War Thunder Авиация, бронетехника и флот: сотни реально существовавших моделей

Информация
Новости сайта pro-tank.ru

FeedBurner

Твиттер - pro-tank.ru

Танки-амфибии в операции "Барбаросса"
pro-tank.ru   

Танки-амфибии"

Начало войныАнализ территорий СССР, советско-германской границы и сама война вызывали много вопросов у немецкого руководства. И хотя об укреплениях "Линии Сталина" германская разведка имела весьма своеобразное представление, а строительные манипуляции на "Линии Молотова" не были даже завершены и носили больше демонстрационный характер, но у командования сухопутных сил имелись данные о том, насколько сложной является речная система Украины и Белоруссии с их знаменитыми Припятскими болотами. На самом первом этапе основные проблемы создавала река Западный Буг со своими притоками, по которой проходила граница между польским генерал-губернаторством и советской территорией, и которая, к тому же, весной 1941 года разлилась. При этом, паводок не спадал вплоть до мая, вследствие чего территория на многих участках стала болотистой и труднопроходимой.

Вопрос о возможности применить амфибийную технику в сложившейся ситуации, в том числе и на участке Западного Буга, где предстояло действовать 2-й танковой группе, приобретал практическое звучание, а 18-я танковая дивизия становилась ударным соединением, в полном объеме технически подготовленным к боевым действиям в условиях такого "сложного рельефа".

Эмблема

Структура 18-й танковой дивизии
1941 год (Восточный фронт)
  • 18-й танковый полк
    • 1-й танковый батальон
    • 2-й танковый батальон
  • 28-й танковый полк
    • 1-й танковый батальон
    • 2-й танковый батальон
  • 18-я моторизованная бригада
    • 51-й моторизованный полк
      • 1-й моторизованный батальон
      • 2-й моторизованный батальон
    • 101-й моторизованный полк
      • 1-й моторизованный батальон
      • 2-й моторизованный батальон
    • 18-й мотоциклетно-пехотный батальон
  • 88-й артиллерийский полк
    • 1-й артиллерийский дивизион
    • 2-й артиллерийский дивизион
    • 3-й артиллерийский дивизион
  • 18-й разведывательный батальон
  • 88-й противотанковый дивизион
  • 98-й саперный батальон
  • 88-й батальон связи
  • Части обеспечения
1943 год (Восточный фронт)
  • 18-й танковый батальон
  • 52-й панцергренадирский полк
    • 1-й панцергренадерский батальон
    • 2-й панцергренадерский батальон
  • 101-й панцергренадерский полк  
    • 1-й панцергренадерский батальон
    • 2-й панцергренадерский батальон
  • 18-й артиллерийский полк
    • 1-й артиллерийский дивизион
    • 2-й артиллерийский дивизион
    • 3-й артиллерийский дивизион
  • 18-й разведывательный батальон
  • Зенитно-артиллерийский дивизион
  • 88-й противотанковый дивизион
  • 98-й саперный батальон
  • 88-й батальон связи
  • Части обеспечения
Структура 18-й танковой дивизии

В каких танковых соединениях были танки подводного хода к началу операции "Барбаросса" (помимо 18-й ТД)?

Восстанавливая общую картину в вопросе с амфибийными танками вермахта накануне Великой Отечественной войны на границе с СССР, необходимо обратить внимание, что спецтехника в некотором количестве была представлена и в составе других танковых соединений, а не только в частях 3-й и 18-й танковых дивизий. Так, на сегодняшний день точно известно, что помимо III батальона 6-го ТП 3-й ТД (PzIII модификаций G и Н, PzIV модификации Е), амфибии присутствовали и в составе 4-й ТД. Во-первых, это могли быть единичные машины из состава спецбатальона "С", который придавался в рамках операции "Морской лев" именно этому соединению, а во-вторых, весной 1941 года линейные машины 35-го ТП 4-й ТД могли быть переоборудованы как амфибии. Интересно, что в это же время танки подводного хода получил и 36-й ТП, ранее также входивший в состав 3-й ТД, а к весне 1941 года ставший основой 14-й танковой дивизии. Таким образом, указанное соединение, бывшее в составе 1-й танковой группы, также имело амфибийные машины.

