Основной боевой танк Strv-103
(S-Tank или Stridsvagn 103)
Впервые послевоенные годы в Швеции новых танков не разрабатывалось. В 1953 году в Великобритании было закуплено 80 танков "Центурион" Мк 3 с 83,4-мм пушками, получивших обозначение 51П/-81, а позже еще около 270 танков "Центурион" МК 10 со 105-мм пушками. Однако эти машины не вполне удовлетворяли шведскую армию. Поэтому с середины 50-х годов началось изучение возможности и целесообразности создания собственного танка. При этом военное руководство исходило из следующей концепции: танк - совершенно необходимый элемент в системе обороны Швеции в настоящее время и в обозримом будущем, особенно для защиты открытых районов на юге страны и вдоль побережья Балтийского моря. Особенности Швеции малая численность населения (8,3 млн. чел.) при большой территории (450000 км2), протяженность границ (1600 км с севера на юг), многочисленные водные преграды (свыше 95000 озер), короткий срок службы в армии. Поэтому шведский танк должен иметь лучшую, чем у танка "Центурион", защиту, превосходить его по огневой мощи, а подвижность танка (включая способность преодолевать водные преграды) должна быть на уровне лучших мировых образцов. В соответствии с этой концепцией был разработан танк 51П/-103, известный также как танк "5".
В настоящее время шведской армии нужно 200-300 новых основных танков. Обсуждалось три варианта решения этой задачи: либо создать свой новый танк, либо закупить нужное количество танков за рубежом (свои танки предлагают практически все основные танкостроящие страны), либо организовать производство выбранного зарубежного танка по лицензии с использованием в его конструкции некоторых шведских компонентов. Для реализации первого варианта компаниями "Бофорс" и "Хеглунд" организована группа, разработавшая техническое предложение по созданию танка "Стридсвагн-2000". Танк массой 58 т. с экипажем 3 человека, пушкой большого калибра (возможно 140-мм), спаренной с ней 40-мм автоматической пушкой, зенитным 7,62-мм пулеметом, должен иметь броневую защиту модульной конструкции,обеспечивающей высокий уровень защищенности. Подвижность танка должна быть не хуже, чем у основных современных танков за счет использования дизеля мощностью 1475 л. с., автоматической трансмиссии, гидропневматической подвески, позволяющей, кроме всего прочего, изменять угловое положение машины в продольной плоскости. Для сокращения времени и средств на разработку в конструкции должны применяться уже существующие компоненты: двигатель, трансмиссия, пулеметы, элементы систем управления огнем, защиты от ОМП и др., заново же должны создаваться лишь шасси в сборе, основное вооружение и автомат его заряжания. В конце 80-х годов шведские фирмы "Хеглунд" и "Бофорс" приступили к разработке танка "Stridsvagn-2000", которым планировалось заменить устаревший "Центурион". Был даже выполнен макет этого танка в натуральную величину, однако в 1991 году руководство министерства обороны закрыло проект "Стридсвагн-2000" в связи с решением шведского правительства закупить основной боевой танк за рубежом.
В конкурсных испытаниях участвовали танки М1А2 "Абрамс", "танки Леклерк" и "Леопард-2". Однако немцы предложили лучшие условия поставки, а их машина превзошла на испытаниях американский и французский танки. С 1996 года началось поступление "танков Леопард-2" в сухопутные войска Швеции. В начале 80-х годов шведскими специалистами были созданы и испытаны опытные образцы легкого сочлененного танка, получившего обозначение ШЕ5 XX 20 (он также назывался истребителем танков) Его основное вооружение германская 120-мм гладкоствольная пушка (с дульным тормозом фирмы "Бофорс"). Она вынесена над корпусом передней гусеничной машины, в которой также размещается экипаж (три человека). Во второй машине находятся дизельный двигатель мощностью 600 л. с., боеприпасы и топливо. При общей боевой массе чуть более 20 т этот танк во время испытаний на заснеженной местности развивал скорость до 60 км/ч, однако он остался в стадии опытного образца. В 1960 году фирма "Бофорс" получила заказ армии на 10 опытных машин, и в 1961 году представила два опытных образца. После доработок танк был принят на вооружение под обозначением "5" и поставлен на производство в 1966 году.
За счет необычных компоновочных решений конструкторам удалось объединить в танке при ограниченной массе высокую защищенность, огневую мощь и хорошую подвижность. Требование совместить в конструкции танка высокие защищенность и огневую мощь с хорошей подвижностью при ограниченной массе было удовлетворено конструкторами прежде всего за счет необычных компоновочных решений. Танк имеет безбашенную схему компоновки с "казематной" установкой основного вооружения в корпусе. Пушка установлена в лобовом листе корпуса без возможности прокачки по вертикали и горизонтали. Ее наведение осуществляется изменением положения корпуса в двух плоскостях. В передней части машины располагается моторно-трансмиссионное отделение, за ним - отделение управления, являющееся одновременно боевым. В обитаемом отделении справа от пушки располагается командир, слева - механик-водитель (он же наводчик), за ним, лицом к корме машины - радист.
