Ракетный танк ИТ-1
("Истребитель Танков", "Объект 150")
На базе узлов и агрегатов среднего танка Т-62 коллективом КБ Уралвагон завода под руководством главного конструктора Л. Н. Карцева был создан ракетный танк ИТ-1. После продолжительных испытаний в 1968 году танк был принят на вооружение.Серийное производство новой машины продолжалось с 1968 по 1970 год. Корпус танка сварной из броневых катаных листов. Башня литая, в ней размещается выдвижная пусковая установка ПТУР с автоматом заряжания. Машина оснащена дневным и ночным прицелами, стабилизатором станции наведения ракет. Башня имеет электрический и ручной механизмы поворота. Стрельба ракетами с радиокомандной системой наведения велась только днем с места и движения на дистанцию 300-3300 м.
Конструкторами Уралвагонзавода им. Ф.Э. Дзержинского, после многих трудностей, была создана принципиально новая боевая машину. ИТ-1 (ИТ - "Истребитель Танков") - первый танк СССР с высокоточным вооружением. Танк ИТ-1 - закрытая боевая гусеничная машина, имеющая ракетное вооружение, надежную броневую защиту и высокую маневренность.
Компоновка машины - классическая. Экипаж состоит из трех человек: командир танка, наводчик-оператор и механик-водитель. Отделение управления находится в носовой части корпуса машины.Справа от сиденья механика-водителя, располагаются три топливных бака. Средний топливный бак (как у танка Т-62) не устанавливался. Над сиденьем в крыше корпуса есть люк механика-водителя, закрывающийся поворотной броневой крышкой. Впереди люка устанавливались два призменных смотровых прибора наблюдения. Для вождения танка ночью мог устанавливаться ночной подсветочный прибор наблюдения ТВН-2. За сиденьем механика-водителя на днище корпуса размещался ящик с инструментом и находился люк запасного выхода. Боевое отделение танка ИТ-1 находится в средней части корпуса и башне танка. Его компоновка и оборудование принципиально отличались от боевого отделения танка Т-62. Внутри башни располагалась система заряжания и пуска (СЗП), состоящая из механизма заряжания (механизированный стеллаж с ТУРС) и ПУ с электрооборудованием и цепями пуска.
На каркасе механизма заряжания, слева, было установлено сиденье командира, справа - сиденье наводчика-оператора. Впереди сиденья командира на каркасе механизма заряжания монтировались: блок питания снаряда, блок выверки прицела, распределительный щиток. Впереди слева от этого сиденья устанавливались пулемет ПКТ и баллоны системы очистки защитных стекол входных окон прицелов. Слева от командира располагалась радиостанция Р-123 и над ней - аппарат № 1 танкового переговорного устройства (ТПУ). Впереди оператора устанавливался дневной прицел. Правее - ночной прицел, блоки устройства выработки команд и шифратор, пульт наводчика-оператора и три диссекторных блока устройства съема координат.
Справа от оператора на башне крепился пульт оператора. Слева в крыше башни находилась командирская башенка с люком с системой командирского целеуказания, четырьмя призменными приборами наблюдения Л-36.65сб-2Б и комбинированным для дневного и ночного наблюдения прибором ТКН-3, над которым устанавливался осветитель ОУ-ЗКГ. Справа в крыше башни размещался люк наводчика-оператора; перед ним устанавливался один призменный прибор наблюдения Л-36.65сб-2Б. Позади люка располагался лючок для трубы ОПВТ. Между люками командира и наводчика-оператора находился люк выдачи ПУ. Слева, на передней части башни установлены осветитель Л-2Г ночного прицела и фара Ф-125. На днище корпуса истребителя танков, по оси вращения башни, монтировались вращающееся контактное устройство ВКУ-330 и погонное устройство механизма заряжания.
У левого борта корпуса размещался подогреватель. На этом же борту находились запасные головки ночного и дневного прицелов, запасная призма прибора командира, кнопка ручного включения системы НПО и бачок для питьевой воды. На правом борту крепились: ящик укладки прибора ТВН2, автомат АК-47, коробка автономного дегазационного комплекта, огнетушитель ОУ-2, сигнальный пистолет, передняя рама осветителя ОУ-3КГ. У перегородки МТО размещались три ТУРС 3М7, семь магазинов-коробок к пулемету и сумка с ЗИП пулемета ПКТ. МТО располагалось в кормовой части корпуса и было отделено от боевого отделения герметичной перегородкой. В нем размещались: двигатель, с обслуживающими системами, агрегаты трансмиссии с приводами управления, вентилятор системы охлаждения, противопожарное оборудование (ППО).