План Германии
Карта
Немцы в Европе
Стратегический план войны Германии против СССР ( План Барбаросса)
Группировка сил накануне нападения фашистской Германии на СССР
Военно-промышленная база фашистского блока в Европе к июню 1941 года

Знак

Структура 3-й танковой дивизии
1940 год (Франция)
  • 3-я танковая бригада "Берлин"
    • 5-й танковый полк "Вюндсдорф"
      • 1-й танковый батальон
      • 2-й танковый батальон
    • 6-й танковый полк "Неюруппин"
      • 1-й танковый батальон
      • 2-й танковый батальон
  • 3-я моторизованная бригада "Эберсвальд"
    • 3-й моторизованный полк
      • 1-й моторизованный батальон
      • 2-й моторизованный батальон
    • 3-й мотоциклетно-пехотный батальон "Фрейевальд"
  • 75-й артиллерийский полк "Эберсвальд"
    • 1-й артиллерийский дивизион
    • 2-й артиллерийский дивизион
  • 3-й разведывательный батальон
  • 39-й противотанковый дивизион
  • 39-й саперный батальон
  • 39-я рота связи
  • Части обеспечения
    • 83-й отряд снабжения
1943 год (Восточный фронт)
  • 6-й танковый полк
    • 1-й танковый батальон
    • 2-й танковый батальон
  • 3-й панцергренадирский полк
    • 1-й панцергренадерский батальон
    • 2-й панцергренадерский батальон
  • 394-й панцергренадирский полк
    • 1-й панцергренадерский батальон
    • 2-й панцергренадерский батальон
  • 75-й артиллерийский полк
    • 1-й артиллерийский дивизион
    • 2-й артиллерийский дивизион
    • 3-й артиллерийский дивизион
  • 1-й разведывательный батальон
  • 314-й зенитно-артиллерийский дивизион
  • 543-й противотанковый дивизион
  • 39-й саперный батальон
  • 39-й батальон связи
  • Части обеспечения
    • 83-й отряд снабжения
Структура 3-й танковой дивизии

Достоверно известно и о наличии перед началом вторжения на территорию СССР танков Tauchpanzer III и Tauchpanzer IV в составе 17-й танковой дивизии, присутствии некоторого числа Tauchpanzer III модификации G в батальоне "А" 7-го танкового полка 10-й танковой дивизии, а также амфибийного танка Pz.III в 7-й танковой дивизии. По поводу 7-й и 10-й ТД -появление спецтехники могло произойти в рамках подготовки к высадке на Британские острова, где указанные соединения наряду с 4-й и 8-й ТД, находились во втором эшелоне. Любопытно и распределение техники по типам к началу операции "Барбаросса" и в двух "основных" соединениях:

PzI

Дивизия
Полк
Pz.I
3-я ТД
6-й ТП
-
18-я ТД
18-й ТП
6

PzII

Дивизия
Полк
Pz.II
3-я ТД
6-й ТП
58
18-я ТД
18-й ТП
50

Pz38(t)

Дивизия
Полк
Pz.38(t)
3-я ТД
6-й ТП
-
18-я ТД
18-й ТП
-

PzIII 37 mm

Дивизия
Полк
Pz.III 37 mm
3-я ТД
6-й ТП
29
18-я ТД
18-й ТП
99

PzIII 50 mm

Дивизия
Полк
Pz.III 50 mm
3-я ТД
6-й ТП
81
18-я ТД
18-й ТП
15

PzIV

Дивизия
Полк
Pz.IV
3-я ТД
6-й ТП
20
18-я ТД
18-й ТП
36

PzBef

Дивизия
Полк
Pz.Bef.
3-я ТД
6-й ТП
15
18-я ТД
18-й ТП
12

2-я танковая группа получила задачу в первый день наступления форсировать речную преграду по обе стороны от Бреста, прорвать фронт противника, а затем, быстро используя первоначальный успех, выйти в район Рославль - Ельня - Смоленск. При этом следовало воспрепятствовать противнику закрепиться и создать новый фронт обороны, обеспечив тем самым предпосылки для решающего успеха кампании уже в 1941 году. Основной проблемой была необходимость форсировать реку на глазах у противника, что могло быть удачным только при использовании фактора внезапности, который, в то же время, был лишь одним из нескольких главных факторов успеха. Главной составляющей была способность армии обеспечить быстрый захват плацдарма и подавление любых попыток противника контратаковать. Именно для этого командованию группы нужны были амфибийные танки.

