Tanki X

Информация
Новости сайта pro-tank.ru

FeedBurner

Твиттер - pro-tank.ru

Амфибийные штурмовые орудия
pro-tank.ru   

Штурмовое орудиеК 1 августа 1940 года, то есть, когда была готова соответствующая директива об операции "Морской лев", в составе соединений и частей, задействованных в подготовке десанта на Британские острова, были и две шестиорудийные батареи штурмовых орудий StuG.III подводного хода. В течение лета 1940 года к участию в нападении на Великобританию по плану "Seelowe" готовились сразу несколько подразделений штурмовых орудий, в том числе 660-я, 666-я, 667-я батареи. Однако, в большинстве случаев речь шла об отработке взаимодействия артиллеристов и экипажей морских десантных судов, на которые осуществлялась погрузка техники с последующей ее выгрузкой уже на противоположном берегу. Эксперименты, проведенные при участии 660-й батареи в Гааге и Роттердаме, а также 666-й батареи в Остенде и Дюнкерке, показали, что это весьма сложная практическая задача, выполнение которой требует серьезной тренировочной подготовки.

StuG III

Фотография StuG III Ausf. A, Балканы, 1941 год

Впоследствии две из трех вышеуказанных батарей (660-я и 666-я) должны были участвовать в операции "Барбаросса" в составе так называемого 600-го спецштаба штурмовой артиллерии. На деле, спецштаб во главе с майором фон Беловым и 659-я батарея действовали отдельно, а 660-я и 666-я (а также и 665-я, тоже входившая в спецштаб весной 1941 года) также придавались различным корпусам и армиям как самостоятельные батареи. Затем, 660-я, 665-я и 666-я батареи в декабре 1941 года были объединены в 600-й отдельный артдивизион штурмовых орудий, который в марте 1942 года был реорганизован в 600-й легкий дивизион штурмовых орудий. Характерно, что о боевой биографии этой части в течение первой половины 1942 года практически ничего не известно, затем 600-й дивизион "появляется" в составе 2-й танковой армии, а весной 1943 года полностью обескровленный возвращается на базу в Ютеборг.

Анализ о характере боевых действий отдельных батарей и дивизионов штурмовой артиллерии в ходе нападения на СССР летом 1941 года, не позволяет сделать однозначный вывод о номере части или подразделения, имевшего на вооружении штурмовые орудия подводного хода. Это могла быть и 667-я отдельная батарея, и 2-я или 3-я батарея из состава 184-го дивизиона, а также любая батарея из состава 190-го, 197-го или 249-го дивизионов, участие которых в летнем штурме Севастополя 1942 года неоспоримо. 190-й и 197-й дивизионы, в отличие от 249-го дивизиона, который в полном составе появился на полуострове лишь весной 1942 года, также не могут рассматриваться всерьез, т.к. анализ их боевой биографии не позволяет предполагать в их составе наличие специально оборудованных амфибийных штурмовых орудий. Кстати, 197-й дивизион после окончания операции "Охота на дроф" на Керченском полуострове, как и большинство советских тяжелых трофейных танков, был переброшен под Севастополь морским путем.

Штурмовое орудие

StuG III Ausf.В, Украина, 1941 год

 

Из истории создания Sturmgeschütz III

Официальный контракт на разработку штурмового орудия был выдан 15 нюня 1936 г. Контрактом оговаривались следующие технические требования к машине:

  • основное вооружение калибром не менее 75 м;
  • сектор обстрела орудия по горизонту не менее 30 гр без разворота всей машины;
  • угол вертикального наведения орудия должен обеспечивать поражение целей на удалении не менее 6000 м;
  • снаряды орудия должны быть способны пробивать все известные типы брони с дистанции не менее 500 м;
  •  всеракурсная бронезащита штурмового орудия, конструкция установки - безбашенная с открытой сверху рубкой. Лобовая броня должна выдерживать прямое попадание 20-мм противотанкового снаряда и иметь наклон, близкий 60 гр к вертикали, броня бортов должна быть устойчива к попаданию пуль и осколков;
  • общая высота машина не должна превышать высоты стоящего человека;
  • длина и ширина установки зависят от выбранной гусеничной базы;
  • остальные детали конструкции, боекомплект, коммуникационное оборудование, количество членов экипажа и т.д., разработчик в праве определять самостоятельно.

