Основной боевой танк Тип 90
Сразу после создания танка Тип 74 (морально устаревшим практически на стадии проектирования), японское военное руководство принимает решение о создании более мощного, современного танка, полностью изготавливаемого на японских производственных мощностях. Эта боевая машина должна была быть способна на равных противостоять основному советскому танку Т-72. В результате создание TK-X-MBT (индекс машины) началось в 1982 году, в 1985 году было создано два опытных образца танка, в 1989 году проект был завершен, в 1990 году - танк был принят на вооружение японской армии. Оригинальным японским решением является автомат заряжания, разработанный фирмой "Мицубиси". Автоматизированная боеукладка располагается в развитой нише башни. В момент заряжания пушка должна быть застопорена в горизонтальном положении относительно крыши башни, что соответствует нулевому углу возвышения. Экипаж танка отделен от боекомплекта броневой перегородкой, а в крыше ниши башни имеются вышибные панели, что способствует повышению уровня защищенности танка.
В состав системы управления огнем, разработанной фирмой "Мицубиси", входят лазерный дальномер, стабилизированные в одной плоскости приборы наблюдения и наведения наводчика (производства фирмы "Никон корпорэйшн"), стабилизированные в двух плоскостях панорамные приборы наблюдения и наведения командира (производства фирмы "Фуджи фото оптикал компани"), термовизор ("Фуджицу компани"), цифровой баллистический вычислитель, система автоматического слежения за целью и комплект датчиков. Электронный баллистический вычислитель автоматически учитывает поправки на скорость цели, боковой ветер, дальность до цели, крен оси цапф пушки, температуру воздуха и атмосферное давление, собственную скорость танка и износ канала ствола. Вручную в него вводятся поправки на температуру заряда и тип выстрела. Контроль функционирования системы управления огнем осуществляется автоматической встроенной системой.
В качестве вспомогательного и дополнительного вооружения установлены 7,62-мм спаренный с пушкой пулемет, 12,7-мм зенитный пулемет М2НВ на крыше башни, а также шесть дымовых гранатометов. Управлять вспомогательным вооружением могут оба члена экипажа, находящиеся в башне танка. Однако система управления огнем отдает приоритет командам командира. Орудие стабилизировано в двух плоскостях, наведение на цель осуществляется с помощью полностью электрических приводов. Систему управления огнем (СУО) дополняет система предупреждения об облучении танка лазерным лучом противотанковых систем поражения бронетехники.
Благодаря замкнутой гидравлической системе с центральным насосом можно регулировать угол наклона танка в продольной плоскости, что расширяет возможности по наведению пушки на цель без увеличения высоты танка.
Подвеска танка является гибридной: в ее состав входят и гидропневматические сервомоторы, и торсионные валы. Гидропневматические сервомоторы монтируются на двух передних и двух последних опорных катках с каждого борта. Благодаря замкнутой гидравлической системе с центральным насосом можно регулировать угол наклона танка в продольной плоскости, что расширяет возможности по наведению пушки на цель без увеличения высоты танка, а также величину клиренса в диапазоне от 200 мм до 600 мм.
В состав ходовой части входят шесть двускатных опорных катков и три поддерживающих ролика на борт, ведущие колеса заднего, а направляющие - переднего расположения. По некоторым данным для танка Тип 90 разработаны два типа гусениц, которые должны использоваться в зависимости от условий эксплуатации танка.
На танке установлен двухтактный 10-цилиндровый V-образный дизель жидкостного охлаждения с турбонаддувом, развивающий мощность 1500 л.с при 2400 об/мин, гидромеханическая трансмиссия с блокируемым гидротрансформатором, планетарной коробкой передач и гидрообъемной передачей в приводе поворота.
Масса трансмиссии не превышает 1900 кг, в сумме с массой двигателя равной 4500 кг, что соответствует мировым стандартам. Всего японской военной промышленностью было выпущено около 280 танков данного типа. Есть данные о сворачивании производства танка, в том числе и из-за его дороговизны - 800 миллионов йен (примерно 8 миллионов долларов) стоимость одной машины, высвободившиеся средства Япония планирует вложить в системы противоракетной обороны страны.
На базе шасси танка Тип 90 разработана машина технического обеспечения с тем же обозначением (как видно, в Японии допускается существование различных машин с одинаковым индексом).
Тактико-технические характеристики основного боевого танка Тип 90
Боевая масса, т |
50 |
Экипаж, чел |
3 |
Габаритные размеры, мм:
|
длина с пушкой вперед |
9700 |
ширина |
3400 |
высота |
2300 |
клиренс |
450 (200-600) |
Броня, мм
|
|
комбинированная |
Вооружение:
|
|
120-мм гладкоствольная пушка L44-120 или Ph-120; 12,7-мм пулемет "браунинг" М2НВ; 7,62-мм пулемет |
Двигатель |
дизель, V-образный "Мицубиси" ZG 10-цилиндровый, воздушного охлаждения, мощность 1500 л.c. при 2400 об/ми |
Удельное давление на грунт, кг/см |
0,96 |
Скорость по шоссе, км/ч |
70 |
Запас хода по шоссе, км |
300 |
Преодолеваемые препятствия:
|
высота стенки, м |
1,0 |
ширина рва, м |
2,7 |
глубина брода, м |
2,0 |
Источники:
- А.Мирошников. Бронетанковая техника Японии. Зарубежное военное обозрение;
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- Chris Chant, Richard Jones "Tanks: Over 250 of the World's Tanks and Armoured Fighting Vehicles";
- Кристофер Ф. Фосс. "Справочники Джейн. Танки и боевые машины";
- Мураховский В. И., Павлов М. В., Сафонов Б. С., Солянкин А. Г. Современные танки.