Командир имеет низкопрофильную башенку с углом вращения 208° и одностворчатой крышкой люка. Корма машины занята автоматом заряжания пушки. Принятая схема компоновки позволила удобно разместить в ограниченном объеме 105-мм нарезную пушку 174, выпускаемую фирмой "Бофорс" . По сравнению с базовым образцом ствол 174 удлинен до 62 калибров (против 52 калибров у английской). Пушка имеет гидравлический тормоз отката и пружинный накатник; живучесть ствола - до 700 выстрелов. В боекомплект входят унитарные выстрелы с бронебойными подкалиберными, кумулятивными и дымовыми снарядами. Возимый боекомплект составляет 50 выстрелов, из них - 25 с подкалиберными снарядами, 20 с кумулятивными и 5 с дымовыми.
Неподвижность пушки относительно корпуса позволила использовать сравнительно простой и надежный автомат заряжания, что обеспечило техническую скорострельность пушки до 15 выстр/мин. При перезаряжании орудия стреляная гильза выбрасывается через люк в кормовой части танка. В сочетании с установленным в средней части ствола эжектором, это значительно уменьшает загазованность обитаемого отделения. Перезагрузка автомата заряжания происходит вручную через два кормовых люка и занимает 5-10 минут. Наведение пушки в вертикальной плоскости осуществляется продольным качанием корпуса за счет регулируемой гидропневматической подвески, в горизонтальной - поворотом танка. На левой стороне лобового листа в неподвижном бронекожухе установлены два 7,62-мм пулемета с боекомплектом 2750 патронов. Наведение пулеметов осуществляется корпусом, т. е. пулеметы играют роль спаренных с пушкой, кроме того, устанавливался справа пристрелочный 7,62-мм пулемет. Стрельбу из пушки и пулеметов ведут командир танка или механик-водитель. Над люком командира машины на турели установлен еще один пулемет. Из него можно вести огонь как по воздушным, так и по наземным целям, турель может прикрываться бронещитами.
Командир машины и механик-водитель имеют бинокулярные комбинированные оптические приборы ОРЗ-11, с переменной кратностью увеличения. В прицел наводчика встроен лазерный дальномер "Симрад". Командирский прибор стабилизирован в вертикальной плоскости,а его башенка в горизонтальной. Кроме того, используются сменные перископические блоки. Четыре блока имеет командир - они установлены по периметру командирской башенки, один механик-водитель (слева от ОРЗ-11), два радист. Оптические приборы на танке прикрыты броневыми заслонками. Защищенность машины обеспечивается не только толщиной брони сварного корпуса, но и большими углами наклона бронедетапей, прежде всего верхнего лобового листа, малой площадью лобовой и бортовой проекций, корытообразной формой днища.
Существенным фактором является низкая заметность машины: из состоящих на вооружении основных боевых танков эта боевая машина имеет самый низкий силуэт. Для защиты от наблюдения противника по бокам командирской башенки расположены два четырехствольных 53-мм дымовых гранатомета. В корпусе выполнен люк для эвакуации экипажа. На танке 81П/-103 пушка тоже установлена в лобовом листе корпуса без возможности прокачки по вертикали и горизонтали. Ее наведение осуществляется изменением положения корпуса в двух плоскостях.
Тактико-технические характеристики основного боевого танк STRV - 103
Боевая масса, т |
42,5 |
Экипаж, чел |
3 |
Габаритные размеры, мм:
|
длина корпуса |
7040 |
длина с пушкой вперед |
8900 / 8990 |
ширина |
3630 |
высота |
2140 |
клиренс |
400 / 500 |
Вооружение:
|
|
пушка калибр, мм 105 марка / тип L74 / НП. 3 х 7.62 пулемета марка Ksp 58 |
Боекомплект:
|
|
50 выстрелов и 2750 патронов |
Двигатель |
для танка Strv-103A 1 тип / марка многотопл. дизель / "Ролс-Ройс" К60 мощность, л.с. 240 2 тип / марка ГТД / "Боинг" 502-10МА мощность, л.с. 490
для танка Strv-103C тип / марка дизель / "Детроит дизель" 6V-53T мощность, л.с. 290 тип / марка ГТД / "Боинг 553" мощность, л.с. 500
|
Удельное давление на грунт, кг/см |
0.87 / 1.19 |
Скорость по шоссе, км/ч |
50 км |
Скорость на воде, км/ч |
7 |
Запас хода по шоссе, км |
390 |
Преодолеваемые препятствия:
|
высота стенки, м |
0,9 |
ширина рва, м |
2,3 |
Источники:
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- Christoper Chant "World Encyclopedia of the Tank";
- Chris Chant, Richard Jones "Tanks: Over 250 of the World's Tanks and Armoured Fighting Vehicles";
- М. Барятинский "Средние и основные танки зарубежных стран";
- Е. Викторов. Бронетанковая техника Швеции. STRV-103 ("Зарубежное военное обозрение");
- Ю. Спасибухов "Основной боевой танк Strv-103", Танкомастер.