Как и предусматривалось спецификацией, верх рубки установки выполнялся открытым, без крыши. В 1936 г. считалось, что открытый верх даст дополнительные тактические преимущества: экипаж получает лучший обзор местности, по сравнению с экипажем танка и, кроме того, может слышать звуки работающей боевой техники противника.

Однако, в 1939 г. было принято решение перейти на вариант с полностью закрытой броней крышей установки. Конструкция с закрытым верхом стала следствием изменившихся тактических требований к штурмовому орудию. Необходимость крыши объяснялась возможным рикошетом пуль внутри боевого отделения, при обстреле машины на спусках или подъемах. Считалось, что вероятность поражения сверху установки s.Pak в движении или на месте прямым попаданием мины или снаряда очень низка. Тонкий верхний бронелист не мог устоять при прямом попадании мины 81-мм миномета или фугасного снаряда калибром 75-мм, в то же время он обеспечивал защиту членов экипажа от ручных гранат. Крыша боевого отделения не была влагонепроницаемой и не могла предотвратить попадание внутрь установки от горящей жидкости "коктейля Молотова".

Уже после разработки конструкции крыши появилось требование обеспечения стрельбы из орудия с закрытых позиций, в результате проект пришлось несколько переделать. В крыше было сделано отверстие под оптическую головку панорамного прицела. Наводчик наводил орудие, не видя цели, приказ об углах установки прицела он получал от командира батареи. Такой метод стрельбы использовался при ведении огня с закрытых позиций.

В качестве базы было выбрано шасси танка PzKpfw III. Первый прототип этого танка, известный как "Zugfurerwagen" (машина командира взвода) появился в конце 1935 г. После испытаний и проведения доработок, танк был запущен в серийное производство на заводе №40 фирмы "Даймлер-Бенц АГ" в Берлине-Мариснфельде.

С 1937 по 1939 г.г. были построены следующие серии танков PzKpfw III:

  • серия 1./ZW (номера шасси 60101-60110);
  • серия 2./ZW (номера шасси 60201-60215;
  • серия За/ZW (номера шасси 60301-60315);
  • серия Зb/ZW (номера шасси 6031666-60340);
  • серия 4/ZW (номера шасси 60401-60441, 60442-60496).
Из истории создания Sturmgeschütz III

184-й дивизион примечателен тем обстоятельством, что являлся, по сути, первой отдельной боевой частью, в составе которой батареи имели по шесть штурмовых орудий. С другой стороны, история дивизиона, в частности, ее балканский эпизод, дают возможность усомниться в наличии амфибийной техники в его составе - даже в начале 1941 года немцы старались держать танки и штурмовые орудия подводного хода ближе к возможному месту начала десантной операции, которая, несмотря на отказ руководства от ее реализации, тем не менее, могла в любой момент получить "зеленый свет". В связи с этим, достойна внимания история подразделения амфибийных штурмовых орудий, о котором известно гораздо больше подробностей - 3-й батарее из состава легендарного 192-го дивизиона, впоследствии вошедшего в элитную дивизию "Великая Германия". Известно, что после формирования дивизиона в Ютеборге в ноябре 1940 года, эта часть, укомплектованная добровольцами из артиллерийских и танковых частей, во главе с майором Эрихом Хаммоном, первоначально располагалась в Гуте-Домбровой (Польша). После трехдневных учений по отработке взаимодействия с пехотой, дивизион был переведен в лесистый район в 30 километрах к северу от Тересполя, где 3-я батарея получила приказ начать подготовку своих машин к движению под водой.