На правом фланге 2-й ТГ действовал 24-й танковый корпус (генерал танковых войск фон Гейер), а также 4-я ТД, которая должна была наступать из Кодень с задачей перерезать шоссе Брест - Кобрин, и 3-я ТД, выдвигавшаяся из района севернее Кодень с задачей взять под контроль ту же коммуникацию. На левом фланге выступал 47-й танковый корпус (генерал танковых войск Лемельзен). При этом, 18-я и 17-я танковые дивизии должны были наступать между Леги и Пратулин через Западный Буг и Лесну на Слоним. Форсирование Западного Буга, которое в научно-популярной литературе упоминается очень часто, является, вероятно, единственным эпизодом с использованием амфибийной техники, о которых известно максимум подробностей. Так, первый командир дивизии, руководивший соединением в последующие два года, генерал Вальтер Неринг охарактеризовал эту операцию как великолепный спектакль, довольно бессмысленный, поскольку русским хватило ума отвести свои войска из приграничных районов, оставив только несколько пограничников, которые сражались храбро.

Немецкий танк

Pz.Kpfw.III Ausf.G из 4-й ТД, лето 1941 года

Известно, что танком подводного хода под номером 1 из состава I батальона 18-го ТП, которые вошел в воды Западного Буга в 04.45 утра, командовал обер-фельдфебель Виршин. Сразу же после выхода на противоположный берег, немецкие танки, как и предусматривала инструкция, освободились от резиновых заглушек на орудиях, а стрелки-заряжающие спустили камеры вокруг башенного погона. Командиры экипажей открыли башенные люки и, после сигнала командира батальона, начали наступление. Практически сразу навстречу амфибийным танкам вышли советские разведывательные бронемашины. На дистанции 800 метров германские танки открыли по противнику беглый огонь и вынудили подразделение, которое сразу же потеряло несколько единиц техники, отступить. Таким образом, 22 июня 1941 года в 04:45 утра в районе Пратулина 80 танков подводного хода из состава 18-й ТД (I батальон) форсировали Западный Буг, выполнив не только поставленную боевую задачу, но и продемонстрировав эффективность специальной техники. Состоялось ли форсирование реки Лесна, которое должно было проходить в этот же день, с уверенностью говорить нельзя, учитывая эпизод, имевший место с командиром 2-й танковой группы, который, двигаясь по следам частей 18-й ТД застал стратегический мост через реку, на котором по-прежнему находился советский охранный пост, ретировавшийся при появлении немецкого военачальника.

Танк Германии

Трофейный немецкий танк 18-й танковой дивизии Pz.Kpfw. III Ausf.J в освобожденной деревне

Интересные события происходили и южнее Бреста, у Коденя, где после успешного захвата моста внезапная атака 24-го танкового корпуса под командованием генерала фон Швеппенбурга также развивалась в соответствии с планом. Танки переходили по доставшемуся немцам целым мосту. Что же касается частей из состава 3-й ТД генерал-лейтенанта Моделя, то техника переходила реку по наскоро наведенным мостам. Возможно, некоторые амфибийные танки были задействованы, однако, это форсирование носило единичный характер, а не массовый, как это произошло в полосе наступления 18-й ТД. Так или иначе, спецтехника из состава 3-й танковой дивизии на Восточном фронте использовалась с целью форсирования водных преград. И применение ее на этом театре военных действий, как впрочем, и вся история бронеамфибий Третьего Рейха, неразрывно связана с одним выдающимся германским командиром - майором Фердинандом Шнайдером-Костальски.

