|
|
Средний танк М46 "Паттон" или "Генерал Паттон"
General Patton - в честь генерала Джорджа Смита Паттона, обычно сокращающееся до "Паттон".
В 1946 году танк М26 "Першинг", хорошо проявивший себя в боях Второй мировой войны, был подвергнут модернизации, которая заключалась в установке нового, более мощного двигателя, применении болгидромеханической силовой передачи, установке пушки того же калибра, но с несколько улучшенными баллистическими данными, новой системы управления и новых приводов управления огнем.Изменена была также конструкция ходовой части. В результате танк потяжелел, но его скорость осталась прежней. В 1948 году модернизированная машина была принята на вооружение под обозначением М46 "Паттон" и до 1952 года считалась основным танком армии США. По внешнему виду танк М46 почти ничем не отличался от своего предшественника, если не считать того, что на танке "Паттон" были установлены другие выпускные патрубки и несколько изменена конструкция ходовой части и пушки. Корпус и башня по конструкции и толщине брони остались такими же, как и на танке М26. Объясняется это тем, что при создании М46 американцы использовали большой запас корпусов танков "Першинг", выпуск которых по окончании войны был прекращен.
М46 "Паттон" имел боевую массу 44 т и вооружался 90-мм полуавтоматической пушкой МЗА1, которая вместе с маской, соединенной болтами с люлькой пушки, вставлялась в амбразуру башни и крепилась на специальных цапфах. На дульной части ствола пушки было смонтировано эжекционное устройство для очистки канала ствола и гильзы от пороховых газов после выстрела. Основное вооружение дополняли два 7,62-мм пулемета, один из которых был спарен с пушкой, а второй устанавливался в лобовом броневом листе. На крыше башни располагался 12,7-мм зенитный пулемет. Боекомплект пушки состоял из унитарных выстрелов, большая часть которых размещалась на днище корпуса танка под боевым отделением, а остальные были вынесены из нижней боеукладки и размещены на левом борту башни и на бортах боевого отделения.
М46 "Паттон" имел классическую компоновку: двигатель и трансмиссия располагались в кормовой части машины, боевое отделение - в средней, впереди размещалось отделение управления, где находились механик-водитель и его помощник (он же стрелок из курсового пулемета). В отделении управления агрегаты располагались довольно свободно, чего нельзя сказать о силовом отделении, которое было скомпоновано так плотно, что для промывки топливных фильтров, регулировки системы зажигания, обслуживания генераторов, смены бензиновых насосов и других узлов и агрегатов требовалось вынуть весь блок силовой установки и трансмиссии.
Такая компоновка была вызвана необходимостью размещения в силовом отделении двух топливных баков большой емкости и значительного по габаритам 12-цилиндрового бензинового двигателя воздушного охлаждения "Континентал" с V-образным расположением цилиндров, который развивал мощность 810 л. с. и обеспечивал движение по шоссе с максимальной скоростью 48 км/ч. Трансмиссия типа "Кросс-Драйв" фирмы "Аллисон" имела гидравлические приводы управления и представляла собой единый агрегат, который состоял из первичного редуктора, комплексного гидротрансформатора, коробки передач и механизма поворота. Коробка передач имела две скорости при движении вперед (замедленную и ускоренную) и одну при движении назад.
Управление коробкой передач и механизмом поворота осуществлялось одним рычагом, который служил как для переключения передач, так и для поворота танка. Ходовая часть танка М46 отличалась от ходовой части своего предшественника М26 тем, что на М46 между ведущими колесами и задними опорными катками было установлено по одному дополнительному катку небольшого диаметра для обеспечения постоянства натяжения гусениц и предотвращения их сбрасывания. Кроме этого, на передних узлах подвески были установлены вторые амортизаторы. В остальном ходовая часть "Паттона" была аналогична ходовой части М26. Танк М46 был приспособлен для действий в условиях низкой температуры и имел специальное оборудование для преодоления водных преград.
Тактико-технические характеристики среднего танка М46 "Паттон":
Боевая масса, т |
44 |
Экипаж, чел |
5 |
Габаритные размеры, мм:
|
длина с пушкой вперед |
8400 |
ширина |
3510 |
высота |
2900 |
клиренс |
470 |
Вооружение:
|
|
90-мм пушка МЗА1, два 7,62-мм пулемета "браунинг" М1919А4, 12,7-мм зенитный пулемет М2 |
Боекомплект:
|
|
70 выстрелов, 1000 патронов калибра 12,7-мм и 4550 патронов калибра 7,62-мм |
Двигатель |
"Континентал", 12-цилиндровый, V-образный, карбюраторный, воздушного охлаждения, мощность 810 л. с. при 2800 об/мин |
Удельное давление на грунт, кг/см.кв |
0,92 |
Скорость по шоссе, км/ч |
48 |
Запас хода по шоссе, км |
120 |
Преодолеваемые препятствия:
|
высота стенки, м |
1,17 |
ширина рва, м |
2,44 |
глубина брода, м |
1,22 |
Источники:
- Б. А. Курков, В. И. Мураховский, Б. С. Сафонов "Основные боевые танки";
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- В. Мальгинов. От "Першинга" до "Паттона" (средние танки M26, M46 и M47);
- Hunnicutt, R. P. Patton: A History of the American Main Battle Tank;
- S. J. Zaloga. M26/M46 Medium Tank 1943-1953;
- Steven J Zaloga, Tony Bryan, Jim Laurier - M26-M46 Pershing Tank 1943-1953;
- J. Mesko. Pershing/Patton in action. T26/M26/M46 Pershing and M47 Patton;
- Tomasz Begier, Dariusz Użycki, Patton Cz.I - M-47.
|
|
|
|
|