Вооружение танка состояло из управляемого ракетного комплекса 2К4 "Дракон" (основное оружие) и 7,62-мм пулемета ПКТ (вспомогательное оружие). В комплекс управляемого вооружения входили: СЗП, дневной 1-ОП2 и ночной 1ПН12 прицелы, станция наведения, радиоуправляемые ТУРС 3М7, а также средства подготовки и контроля вооружения. ПУ с автоматическим заряжанием монтировалась внутри боевого отделения и выдвигалась на время выстрела из башни через специальный люк в крыше. Наведение по горизонту осуществлялось поворотом башни. Время перевода ПУ из походного положения в положение готовности, определявшееся временем раскрутки гироскопов, достигало 1 - 1,5 мин, из положения готовности в боевое - 6 с. Время непрерывной работы комплекса составляло 4 ч.
Для слежения и наведения ракеты на цель, а также для стрельбы из пулемета ПКТ использовался монокулярный перископический (со стабилизированным полем зрения в двух плоскостях) дневной прицел 1-ОП2, с 8-кратным увеличением. Для стрельбы ночью применялся электронно-оптический перископический прицел 1ПН12 с 7,3-кратным увеличением. Он устанавливался в башне справа от прицела 1-ОП2. В качестве источника инфракрасного света использовался прожектор Л-2Г с ИК-фильтром. Наведение на цель, производство выстрела осуществлялись с помощью пульта управления дневного прицела 1-ОП2. Защитные стекла прицелов имели электросистему обогрева. Оператор, выбрав цель и удерживая ее в перекрестье прицела, нажимал кнопку, производя пуск ТУРС, и удерживал перекрестье на цели до попадания ТУРС в цель. В момент пуска перед входным окном прицела автоматически в течение 1,5 с устанавливалась воздушная завеса. Оптические прицельные устройства обеспечивали максимальную дальность стрельбы днем - 3 км, ночью с места - 1-1,5 км (минимальная от 400-600 м). Минимальная дальность стрельбы днем составляла 300 м. После схода ракеты ПУ автоматически убиралась в башню.
Пулемет ПКТ устанавливался в левой стороне башни. Заряжание пулемета осуществлялось командиром экипажа. Непоражаемое пространство перед танком при стрельбе из пулемета составляло 25 м. Полуавтоматическая радиосистема управления ТУРС позволяла вести одновременную стрельбу из нескольких истребителей танков на всех дистанциях, как с места ночью, так еще и с ходу - в дневных условиях. В качестве запасного варианта наведения предусматривалось ручное управление при визуальном наблюдении оператором цели и ТУРС. На поражение цели расходовались один-два ТУРС. ТУРС 3М7 "Дракон" (калибр 180-мм, длинна 1250-мм, масса 50 кг, максимальная скорость полета 200 м/с). Его КБЧ пробивала 250-мм броневой лист, установленный под углом 30° от вертикали. Для транспортировки и размещения ТУРС в боеукладке его оперение складывалось и надевались опоры. Автоматика системы заряжания ПУ приводилась в действие путем нажатия кнопки "Заряжай" на дневном прицеле 1-ОП2 и обеспечивала подготовку ТУРС к первому выстрелу через 6 - 7 с после нажатия кнопки. Автоматизация заряжания обеспечивала техническую скорострельность до 5 выстр./мин и прицельную скорострельность при стрельбе на дальность 3000 м - 2,5 выстр./мин. Боекомплект к пулемету ПКТ составлял 2000 патронов, которые укладывались в восемь магазинов-коробок. Кроме того, в боевом отделении размещались: 7,62-мм автомат АК-47 в чехле, сумки с магазинами (600 патронов); 12 ручных гранат Ф-1 в пяти сумках, сигнальный пистолет и 20 патронов к нему.
Броневая защита танка ИТ-1 - противоснарядная. Корпус машины сваривался из броневых катаных листов толщиной 20, 30, 40, 80 и 100-мм, установленных с рациональными углами наклона, и незначительно отличался от корпуса танка Т-62. В вырезе на верхнем наклонном листе слева, в месте соединения его с передним листом крыши, вваривалось основание приборов наблюдения механика-водителя, закрываемых броневыми крышками. Борта корпуса - вертикальные броневые листы. В передней части к ним снаружи и к наклонным листам носовой части и наклонной части днища приваривались кронштейны кривошипов направляющих колес. Кормовая часть корпуса состояла из двух броневых листов. Для защиты погона башни от прямого пулевого попадания к корпусу приваривались броневые планки. На крыше корпуса истребителя танков на шариковой опоре устанавливалась низкопрофильная башня, представлявшая собой фасонную стальную отливку со стенками переменной толщины от 60 до 135 мм. Лобовая часть башни имела толщину от 120 до 200 -мм.