Немецкая САУ

StuG III Ausf.C/D в районе Смоленска, лето 1941 года

Эксперименты с вождением штурмовых орудий под водой, которые были проведены под руководством командира 3-й роты - обер-лейтенанта фон Йена, показали, что эти машины вполне могут конкурировать с линейными "тройками". Герметизация техники была значительно упрощена из-за отсутствия башни, в остальном, переоборудование штурмовых орудий в амфибийные шло по стандартному пути (на танки Tauchpanzer III, IV на все люки устанавливали специальные резиновые и брезентовые уплотнители, затем битумной массой обрабатывали зазор между корпусом и башней, потом покрывали специальным герметиком на резиновой основе маску пушки и гнезда пулеметов. Воздухозаборники силового отделения также были закрыты и загерметизированы), уже опробированному на танках Pz.Kpfw.III - на машинах были установлены воздухозаборные и выхлопные трубы высотой 3 метра, при этом воздухозаборная труба крепилась к командирскому люку; внутри машины устанавливался специальный насос с механическим приводом для откачки воды (когда уровень воды в башне поднимается выше 5 см, водителю броне-амфибии вменялось в обязанность обеспечить ее откачку с помощью помпы). Сами испытания проводились в условиях замкнутого естественного водоема с соблюдением мер секретности.

Тактико-технические характеристики штурмовых орудий вермахта

ausf А-В

Модель
StuG III ausf.А-В
Войсковой индекс
Sd.Kfz.142
Производитель
"Daimler-Benz"
Боевой вес, кг
19 600
Экипаж, чел
4
Скорость, км/ч
 
- по шоссе
40
- по проселку
24
Запас хода, км
 
- на шоссе
160
- на местности
100
Емкость бензобака, л
320
Длина, мм
5 480
Ширина, мм
2 950
Высота, мм
1 950
Клиренс, мм
385
Ширина гусеницы, мм
360
Двигатель, фирма
"Maybach"
Тип
HL120TR
Мощность, л.с.
300
Орудие, тип
StuK37
Калибр, мм
75
Длина ствола, кал,
24
Нач. скорость снаряда, м/с
 
- бронебойного
385
- осколочного
420
Боекомплект, выстр.
44
Пулеметы, кол-во х тип***
нет
Калибр, мм
 
Боекомплект, патронов
 
Бронирование, мм
50-30

* - Длина САУ со стволом в 48 калибров
** - Некоторое количество StuG III ausf.Е получили орудие StuK lang со стволом в 40 калибров
*** - Штурмовые орудия и гаубицы StuG 40, StuH 42 поздних выпусков имели второй пулемет, спаренный с пушкой

ausf C-D

Модель
StuG III ausf.C-D
Войсковой индекс
Sd.Kfz.142
Производитель
"Alkett"
Боевой вес, кг
22 000
Экипаж, чел
4
Скорость, км/ч
 
- по шоссе
40
- по проселку
24
Запас хода, км
 
- на шоссе
160
- на местности
100
Емкость бензобака, л
320
Длина, мм
5 500
Ширина, мм
2 950
Высота, мм
1 960
Клиренс, мм
385
Ширина гусеницы, мм
380 - 400
Двигатель, фирма
"Maybach"
Тип
HL120TRM
Мощность, л.с.
300
Орудие, тип
StuK37
Калибр, мм
75
Длина ствола, кал,
24
Нач. скорость снаряда, м/с
 
- бронебойного
385
- осколочного
420
Боекомплект, выстр.
44
Пулеметы, кол-во х тип***
нет
Калибр, мм
7,92
Боекомплект, патронов
600
Бронирование, мм
80 - 50

* - Длина САУ со стволом в 48 калибров
** - Некоторое количество StuG III ausf.Е получили орудие StuK lang со стволом в 40 калибров
*** - Штурмовые орудия и гаубицы StuG 40, StuH 42 поздних выпусков имели второй пулемет, спаренный с пушкой

ausf E

Модель
StuG III ausf.E
Войсковой индекс
Sd.Kfz.142
Производитель
"Alkett"
Боевой вес, кг
22 050
Экипаж, чел
4
Скорость, км/ч
 
- по шоссе
40
- по проселку
24
Запас хода, км
 
- на шоссе
165
- на местности
95
Емкость бензобака, л
320
Длина, мм
5 500
Ширина, мм
2 950
Высота, мм
1 960
Клиренс, мм
385
Ширина гусеницы, мм
380 - 400
Двигатель, фирма
"Maybach"
Тип
HL120TRM
Мощность, л.с.
300
Орудие, тип
StuK37**
Калибр, мм
75
Длина ствола, кал,
24
Нач. скорость снаряда, м/с
 
- бронебойного
385
- осколочного
420
Боекомплект, выстр.
50(54)
Пулеметы, кол-во х тип***
1 x MG-34
Калибр, мм
7,92
Боекомплект, патронов
600
Бронирование, мм
80 - 50

