Крейсерский танк "Crusader"
Tank, Cruiser Crusader.
Crusader - "крестоносец",
возможно произношение: "Крусэйдер" и "Крузейдер".
Танк "Крусайдер" разработан в 1940 году фирмой "Наффилд" и представляет собой дальнейшее развитие семейства крейсерских танков на гусеничной ходовой части типа Кристи. Он имеет почти классическую компоновочную схему: бензиновый двигатель жидкостного охлаждения "Наффилд-Либерти" расположен в задней части корпуса, боевое отделение - в средней его части, а отделение управления - в передней. Некоторое отступление от классической схемы представляла собой пулеметная башенка, устанавливавшаяся на первых модификациях спереди, справа от механика-водителя. Основное вооружение танка - 40-мм пушка и спаренный с ней 7,92-мм пулемет - было установлено в башне кругового вращения, имевшей большие углы наклона броневых листов толщиной до 52-мм. Поворот башни осуществлялся с помощью гидравлического или механического привода. Корпус каркасной конструкции имел лобовую броню толщиной 52-мм и бортовую толщиной 45-мм. Для защиты ходовой части монтировались броневые экраны. Как и все английские крейсерские машины, танк "Крусайдер" имел радиостанцию и танковое переговорное устройство. Крусайдер выпускался в трех последовательно сменявших друг друга модификациях. Последняя модификация "Крусайдер III" выпускалась до мая 1942 г. и была вооружена 57-мм пушкой. Всего было выпущено около 4300 "Крусайдеров" и 1373 боевые и вспомогательные машины на их базе (зенитные самоходные установки, ремонтно-эвакуационные машины и т.д.). В 1942-1943 гг. они были стандартным вооружением бронетанковых бригад оперативного назначения.
Первоначальная разработка проекта А15 прекратилась из-за неопределенности самих требований и возобновилась под обозначением А16 на фирме "Наффилд". Вскоре после одобрения деревянного макета А13 Мк III ("Ковенантер"), представленного в апреле 1939 г., начальник Управления механизации просил Генштаб рассмотреть альтернативные проекты, которые бы полностью соответствовали тяжелому крейсерскому танку. Это были А18 (увеличенная модификация танк "Тетрарх"), А14 (разработанный "Ландон Мидлэнд энд Скоттиш Рэйлвэй"), А16 (разработанный "Наффилд"), а также "новый" А15, предполагавшийся как увеличенный вариант А13Мк III.
А15 был явным фаворитом, поскольку он использовал большинство узлов и агрегатов танков серии А13, включая ходовую часть типа Кристи, мог по этой причине быстрее пойти в производство, благодаря большей длине перекрывал более широкие рвы и имел 30-40-мм броню, что давало ему большие возможности, чем другим претендентам. "Наффилд" же предложили разработать танк на основе А13 М1с III с удлинением ходовой части на один опорный каток на каждый борт. В июне 1939 г. "Наффилд" предложила использовать двигатель "Либерти" базового А13 вместо "Медоуз" танка А13 Мк III, поскольку "Либерти" уже поставили "Наффилд" на производство, но не использовали. Это обещало также снижение массы; начальник Управления механизации дал согласие и в июле 1939 г. выдали соответствующее задание на 200 танков плюс опытная модель. Последнюю подготовили к марту 1940 г.
В середине 1940 г. заказ на А15 увеличили до 400, затем до 1062 машин, а "Наффилд" стала головной в группе из девяти компаний, привлеченных к производству А15. До 1943 г. общий выпуск достиг 5300 машин. "Детские болезни" опытной модели включали слабую вентиляцию, недостаточное охлаждение двигателя и трудности с переключением передач. Производство без длительных испытаний, привели к тому, что "Крусэйдер", как его назвали в конце 1940 г., показал низкую надежность.
В ходе боев в пустыне танк "Крусайдер" с весны 1941 г. стал основным британским танком. Впервые он вступил в бой у Капуццо в июне 1941 г. и участвовал во всех последующих боях в Северной Африке, и даже к началу битвы у Эль-Аламейн в октябре 1942 г. он оставался на вооружении в варианте с 57-мм пушкой, хотя к тому времени он уже заменялся американскими МЗ и М4.
Последние танки "Крусайдер" окончательно вывели из боевых подразделений в мае 1943 г., но эта модель использовалась в качестве учебной до конца войны. С середины 1942 г. шасси "Крусэйдера" приспосабливали под различные специальные машины, включая ЗСУ, артиллерийские тягачи и БРЭМ. Когда "Крусайдер" разработали, то было уже слишком поздно, чтобы учесть в его конструкции уроки боев во Франции в 1940 г. В частности, устранили носовую пулеметную башенку в связи с ее слабой вентиляцией и ограниченной эффективностью, а также ради упрощения производства. Кроме того, появилась возможность слегка увеличить толщину брони в лобовой части корпуса и башни. Наконец, Мк III перевооружили с 2-фунтовой пушки на 6-фунтовую.