Фердинанд Шнайдер-Костальски

Шнайдер-КостальскиФердинанд Шнайдер-Костальски 20.07.1908 в Австрии (г.Юденбург, Штирия), начал свою карьеру танкового командира в 33-м танковом батальоне, который был сформирован 1 июля 1938 года, где он служил в качестве командира роты вплоть до сентября. Начиная с 01.10.1938 и до лета 1940 года (в том числе, в течение всей Французской кампании) капитан Фердинанд Шнайдер-Костальски командует 2-й ротой I батальона 6-го танкового полка из состава 3-й танковой дивизии. В ходе ожесточенных боев против французских танков в районе дороги Жош - Жандрэн, машина командира роты, который зарекомендовал себя как храбрый офицер, была подбита. Подразделение Шнайдер-Костальски в этих боях захватило до 300 пленных, уничтожив несколько танков противника и пять его противотанковых орудий.

После завершения кампании на Западе, 25 июля 1940 года 2-я рота I батальона 6-го танкового полка во главе с капитаном Шнайдер-Костальски была выведена из части в состав экспериментального спецбатальона "С" также в качестве 2-й роты. С этого момента в боевой биографии Шнайдер-Костальски появляется амфибийная техника, в использовании которой впоследствии на Восточном фронте в 1941 году он сыграет ключевую роль.

Фердинанд Шнайдер-Костальски

ФердинандКак известно, после операции по форсированию Западного Буга, вновь амфибийные танки были применены по назначению уже на Днепре, когда в том же 1941 году немецие танки из состава III батальона 6-го танкового полка под командованием командира батальона - капитана Фердинанда Шнайдер-Костальски - успешно преодолели эту мощную речную водную преграду. Река в избранном для переправы месте составляла порядка 3000 м в ширину и примерно 10 - 15 м в глубину. Во время самого форсирования два танка даже завязли в грязи и временно вышли из строя. Тем не менее, в целом, дерзкая и удачная импровизация, которая была тщательно подготовлена, не ускользнула от внимания высшего руководства - 9 июля 1941 года, талантливый военачальник и организатор капитан Фердинанд Шнайдер-Костальски стал кавалером Рыцарского креста.

Операции подразделений III танкового батальона 6-го ТП под общим руководством капитана Шнайдер-Костальски, в целом, продолжались с 3 по 10 июля 1941 года. В частности, в районе Зборово (Беларусь - между населенными пунктами Рогачев и Гадиловичи), взвод под командованием обер-лейтенанта Энгельгардта, состоявший из трех амфибийных танков Pz.Kpfw.III с 37-мм орудиями, форсировал Днепр, хотя один танк, поврежденный несколькими попаданиями, впоследствии был взорван. Советские войска в этом районе оказались хорошо подготовлены к такого рода "сюрпризам" и оказали ожесточенное сопротивление, вследствие чего попытка захватить плацдарм на противоположном берегу не увенчалась успехом, и следующей ночью экипажи двух оставшихся машин предприняли меры к возвращению на исходный берег.

Документ

Основные проблемы были вызваны как самой глубиной, которая составляла 3,5 м, так и невозможностью найти удачное место для непосредственного выхода танков на берег, так как последний на данном участке был болотистый, и даже выявленный плоский участок не давал гарантии благополучной высадки. Также возникал вопрос и о возможности эффективно использовать радиостанцию, которая у Tauchpanzer III была снабжена воздушной трубой с поплавком, имевшим специальный крючок для ее крепления. Дело в том, что по поплавку и мачте радиостанции легко проследить траекторию подводного продвижения танка, и соответственно, управлять действиями его экипажа извне. Танкисты оказались в своеобразной ловушке и потому, что все резиновые уплотнители и водонепроницаемые элементы защиты корпуса и башни были потеряны в ходе первого преодоления речной преграды, а корпус одного из танков пострадал и от огня советского ПТО, в результате попадания которого образовалось отверстие размером с кулак, которое наспех было заделано деревянной щепой, чтобы предотвратить проникновение воды при следующем форсировании реки. Тем не менее, оставшиеся два танка не взрывали: одну машину удалось отбуксировать при помощи трех тяжелых (вероятно, трофейных советских) танков и одного тягача, второй танк был перемещен на исходный берег с использованием песчаной отмели.