* - Длина САУ со стволом в 48 калибров
** - Некоторое количество StuG III ausf.Е получили орудие StuK lang со стволом в 40 калибров
*** - Штурмовые орудия и гаубицы StuG 40, StuH 42 поздних выпусков имели второй пулемет, спаренный с пушкой

ausf F

Модель
StuG III ausf.F
Войсковой индекс
Sd.Kfz.142/1
Производитель
"Alkett"
Боевой вес, кг
23 200
Экипаж, чел
4
Скорость, км/ч
 
- по шоссе
40
- по проселку
24
Запас хода, км
 
- на шоссе
165
- на местности
95
Емкость бензобака, л
320
Длина, мм
6 700*
Ширина, мм
2 950
Высота, мм
2 160
Клиренс, мм
385
Ширина гусеницы, мм
400
Двигатель, фирма
"Maybach"
Тип
HL120TRM
Мощность, л.с.
300
Орудие, тип
StuK40
Калибр, мм
75
Длина ствола, кал,
43
Нач. скорость снаряда, м/с
 
- бронебойного
750
- осколочного
485
Боекомплект, выстр.
44
Пулеметы, кол-во х тип***
1 x MG-34
Калибр, мм
7,92
Боекомплект, патронов
600 600
Бронирование, мм
80 - 50

* - Длина САУ со стволом в 48 калибров
** - Некоторое количество StuG III ausf.Е получили орудие StuK lang со стволом в 40 калибров
*** - Штурмовые орудия и гаубицы StuG 40, StuH 42 поздних выпусков имели второй пулемет, спаренный с пушкой

ausf G

Модель
StuG 40 ausf.G
Войсковой индекс
Sd.Kfz.142/1
Производитель
"Alkett", "MlAG"
Боевой вес, кг
23 900
Экипаж, чел
4
Скорость, км/ч
 
- по шоссе
40
- по проселку
24
Запас хода, км
 
- на шоссе
155
- на местности
95
Емкость бензобака, л
320
Длина, мм
6 700*
Ширина, мм
2 950
Высота, мм
2 160
Клиренс, мм
385
Ширина гусеницы, мм
400
Двигатель, фирма
"Maybach"
Тип
HL120TRM
Мощность, л.с.
300
Орудие, тип
StuK40
Калибр, мм
75
Длина ствола, кал,
48
Нач. скорость снаряда, м/с
 
- бронебойного
750
- осколочного
485
Боекомплект, выстр.
54
Пулеметы, кол-во х тип***
1 x MG-34
Калибр, мм
7,92
Боекомплект, патронов
600
Бронирование, мм
80 - 50

* - Длина САУ со стволом в 48 калибров
** - Некоторое количество StuG III ausf.Е получили орудие StuK lang со стволом в 40 калибров
*** - Штурмовые орудия и гаубицы StuG 40, StuH 42 поздних выпусков имели второй пулемет, спаренный с пушкой

StuH 42

Модель
StuG 42
Войсковой индекс
Sd.Kfz.142/2
Производитель
"Alkett"
Боевой вес, кг
23 900
Экипаж, чел
4
Скорость, км/ч
 
- по шоссе
40
- по проселку
24
Запас хода, км
 
- на шоссе
155
- на местности
95
Емкость бензобака, л
320
Длина, мм
6 300
Ширина, мм
2 950
Высота, мм
2 160
Клиренс, мм
385
Ширина гусеницы, мм
400
Двигатель, фирма
"Maybach"
Тип
HL120TRM
Мощность, л.с.
300
Орудие, тип
StuG 42
Калибр, мм
105
Длина ствола, кал,
28
Нач. скорость снаряда, м/с
 
- бронебойного
470
- осколочного
400
Боекомплект, выстр.
36
Пулеметы, кол-во х тип***
1 x MG-34
Калибр, мм
7,92
Боекомплект, патронов
600
Бронирование, мм
80 - 50

* - Длина САУ со стволом в 48 калибров
** - Некоторое количество StuG III ausf.Е получили орудие StuK lang со стволом в 40 калибров
*** - Штурмовые орудия и гаубицы StuG 40, StuG 42 поздних выпусков имели второй пулемет, спаренный с пушкой

