Легкий танк SK-105 "Кирасир"
В австрийской армии классифицируется, как истребитель танков. Танк "Штейр" SK-105 известный также под названием "Кирасир" был разработан для того чтобы обеспечить австрийскую армию собственным противотанковым средством способным действовать на сильно пересеченной местности. Работы над танком в 1965 году начала компания "Заурер-Верке" в 1970 году вошедшая в объединение "Штеир-Даймлер-Пух". За основу конструкции шасси был принят БТР "Заурер". Первый образец танка был собран в 1967 году, пять предсерийных образцов - в 1971 году. К началу 1993 г было выпущено около 600 машин для австрийской армии и на экспорт, продавался в Аргентину Боливию Марокко и Тунис. Танк имеет традиционную компоновку - отделение управления размещено впереди боевое в середине моторно-трансмиссионное сзади. Рабочее место водителя смещено к левому борту. Справа от него находятся аккумуляторные батареи и немеханизированная боеукладка.
![tank SK-105 Kürassier tank SK-105 Kürassier](/images/stories/sovremen/sk105_02.jpg)
Перед люком водителя установлено три призменных прибора наблюдения центральный из которых при необходимости заменяется на пассивный перископический прибор ночного видения Особенностью компоновки является использование качающейся башни. Башня танка SK-105 создана на основе французской башни FL12 путем внесения многочисленных усовершенствований В ней командир размещается слева наводчик - справа. Поскольку башня качающаяся все прицелы и приборы наблюдения постоянно связаны с основным и вспомогательным вооружением. Экипаж танка 3 человека. В связи с применением автоматического заряжания пушки отсутствует заряжающий. Кормовое положение МТО определяет компоновку ходовой части - ведущие колеса сзади направляющие колеса с механизмами натяжения гусениц - впереди. Основным вооружением SK-105 является нарезная 105-мм пушка марки 105 G1 (ранее использовалось обозначение CN-105-57) способная вести огонь различными типами боеприпасов.
![Легкий танк SK-105 «Кирасир» Легкий танк SK-105 «Кирасир»](/images/stories/sovremen/sk105_03.jpg)
Основным снарядом для борьбы с танками на дальностях до 2700 м долгое время считался кумулятивный (HEAT) массой 173 кг и начальной скоростью 800 м/с Этот снаряд может пробить 360-мм стальную броневую плиту по нормали или 150-мм плиту под углом 65 градусов Использовались также осколочно-фугасные (масса 18,5 кг начальная скорость 700 м/с) и дымовые (масса 19,1 кг начальная скорость 695 м/с) снаряды. Позже французской фирмой "Жиат" был разработан бронебойный оперенный подкалиберный снаряд (APFSDS) получивший обозначение OFL 105 G1 и обладающий большей по сравнению с упомянутым кумулятивным бронепробиваемостью. При полной массе 3 14 кг (масса сердечника составляет 1,84 кг) и начальной скорости 1460 м/с снаряд способен пробить на дальности 1000 м стандартную трехслойную мишень НАТО, а монолитную тяжелую мишень НАТО - на дальности 1200 м. Заряжание пушки осуществляется автоматически из 2-х магазинов барабанного типа на 6 выстрелов каждый. Стреляная гильза выбрасывается из танка через специальный люк в корме башни Скорострельность пушки достигает 12 выстрелов в минуту. Перезаряжание магазинов производится вручную вне танка. Полный боекомплект пушки 41 выстрел. Справа от пушки установлен 7 62-мм спаренный пулемет MG 74 (Steyr) с боекомплектом 2000 патронов такой же пулемет может монтироваться в командирской башенке. Для наблюдения за полем боя ориентирования и прицельной стрельбы у командира имеется 7 призменных приборов и перископический прицел с переменным увеличением - 16 крат и 7 5 крат соответственно поле зрения составляет 28° и 9°.
![австрийский лёгкий танк австрийский лёгкий танк](/images/stories/sovremen/sk105_04.jpg)
Прицел закрывается защитной поворотной крышкой. Наводчик пользуется двумя призменными приборами и телескопическим прицелом с 8-кратным увеличением и полем зрения 85°. Прицел также имеет поднимающуюся и поворачивающуюся защитную крышку. В ночное время командир использует инфракрасный ночной прицел с 6-кратным увеличением и полем зрения 7 градусов. На крыше башни установлены лазерный дальномер TCV29 с диапазоном измерения дальностей от 400 до 10000 м и 950-ваттный прожектор XSW-30-U ИК / белого света. Приводы наведения дублированные - и наводчик, и командир могут вести огонь, пользуясь гидравлическими или ручными приводами. Стабилизатора вооружения на танке нет. Углы возвышения пушки +12°, снижения -8°. В положении "по-походному" пушка фиксируется люнетом, размещенным на верхнем лобовом листе корпуса. Броневая защита танка противопульная, но некоторые ее участки, прежде всего лобовые детали корпуса и башни, могут противостоять снарядам 20-мм автоматических пушек. Корпус сварен из стальных броневых листов, башня стальная, сварно-литая. Толщины броневых деталей составляют: лоб корпуса 20-мм, лоб башни 40-мм, борта корпуса 14-мм, борта башни 20-мм, крыша корпуса и башни 8-10 мм. За счет установки дополнительного бронирования может быть обеспечена защита лобовой проекции в секторе 20 градусов от подкалиберных снарядов (APDS) 35-мм пушек. На каждый борт башни установлено по три дымовых гранатомета.
