Тяжелый пушечный танк
№1 120-мм, "Конкэрор" (Conqueror), A214.
При создании "Центуриона" предполагалось, что он будет также хорошим противотанковым средством. Однако ввиду отмеченных ранее недостатков и в связи с более высокими боевыми качествами машин подобного типа в других странах, танк "Центурион" для выполнения подобной задачи оказался малопригоден. Поэтому английские конструкторы спроектировали для того времени новый тяжелопушечный танк. В боекомплекте машины, состоявшем из 35 выстрелов, имелись подкалиберные снаряды с отделяющимся поддоном. Для облегчения заряжания пушки конструкторы предусмотрели механизм выброса стреляных гильз. Кроме пушки, были установлены два 7,62-мм пулеметами, один из которых был спарен с пушкой, а другой устанавливался на командирской башенке слева от люка командира и имел дистанционное управление. Огонь из этого пулемета вел командир экипажа. В 1961 году ряд танков "Конкэрор" был вооружен ПТУРС "Малкара", которые устанавливались на башне.
В башне имелись три люка: два на крыше справа и слева над рабочими местами наводчика и заряжающего и один люк в правом борту башни, который использовался как запасной для загрузки боеприпасов, а также для выбрасывания стреляных гильз. На крыше башни, ближе к корме, была установлена командирская башенка. В ней размещались прицельные приспособления и приборы управления огнем, включая монокулярный дальномер, а также органы управления механизмом поворота башни и подъемным механизмом пушки. Для наблюдения за местностью в распоряжении командира и наводчика имелись перископы.
Механик-водитель располагался в отделении управления справа. Над его сиденьем в крыше имелась неподвижная башенка, в которой были смонтированы блоки смотровых приборов. Башенка снабжалась люком с крышкой, которая в открытом положении была приподнята и отведена вправо. На танке устанавливался 12-цилиндровый бензиновый двигатель жидкостного охлаждения "Метеор". В отличие от двигателя "Центуриона" он был оборудован нагнетателем и системой непосредственного впрыска топлива, что позволило увеличить мощность двигателя до 810 л. с. Трансмиссия сохранилась без существенных изменений. В ходовой части были применены более широкие гусеницы, опорные катки малого диаметра с внутренней амортизацией (их число увеличилось с 6 до 8 на борт) и блокированная в тележки по два катка подвеска с винтовыми пружинами. Конструкция тележек подвески была такой же, как и на "Центурионе".
Характеристики тяжелопушечного танка "Конкэрор"
Боевая масса, т |
65 |
Экипаж, чел |
4 |
Габаритные размеры, мм:
|
длина с пушкой вперед |
11890 |
ширина |
3960 |
высота |
3150 |
клиренс |
510 |
Броня, мм
|
лоб башни |
200 |
Вооружение:
|
|
120-мм нарезная пушка; два 7,62-мм пулемета |
Боекомплект:
|
|
35 выстрелов. |
Двигатель |
Двигатель Роллс-Ройс "Метеор", 12-цилиндровый, бензиновый, с непосредственным впрыском топлива, жидкостного охлаждения, мощность 810 л. с. |
Удельное давление на грунт, кг/см.кв |
0,90 |
Скорость по шоссе, км/ч |
34 |
Запас хода по шоссе, км |
150 |
Преодолеваемые препятствия:
|
высота стенки, м |
0,9 |
ширина рва, м |
3,35 |
глубина брода, м |
1,45 |
"Конкэрор" во многом повторял особенности компоновки и конструкции "Центурион", являясь его как бы пропорционально увеличенным повторением. Этим и объясняется слишком большой вес машины при более мощном вооружении и бронировании.
Корпус танка был сварным и имел такую же конфигурацию, как на "Центурионе". Борты корпуса и верхняя часть ходовой части были прикрыты броневыми экранами, которые предназначались для защиты от кумулятивных противотанковых снарядов. Башня выполнялась литой и ее конфигурация была значительно улучшена, но в кормовой части сохранились обратные уклоны. По толщине ответственных броневых деталей "Конкэрор" значительно превосходил танк "Центурион". Например, толщина лобовой брони его башни достигала 200-мм.
Длинноствольная 120-мм пушка с начальной скоростью снаряда примерно 1000 м/сек (как у американского танка М103) оснащалась таким же оборудованием, что и пушка последней модификации "Центурион": системой стабилизации в двух плоскостях, механизмами наведения с электрическими приводами, командирской системой управления огнем и эжекционным устройством для удаления пороховых газов. "Конкэрор" находился на вооружении танковых соединений британской Рейнской армии. Они выпускались в ограниченном количестве и после появления основных боевых танков "Чифтен" утратили свое значение и были сняты с производства.
Модификации:
* Conqueror Mk I - первая серийная модификация, выпущено 20 единиц;
* Conqueror Mk II - основная производственная модификация, отличалась рядом небольших изменений. Выпущено 165 единиц.
Машины на базе "Конкэрора":
* FV222 - БРЭМ, выпущено 28 единиц.
Источники:
- Michael Norman "Conqueror heavy gun tank" [AFV Weapons Profile38];
- Mike Burton Conqueror Mk.1;
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг".
- Baxter, Brian S. (1989). Breakdown: A History of Recovery Vehicles in the British Army;
- Ford, Roger (1997). The World's Great Tanks from 1916 to the present day.