StuG IV

Модель
StuG IV
Войсковой индекс
Sd.Kfz.163
Производитель
"Krupp-Gruson"
Боевой вес, кг
23 200
Экипаж, чел
4
Скорость, км/ч
 
- по шоссе
38
- по проселку
20
Запас хода, км
 
- на шоссе
210
- на местности
110
Емкость бензобака, л
430
Длина, мм
6 770
Ширина, мм
2 950
Высота, мм
2 220
Клиренс, мм
400
Ширина гусеницы, мм
400
Двигатель, фирма
"Maybach"
Тип
HL120TRM
Мощность, л.с.
300
Орудие, тип
StuK40
Калибр, мм
75
Длина ствола, кал,
48
Нач. скорость снаряда, м/с
 
- бронебойного
750
- осколочного
485
Боекомплект, выстр.
63
Пулеметы, кол-во х тип***
1 x MG-34
Калибр, мм
7,92
Боекомплект, патронов
600
Бронирование, мм
80-50

* - Длина САУ со стволом в 48 калибров
** - Некоторое количество StuG III ausf.Е получили орудие StuK lang со стволом в 40 калибров
*** - Штурмовые орудия и гаубицы StuG 40, StuG 42 поздних выпусков имели второй пулемет, спаренный с пушкой

Немецкая САУ StuG

Немецкая САУ StuG III Ausf.B из состава 192 (?) дивизиона

В операции "Барбаросса" на 192-й дивизион возлагалась миссия по скорейшему форсированию Западного Буга, с тем чтобы подавить огневые точки противника и продвигаться в глубь обороны противника, завязывая бои на минимальных дистанциях, оказывая тем самым поддержку пехотным частям, которым предстояло продвигаться по пересеченной местности, покрытой кустарником, без огневой подготовки. Именно стремление обеспечить высокий темп наступления за счет подвижной отдельной части, привело к тому, что было принято окончательное положительное заключение о необходимости использования техники подводного хода, принимая во внимание, что имеющийся в данном районе большой железнодорожный мост между Тересполем и Брестом будет выведен из строя противником, а наведение собственной понтонной переправы на открытом берегу реки, под огнем с противоположного берега, займет не менее четырех часов. В течение нескольких ночей офицеры дивизиона занимались промерами глубины реки. В результате, были определены два брода с глубиной воды полтора метра, при этом, перед восточным берегом глубина достигала уже трех метров.

Штуг-3

Трофейные StuG III из состава 192-го дивизиона штурмовых орудий

Как и на многих участках будущего многострадального Восточного фронта, по разным причинам (начиная от отношения верховного советского руководства к перспективе внезапного нападения и заканчивая эпизодами с участием диверсантов из полка "Бранденбург 800") 22 июня 1941 года вышеуказанный мост оказался не взорванным. Тем не менее, советские войска оказали ожесточенное сопротивление, используя фортификационные сооружения непосредственно в районе моста. В этих условиях, 1-я батарея дивизиона смогла по мосту пересечь реку, однако в боях с советскими ДОТами было потеряно три штурмовых орудия. Очевидно, что в это время 3-я батарея форсировала реку, используя собственную амфибийную технику, о чем потом с гордостью вспоминали историографы дивизиона, и что нашло отражение и в оперативных документах, в частности, приказе командующего 2-й армией генерал-полковника Вейхса от 01.10.1941.

Все последующие бои с участием 192-го дивизиона вплоть до марта 1942 года, когда он вернулся в Германию, чтобы войти в состав элитной дивизии "Гроссдойчланд", однозначно указывают на невозможность его переброски на Крымский полуостров, хотя и остается открытым вопрос о той самой 3-й амфибийной батарее обер-лейтенанта Йена, которая, 3 февраля 1942 года была изъята из состава дивизиона и в качестве отдельного подразделения передана в оперативное подчинение командованию 12-го армейского корпуса (4-я армия, ГА "Центр"). К маю 1942 года, учитывая специфику батареи, ее вполне могли перебросить на участок, где была востребованы амфибийные StuG III.