Инцидент со взводом Энгельгардта показал, что использование амфибийных танков должно обеспечиваться соответствующим сопровождением пехотных и разведывательных подразделений, а также, по возможности, постановкой дымовой завесы, которая бы скрыла танки во время форсирования от огня ПТО противника. Важнейшим моментом во всей операции, было и предварительное исследование дна на его достаточную для прохождения машин твердость. Особенностью использования техники подводного хода было то, что действующая на танк выталкивающая сила уменьшала его давление на поверхность, что, в свою очередь, приводило к ослаблению сцепления гусениц с грунтом. Нередки были и случаи, когда водитель слишком забирал влево или вправо, и танк сделал полный оборот вокруг своей оси, поэтому от уровня его мастерства и наличия навыков использования гирокомпаса, во многом зависела судьба операции.

Все эти выводы, сделанные в реальной боевой обстановке, послужили дальнейшему успеху всей части, которая выполнила задачу по форсированию Днепра. Последовавшие затем тяжелейшие и сложнейшие бои, в которых огромные потери понесли на Тульском направлении 18-я танковая и 3-я танковая дивизии, естественно, сказались и на состоянии материально-технической базы 6-го ТП: когда генерал Гайнц Гудериан 15.09.1941 посетил 3-ю танковую дивизию, то среди прочего, он удостоверился в той сложной ситуации, в которой оказался 6-й танковый полк.

В этот день в распоряжении командира полка, подполковника Мюнцеля, имелся всего один немецкий танк Pz.Kpfw.IV, а также три танка Pz.Kpfw.III и шесть Pz.Kpfw.II. Спецбатальон "С" потерял в 1941 году на Восточном фронте практически все свои машины и был переформирован в обычный III танковый батальон 6-го танкового полка 3-й ТД. Несмотря на потери, часто объективного характера, Фердинанд Шнайдер-Костальски прекрасно зарекомендовал себя и в дальнейшем. Так, 23 октября 1941 года в районе Мценск - Тула он уничтожил тяжелый советский танк, за что впоследствии, уже после учреждения Sonderabzeichen fur das Niederkampfen von Panzerkampfwagen durch Einzelkampfer, был награжден 05.10.1942 нарукавным знаком "За уничтожение танка".

Нарукавный знак

С 21.10.1943 и по 25.07.1944 майор Шнайдер-Костальски командовал 39-м танковым полком (кадровой базой которого, кстати, был 33-й танковый батальон, в котором он начинал свою карьеру командира). Закончил свой боевой путь Фердинанд Шнайдер-Костальски, будучи временно исполняющим должность командира (mit der Fuhrung beauftragt) 3-го танкового полка - с 26.07.1944 и до 7 августа 1944 года, когда погиб на территории Нижней Нормандии (район Раум - Кан) в боях против союзников, которые в рамках операции "Оверлорд" провели широкомасштабную высадку войск на французское побережье.

По материалам работы Б.Ф. Тынчерова -
"Сталинский аргумент Эриха фон Манштайна. Германские плавающие и ныряющие танки:
Амфибийная бронетехника в боях за Крым весной-летом 1942 года"

 

Мини-навигатор
по сайту
Танки первой мировой
Танки СССР Второй мировой войны Вермахт Танки союзников СССР во Второй мировой войне - США, Англия, Франция, Польша Танки Италии, Японии, Чехословакии
Танки после войны
Танки мира
Про танкиСодержание
Танковый биатлон

Читайте в блоге pro-tank.ru

В 2013 году появится новый танк России
В 2013 году появится новый танк России
Серийное производство и поставки ВС РФ нового танка "Армата" начнутся в 2015 году а первый прототип ОАО...
Сергею Шойгу продемонстрировали БМД-4М
Сергею Шойгу продемонстрировали БМД-4М
В учебном центре училища ВДВ министру обороны продемонстрировали боевую машину десанта БМД4М Министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу...

Новости


Популярные новости


Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту