распоряжении пехоты появились ручные противотанковые средства, способные пробивать броню толщиной 110 мм на дистанции 400 м. Тогда же германская разведка получила сведения о наличии у противника авиабомб массой всего 1 кг, но способных пробивать броню толщиной 45-55 мм. На основе такой информации участники совещания сделали вывод о закате традиционных танков, если не удастся самым радикальным способом улучшить их защищенность. Разработку принципиально нового танка следовало начать незамедлительно, уделив особое внимание увеличению защищенности машины от авиабомб. Составленные военными тактико-технические требования на перспективный танк были разосланы в адрес ведущих танкостроительных фирм Рейха в июле 1943 г. Теперь к ведущим танкостроительным фирмам присоединились Хеншель и MAN. Особую роль в конструкции танка должны были сыграть литые броневые элементы.
Порше тип 245-010 Leichter panzerkampfwagen mit 5.5 cm vollautomatischer Waffe
На совещании 27 мая 1943 г. отмечалась важность усиления ПВО танковых частей. Поступили предложения о принятии на вооружение танковых полков 20-мм счетверенных зенитных пушек, спаренных и встроенных 37-мм пушек и даже 55-мм зенитных орудий. Масса зенитного танка должна была по расчетам составить порядка 30 т. Максимальная скорость для такой машины определялась в 50 - 60 км/ч.
Проектирование машины вели в кооперации фирмы Порше и Рейнметалл. Фирма Порше занималась шасси, а фирма Рейнметалл вооружением. Представленный фирмой Порше проект Тур 245-010 Leichter Panzerkampfwagen zur Verwendung gegen Erd- und Luftziele mit vollautomatischer Waffe 5,5 cm (легкий танк для использования против наземных и воздушных целей, вооруженный 55-мм полностью автоматической системой) датирован 2 августа 1945 г. Боекомплект к автоматической пушке Рейнметалл 5,5 cm automatischen Kanone МК 112 составляли 350 снарядов в лентах. Орудие монтировалось в башне кругового вращения, сектор наведения в вертикальной плоскости от -8 до +82 градусов. Начальная скорость снаряда - 600 м/с, масса снаряд 1,4 кг. В башне также планировалось установить независимый от пушки пулемет калибра 7,92 мм. Для самообороны танк должен был иметь миномет, установленный в кормовой части башни.
Основные элементы корпуса и башни литые. Лобовой лист корпуса толщиной 60 мм имел наклон 55 градусов к вертикали. Лоб башни - толщина 60 мм, наклон 30 градусов. Толщина бортов надстройки корпуса - 40 мм, наклон - 28 градусов, борта корпуса установлены вертикально, толщина - 16 +16 мм. Толщина бортов и кормы башни - 40 мм, наклон 30 градусов. Толщина крыши - 20 мм. В качестве силовой установки предлагался двигатель воздушного охлаждения Порше тип 101 мощностью 345 л.с. в сочетании с гидравлической трансмиссией. Трансмиссия и двигатель размещались в кормовой части корпуса, ведущие колеса - заднего расположения. Расчетная максимальная скорость - 65 км/ч, запас хода по шоссе - 240 км, запас хода вне шоссе - 150 км.
Шесть опорных катков диаметром 600 мм монтировались на каждом борту попарно на вертикальных пружинных рессорах. Ширина траков - 480 мм. Удельное давление на грунт 0,64 кг/см2. Расчетная масса танка 18 т. Общая длина - 4,880 м, ширина - 2320 м, высота -2,575 м, клиренс - 0,445 м. Концептуально схожие проекты фирмы Порше и Рейнметалл предлагали с июля 1943 г. по январь 1944 г. с той разницей, что 55-мм автоматическая пушка монтировалась не в башне, а в корпусе. До постройки прототипов дело так и не дошло.
Panzerkampfwagen VI H Ausf. H2
Согласно рапорту главы Wa Pruef 6 оберста Фихтнера от 27 сентября 1942 г., для шасси VK.45.01 была разработана новая башня:
- На совещании 25 июля 1941 г. в Штутгарте я проинформировал профессора Порше, что я не удовлетворен башней фирмы Крупп и требую башни лучшей конструкции, пригодной для установки как на Pz.Kpfw тип Порше, так и на тип Хеншель.
Как известно из докладной Wa Pruef 6 в адрес министра Тодта, с фирмой Рейнметалл в середине июля 1941 г. был заключен контракт на разработку башни, вооруженной орудием, способным пробивать броню толщиной 140 мм на дистанции 1000 м - данному требование удовлетворяла только пушка калибра 88 мм. В то же время, эксперты отметили, что в случае появления пушки меньшего чем 88 мм калибра (то есть 75-мм орудия) с аналогичными характеристиками бронепробиваемости выбор должен быть сделан в пользу орудия меньшего калибра, так как в этом случае появляется возможность увеличить возимый боекомплект и снизить массу башни. Фирма Рейнметалл попыталась обеспечить заданные требования в обычной пушке с цилиндрическим стволом, конструктивно близкой пушке Pak-44. Новая пушка требовала полностью новой башни, конструктивно более сложной по сравнению с башней фирмы Крупп.
Первое опытное орудие 7,5 cm KwK Versuchrohr с длиной ствола 60 калибров было разработано и испытано фирмой Рейнметалл-Борзиг. На испытаниях выпущенный из пушки снаряд пробивал 100-мм броню, установленную под углом 30 град, на дистанции 1400 м. Требования в отношении бронепробиваемости были выполнены. К 11 февраля 1942 г. фирма Рейнметалл разработала башню VK.45.01 (Rh) с орудием 7,5 cm KwK-42 под установку на шасси VK. 45.01 (Н). Шасси с башней фирмы Рейнметалл 1 июля 1942 г. получило официальное наименование Pz.Kpfsv.VI Н Ausf. Н2. 1 июля 1942 г. была принята Гитлер-панцерпрограмма II, предусматривающая постройку всего сотни серийных VK. 45.01 (Н), вооруженных 88-мм орудиями KwK L/56. В феврале 1943 г., начиная со 101-го танка производство должно было переключиться на монтаж башен Рейнметалл с 75-мм орудиями KwK L/70. Вооружение танка "Тигр" обсуждалось на совещании панцеркомиссии 14 июля 1942 г. Так как заданную бронепробиваемость обеспечивала 88-мм пушка с длиной ствола 56 калибров, необходимость в вооружении танка 75-мм пушкой с длиной ствола 70 калибров отпадала.
По материалам альманаха "История танка"
Московского общества истории техники