1 |
сиденье механика-водителя |
9 |
дизель В-26 |
2 |
щиток механика-водителя |
10 |
коробка передач |
3 |
передающая антенна системы управления ТУРС "Дракон" |
11 |
водяной радиатор системы охлаждения двигателя |
4 |
ТУРС "Дракон" |
12 |
вентилятор |
5 |
механизированный стеллаж ТУРС |
13 |
200-литровая бочка с топливом |
6 |
механизм захвата (выдачи) ТУРС |
14 |
буксирный крюк задний |
7 |
сиденье командира танка |
15 |
планетарный механизм поворота |
8 |
укладка ТУРС у перегородки МТО |
16 |
торсионный вал |
17 |
передний грязевой щиток |
25 |
задний грязевой щиток |
18 |
ограждение фар |
26 |
откидная крышка вентилятора |
19 |
надгусеничная полка |
27 |
опорные кронштейны |
20 |
подбашенные броневые планки |
28 |
выхлопной коллектор |
21 |
кольцевая выточка |
29 |
крышка люка механика-водителя |
22 |
крыша МТО |
30 |
броневые крышки приборов наблюдения |
23 |
крышка люка доступа к двигателю |
31 |
торсион переднего грязевого щитка |
24 |
торсион крыши над водорадиатором |
|
|
32 |
косынка |
37 |
упор |
33 |
верхний лобовой броневой лист |
38 |
кронштейн крепления балансира |
34 |
нижний лобовой броневой лист |
39 |
бортовой броневой лист |
35 |
кронштейн кривошипа направляющего колеса |
40 |
кронштейн крепления амортизатора |
36 |
ограничитель |
41 |
картер бортового редуктора |
42 |
рычаг амортизатора |
45 |
буфер |
43 |
проушина |
46 |
ось катка |
44 |
упор |
47 |
балансир |
48 |
осветитель Л-2Г |
52 |
наружные дополнительные топливные баки |
49 |
антенна радиостанции Р-123 |
53 |
крыша люка для доступа к болтам крепления вентилятора |
50 |
осветитель ОУ-ЗКГ |
54 |
запасные траки |
51 |
труба ОПВТ |
|
|
55 |
руль |
62 |
неподвижный кронштейн |
56 |
стабилизатор |
63 |
крышка люка командира танка |
57 |
сопло маршевого двигателя |
64 |
крюк |
58 |
сопло стартового двигателя |
65 |
кронштейн крепления осветителя Л-2Г |
59 |
бронеколпак головки ночного прицела |
66 |
амбразура спаренного пулемета; |
60 |
крышка люка наводчика |
67 |
рейка-контейнер ТУРС |
61 |
крышка люка выдачи |
68 |
опора |
Для обеспечения действия истребителя танков в условиях применения оружия массового поражения устанавливалась система ПАЗ, обеспечивавшая герметизацию боевого отделения и отделения управления с созданием избыточного давления и очисткой воздуха от радиоактивной пыли с помощью центробежного нагнетателя. Включение системы ПАЗ осуществлялось автоматически. Водные преграды глубиной до 5 м и протяженностью до 700 м ИТ-1 мог преодолевать по дну с помощью ОПВТ. В МТО поперек корпуса машины устанавливался дизель В-55А мощностью 580 л.с. Емкость трех основных топливных баков составляла 695 л. Снаружи танка на правой надгусеничной полке устанавливались три наружных топливных бака общей емкостью 285 л. Запас хода по шоссе на основных топливных баках достигал 470 км, с установкой двух 200-литровых дополнительных бочек - 670 км. Трансмиссия танка - механическая. Для ведения радиосвязи на ракетном танке ИТ-1 устанавливалась приемо-передающая радиостанция Р-123, для внутренней связи между членами экипажа - танковое переговорное устройство Р-124.
Тактико-технические характеристики ракетного танка ИТ-1
Боевая масса, т |
35 |
Экипаж, чел |
3 |
Габаритные размеры, мм:
|
длина |
6630 |
ширина |
3330 |
высота |
2200 |
клиренс |
430 |
Броня, мм
|
лоб корпуса |
100 |
лоб башни |
206 |
Вооружение:
|
|
ПУ ПТУР "Дракон"; 7,62-мм пулемет |
Боекомплект:
|
|
15 ПТУР "Дракон", 2000 патронов калибра 7,62-мм |
Двигатель |
Двигатель В-55, дизельный, V-образный, 12-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощность 580 л. с. |
Удельное давление на грунт, кг/см.кв. |
0,74 |
Скорость по шоссе, км/ч |
50 |
Запас хода по шоссе, км |
550 |
Преодолеваемые препятствия:
|
высота стенки, м |
0,8 |
ширина рва, м |
2,80 |
глубина брода, м |
1,40 (с ОПВТ - 5м) |
Источники:
- А. В. Карпенко. Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905-1995 гг.);
- Карпенко А. Ракетные танки. (Библиотека журнала "Техника Молодежи");
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- Christoper Chant "World Encyclopedia of the Tank"
- М. Барятинский. Советская бронетанковая техника 1945-1995. (Бронеколлекция);
- М. В. Павлов, И. В. Павлов. "Отечественные бронированные машины 1945-1965 гг."