StuG III

StuG III из состава 192-го дивизиона, июнь 1941 года, район Бреста

Что же касается второй батареи, которая была подготовлена летом 1940 года к десантной операции на Британские острова и оснащена спецтехникой, то здесь однозначно пока ничего нельзя сказать. Тем не менее, вероятность участия такого подразделения в решающем штурме крепости Севастополь летом 1942 года достаточно высока, особенно принимая во внимание отсутствие какой-либо информации о 1-й и 3-й батареях 249-го дивизиона, сыгравшего в жарких июньских событиях на Гераклейском полуострове, тем не менее, одну из ключевых ролей. При этом, следует обратить внимание и на такую деталь, как дата формирования самой части. 249-й дивизион как таковой был создан в январе 1942 года, поэтому, возможность появления в нем спецтехники тесно связана с историей подразделения, ставшего затем его 3-й батареей. Интерес здесь вызывает и реальная дата появления 1-й и 3-й батарей дивизиона на Крымском полуострове. Не исключено, что подразделение специально было оснащено техникой подводного хода в преддверии операции "Лов осетра", которой в марте 1942 года на памятном совещании высшего руководства было уделено самое пристальное внимание, особенно в контексте массированного использования бронетехники во время штурма. Что же касается хронологических аспектов изучения данного вопроса, то далеко не лишним будет четкое обозначение временного периода, в течение которого формировались отдельные подразделения и части штурмовой артиллерии.

Период
Батарея / дивизион
"Seelowe"
Амфибии / Крым
Другие
III.1940
640-я Б
660-я Б
659-я Б
IV. 1940
665-я Б
V.1940
666-я Б
VIII.1940
184-й Д
185-й Д
X. 1940
190-й Д
 
191-й Д
 
XI.1940
192-й Д
197-й Д
 
II.1941
203-й Д
204-й Д
III.1941
201-й Д
210-й Д
IV.1941
226-й Д
V.1941
243-й Д
VI.1941
244-й Д
245-й Д
VII.1941
189-й Д
VIII.1941
177-й Д
IX.1941
202-й Д
XII.1941
209-й Д
I.1942
249-й Д
II.1942
428-й Д

Не все ясно и с еще одним интереснейшим эпизодом в истории отдельных подразделений штурмовых орудий - биографией 659-й батареи. Разгромленная в полосе наступления группы армий "Север" в декабре 1941 года, 13 января 1942 года батарея вернулась в Ютеборг, где во главе с новым командиром обер-лейтенантом Ритцелем ожидала своей дальнейшей судьбы. На основе ее личного состава предполагалось формирование 287-й отдельной батареи штурмовых орудий для полка спецназначения "Бранденбург", в связи с чем, в марте 1942 года артиллеристы получили новые машины с длинноствольными орудиями и тропическое обмундирование. Дальнейшая судьба батареи остается загадкой - до июня 1942 года включительно она "просматривается" в составе группы армий "Север", а уже в октябре 1942 года внезапно появляется на Северном Кавказе. Очевидная таинственность и противоречивость в сведениях, вероятно, вызвана участием в судьбе подразделения военной разведки.

Особое внимание следует обратить здесь и на подразделение специального назначения №288 - Sonderverband z.b.V 288, которое в своем составе имело в том числе три штурмовых орудия StuG-III Ausf.D, что привлекает внимание с учетом организационных особенностей использования и боевого применения спецтехники в бою. Спецподразделение №288 было создано в рамках проекта по формированию так называемого Арабского легиона, который бы способствовал продвижению Вермахта по территории стран Магриба и на Ближнем Востоке. Для координации всего проекта в течение мая 1941 года был учрежден Особый штаб "Ф", при котором предполагалось в дальнейшем создать Корпус особого назначения "Ф", ядром которого, в свою очередь, должна была стать "германо-арабская учебная группа". В этот корпус было решено включить и собственно немецкие подразделения, в основном, из 800-го полка спецназначения "Бранденбург". В конце мая- начале июня 1941 года в Потсдаме на основе немецкого персонала были созданы два небольших соединения особого назначения (Sonderverbande z.b.V.) №№ 287, 288. Последнее состояло целиком из немцев и в июле - августе 1942 г. отправилось в Северную Африку.