![Помимо Австрии, танк состоит на вооружении ряда других стран Помимо Австрии, танк состоит на вооружении ряда других стран](/images/stories/sovremen/sk105_05.jpg)
Стандартным оснащением танка считаются индивидуальные средства защиты экипажа (защитные маски) от поражающих факторов ОМП. Танк обладает высокими показателями подвижности по пересеченной местности. Он способен преодолевать подъемы до 35°, вертикальную стенку высотой 0,8 м, траншеи шириной до 2,4 м, двигаться по крутым склонам. На танке используется 6-цилиндро-вый дизель "Стейр" 7FA жидкостного охлаждения с турбонаддувом, развивающий мощность 235 кВт (320 л. с.) при частоте вращения коленчатого вала 2300 об/мин. Первоначально устанавливалась трансмиссия, состоящая из 6-скоростной механической коробки передач, механизма поворота дифференциального типа с гидрообъемной передачей в приводе, одноступенчатых бортовых редукторов.
Остановочные тормоза дисковые, сухого трения. Моторно-трансмиссионное отделение оборудовано системой ППО, приводимой в действие автоматически или вручную. В ходе модернизации была установлена автоматическая трансмиссия ZF 6 HP 600 с гидротрансформатором и блокировочным фрикционом. Ходовая часть содержит по 5 двухскатных обрезиненных опорных катков на каждый борт и по 3 поддерживающих катка. Подвеска индивидуальная торсионная, на первых и пятых узлах подвески используются гидравлические амортизаторы. Гусеницы с резино-металлическими шарнирами, каждая содержит по 78 траков. Для движения по снегу и по льду могут устанавливаться стальные шпоры.
![Корпус танка сварен из листов броневой стали Корпус танка сварен из листов броневой стали](/images/stories/sovremen/sk105_06.jpg)
Машина не плавает. Может преодолевать брод глубиной 1 метр.
Тактико-технические характеристики легкого танка SK-105 "Кирасир"
Боевая масса, т |
17,70 |
Экипаж, чел |
3 |
Габаритные размеры, мм:
|
длина с пушкой вперед |
7735 |
ширина |
2500 |
высота |
2529 |
клиренс |
440 |
Броня, мм
|
лоб корпуса |
20 |
лоб башни |
20 |
Вооружение:
|
|
105-мм пушка М57; два 7,62-мм пулемета MG 74 |
Боекомплект:
|
|
43 выстрела. 2000 патронов |
Двигатель |
"Стейр" 7FA, 6-цилиндровый, дизельный, с турбо-наддувом, воздушного охлаждения, мощность 320 л. с. при 2300 об/мин |
Удельное давление на грунт, кг/см |
0,68 |
Скорость по шоссе, км/ч |
70 |
Запас хода по шоссе, км |
520 |
Преодолеваемые препятствия:
|
высота стенки, м |
0,80 |
ширина рва, м |
2,41 |
глубина брода, м |
1,0 |
Модификации легкого танка SK-105 "Кирасир"
- SK-105 - первая серийная модификация;
- SK-105A1 - в связи с введением в боекомплект пушки нового бронебойного подкалиберного снаряда с отделяющимся поддоном была изменена конструкция револьверных магазинов и ниши башни. Усовершенствована система управления огнем, в состав которой введен цифровой баллистический вычислитель. Механическая коробка передач заменена гидромеханической ZF 6 HP600;
- SK-105A2 - в результате модернизации была установлена система стабилизации пушки, обновлена система управления огнем, усовершенствован автомат заряжания пушки, боекомплект пушки увеличен до 38 выстрелов. На танке установлен более мощный двигатель 9FA;
- SK-105A3 - на танке применена 105-мм американская пушка M68 (аналог английской L7), стабилизированная в двух плоскостях наведения. Это стало возможным после установки на пушку высокоэффективного дульного тормоза и внесения изменений в конструкцию башни. Значительно усилена броневая защита передней части башни. Предусмотрена возможность установки французского прицела со стабилизированным полем зрения SFIM, новой системы управления огнем и более мощного двигателя;
- Greif 4K-7FA SB 20 - БРЭМ на шасси SK-105;
- 4KH 7FA - инженерный танк на шасси SK-105.
- 4KH 7FA-FA - машина для обучения механиков-водителей.
Источники:
- Christoper Chant "World Encyclopedia of the Tank";
- Г. Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- "Зарубежное военное обозрение";
- Кристофер Ф. Фосс. "Справочники Джейн. Танки и боевые машины".