Германцы отмечали танк "Крусэйдер" за его высокую скорость, но он не мог соперничать с германским Рz III с 50-мм пушкой - его основным оппонентом в пустыне - в толщине брони, ее пробиваемости и эксплуатационной надежности. Германские 55-мм, 75-мм и 88-мм противотанковые пушки также без труда поражали "Крусайдеры" в ходе боев в пустыне.
Тактико-технические характеристики танка МК VI "Крусайдер III"
Боевая масса |
19,7 т
|
Размеры: |
|
длина |
5990 мм
|
ширина |
2640 мм
|
высота |
2240 мм
|
Экипаж |
3 человека
|
Вооружение |
1 х 51-мм пушка 1 х 7,92-мм пулемет 1x7,69 зенитный пулемет
|
Боекомплект |
65 снарядов 4760 патронов
|
Бронирование: |
|
лоб корпуса |
52 мм
|
лоб башни |
52 мм
|
Тип двигателя |
карбюраторный "Наффид-Либерти"
|
Максимальная мощность |
345 л.с.
|
Максимальная скорость |
48 км/час |
Запас хода |
160 км
|
Модификации:
- "Крусайдер" I (крейсерский танк МК VI). Первоначальная серийная модель с 2-фунтовой пушкой.
- "Крусайдер" I С8 (крейсерский танк Мк VIС8). Та же модель, но с 3-дюймовой гаубицей для использования в качестве машины непосредственной огневой поддержки.
- "Крусайдер" II (крейсерский танк МК У1А). Аналогичен "Крусайдер" I, но без пулеметной башенки. Дополнительное бронирование лобовой части корпуса и башни.
- "Крусайдер" ИС8 (крейсерский танк Мк У1А С8). То же, что и "Крусайдер" 1С8 .
- "Крусайдер" III. Последняя серийная модификация с 6-фунтовой пушкой и измененным бронированием корпуса и башни. Прототип испытан в ноябре-декабре 1941 г. В производстве с мая 1942 г., к июлю 1942г. собрали 144 машины.
- "Крусайдер" ОР (машина передовых наблюдателей), "Крусэйдер Комманд". Машины с муляжом пушки, дополнительной радиостанцией и связной арматурой для передовых артиллерийских наблюдателей и старших офицеров, использовавшиеся после того, как "Крусайдер" вывели из боевых подразделений.
- ЗСУ "Крусайдер" IIIАА Мк1. "Крусайдер" III с установкой вместо башни 40-мм зенитной пушки "Бофорс". На первых машинах использовали обычную зенитную установку без изменений, затем ее закрыли во всех сторон бронелистами, оставив открытым верх.
- ЗСУ "Крусайдер" III АА Мк11. "Крусайдер" III с заменой танковой башни новой закрытой башней с двуствольной 20-мм зенитной пушкой "Эрликон". ЗСУ "Крусайдер" III АА Мк11. ЗСУ МкП, с радиостанцией, размешенной не в башне, а в передней части корпуса (за механиком - водителем).
- ЗСУ "Крусайдер" АА с трехствольной установкой "Эрликон". Несколько машин оснастили открытой сверху башней с трехствольной 20-мм зенитной установкой "Эрликон". Их применяли только в качестве учебных машин. Эти модификации ЗСУ подготовили для вторжения на север Европы в 1944 г., подразделения ЗСУ ввели в каждую штабную роту дивизий. Однако превосходство союзников в воздухе и редкие воздушные атаки противника сделали подразделения ЗСУ не слишком нужными вскоре после высадки в Нормандии в июне 1944 г.
- "Крусайдер" II артиллерийский быстроходный тягач Мк I. "Крусайдер" II с открытой бропсрубкой и креплением для укладок выстрелов, предназначался для буксировки 17-фунтовой (76,2-мм) ПТП и ее расчета. Широко использовался в противотанковых полках БТД во время кампании в Европе в 1944-45 гг. Для преодоления глубоких бродов машинами штурмовых дивизий в операции "Оверлорд" устанавливался специальный кожух.
- БРЭМ "Крусайдер" АКУ. Штатное шасси без башни, но с оборудованием для ремонта техники. Машина имела съемную А-образную стрелу и лебедку на месте снятой башни.
- Бульдозер "Крусэйдер Дозер". Переделка стандартного танка для Королевского корпуса инженеров. Вместо башни ставили лебедку и стрелу, на раме, смонтированной на бортах корпуса, подвешивался бульдозерный отвал.
- "Крусэйдер Дозер энд Крэн" (КОР). "Крусэйдер Дозер", приспособленный для нужд "Ройал Орднанс Фэктори", использовался для обезвреживания неразорвавшихся снарядов и мин. Бульдозерный отвал удерживался в поднятом положении в качестве бронещита, а на лобовой части корпуса крепились дополнительные бронелисты.
Источники:
- М. Барятинский. "Крусейдер и другие. (Бронеколлекция, 6 - 2005);
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- Ю. Ф. Каторин. Танки. Иллюстрированная энциклопедия;
- Crusader Cruiser 1939-45 [Osprey - New Vanguard 014];
- Fletcher, David; Sarson, Peter. Crusader and Covenanter Cruiser Tank 1939-1945.