Фото подбитой бронетехники

Подбитые в Северной Африке StuG III и Pz.III

Спецподразделение № 288, которое было направлено в Африканский Корпус, было сформировано из личного состава 800-й дивизии специального назначения "Бранденбург" и состояло из трех рот, а штурмовые орудия StuG.III Ausf.D приняли участие в штурме британских позиций у Эль-Газалы и захвате Тобрука. С учетом всей вышеприведенной информации спецподразделение могло прибыть, как минимум, на месяц раньше, чем указано в последней цитате. Отметим и то, что оба спецподразделения были вооружены всем необходимым, имели адекватное снаряжение и были полностью моторизованными. В дальнейшем, в июле 1942 года Корпус особого назначения "Ф" даже получил свой отдельный танковый батальон, состоявший исключительноиз тяжелых и средних машин.

Таким образом, свой новый номер "287" бывшая 659-я батарея все-таки унаследовала, но один ее взвод остался в Германии. Куда он мог быть направлен при условии пополнения до уровня батареи, можно только предполагать, а учитывая обилие спецподразделений из состава полка "Бранденбург-800", которые действовали на территории Крымского полуострова весь 1942 год, можно предположить, что второй взвод был переброшен именно в этот район, где востребованность такой техники была очевидна любому участнику "Охоты на дроф" и "Лова осетра". В этом случае, под Севастополем могли появиться и длинноствольные StuG, переоборудованные для преодоления водных преград.

Среди "крымских" артдивизионов StuG.III весной 1942 года появилась целая батарея с такой техникой, которая, по выражению исследователя Франца Куровски, "в результате ожесточенной бюрократической борьбы" досталась штабу 190-го дивизиона, который передал шесть короткоствольных орудий 197-му дивизиону. А ведь именно эта техника могла изначально быть оснащена для форсирования водных преград, не говоря уже и о двух батареях 249-го дивизиона, про экипажи и машины которых сравнительно мало известно. Еще одним, достаточно неожиданным, но в то же время естественным, является и вопрос о батарее штурмовых орудий Ляйбштандарта СС "Адольф Гитлер". Напомним, что еще в соответствии с самым первым планом вторжения на Британские острова, это соединение шло во втором эшелоне, и следовательно, переоборудование техники в амфибийную, которое началось в дальнейшем и в других соединениях, помимо уже сформированных спецбатальонов, могло коснуться и этого подразделения, в составе которого имелись, кстати, и плавающие фольксвагены, а также истребители танков с 47-мм орудиями, об участии которых в боях на Южной стороне Севастопольской бухты 29 июня 1942 года повествуют некоторые источники.

По материалам работы Б.Ф. Тынчерова -
"Сталинский аргумент Эриха фон Манштайна. Германские плавающие и ныряющие танки:
Амфибийная бронетехника в боях за Крым весной-летом 1942 года"

 

Комментарии   

 
#1 Крест 14.08.2012 22:19
Господин Тынчеров претендует нынче на роль эксперта по бронетехнике в Крыму, однако перечитав все его работы, оказавшиеся в открытом доступе, обращаться к его творчеству не советую. Слишком много лишнего и непроверенного (фотографии с интернет-аукционов как источник - причем такие, что к местности не привяжешь), порой - просто погоня за жареными фактами (Т-35 и танки ленд-лиза в Крыму), жуткая политическая ангажированность ("Путин, уйди")...Такой региональный мини-Резун получается, к сожалению...
Цитировать
 

Мини-навигатор
по сайту
Танки первой мировой
Танки СССР Второй мировой войны Вермахт Танки союзников СССР во Второй мировой войне - США, Англия, Франция, Польша Танки Италии, Японии, Чехословакии
Танки после войны
Танки мира
Про танкиСодержание
Танковый биатлон

Читайте в блоге pro-tank.ru

Россия на международной выставке ЕВРОСАТОРИ-2012
Россия на международной выставке ЕВРОСАТОРИ-2012
Премьеры России на EUROSATORY В прессслужбе "Рособоронэкспорта" сообщили что на выставке вооружений и военной техники сухопутных войск и наземных средств ПВО...
"Танковый биатлон - 2014": результаты гонки "Спринт"

"Спринт" II этап танкового биатлона 12 августа ЧМ "Танковый биатлон 2014" продолжится заездами третьих экипажей 12 команд...

Новости


Популярные новости


Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту