Легкий танк Mk VII "Тетрарх"
Mk VII, "Тетрарх",
Light Tank Mk VII, Tetrarch.
Танк был разработан в 1938 году фирмой "Виккерс" и выпускался серийно в первые годы Второй мировой войны. Машина имеет классическую компоновку: отделение управления - в передней части корпуса, боевое отделение посередине, а силовое отделение - сзади. Механик-водитель располагается по продольной оси танка в несколько выступающей вперед рубке, остальные два члена экипажа - в башне. Соединение броневых листов корпуса и башни выполнено с помощью заклепок. Броневые листы располагаются вертикально, без рационального наклона. Особенностью ходовой части является использование четырех катков среднего диаметра на борт, причем последний каток одновременно является и ведущим катком. Катки имеют индивидуальную гидропневматическую подвеску. Для управления танком используется штурвал. В качестве силовой установки использовался карбюраторный двенадцатилитровый оппозитный двигатель жидкостного охлаждения.
Танк вооружался 40-мм пушкой с длинной ствола 52 калибра и спаренным с пушкой 7,92-мм пулеметом. Кроме того, снаружи башни устанавливались два гранатомета для метания дымовых гранат. Имелся также вариант штурмового танка "Тетрарх", вооруженного 76,2-мм гаубицей. "Тетрарх" выпускались малой серией и использовались в английских вооруженных силах совместно с американскими М3 и М5 для разведки и боевого охранения.
|
|
После МК VI компания "Виккерс" в 1937 г. разработала увеличенный легкий танк с 15-мм пулеметом "Беза" вместо "Виккерс", которыми вооружались предыдущие машины. "Виккерс" для танка МК VII приняла новую ходовую часть с опорными катками большого диаметра. Как и на некоторых ранних разработках "Виккерса", управление осуществлялось за счет изгиба гусениц. М1с VII в 1938 г. представили военному министерству, и машина, получив обозначение А17, прошла испытания на возможность использования в дальнейшем в качестве легкого крейсерского танка, хотя потребности военного министерства в таких машинах уже удовлетворялись танками серии МIс VI.
Заказ на 120 машин выдали в конце 1938 г., когда война казалась неизбежной, и "Виккерс" попросили передать производство "Метрополитен-Кэммел", чтобы освободить ее для других работ. Заказ впоследствии удвоили, но производство тормозилось отчасти из-за перевода, отчасти из-за сосредоточения внимания военного министерства после Дюнкерка на крейсерских и пехотных танках, отчасти из-за бомбардировок завода. В конце концов построили 177 машин, первые из которых собрали в ноябре 1940 г. Часть из них поставили БТД в Великобританию, для которых в это время не хватало более тяжелых машин.
Политика военного министерства в это время менялась в пользу бронеавтомобилей в качестве разведывательных машин вместо легких танков. Логика подсказывала направить МК VII 8-й Армии, но недостаточное охлаждение двигателя делало их несоответствующими условиям пустыни. Небольшое количество впоследствии передали Советскому Союзу по ленд-лизу, а одна рота легких танков МК использовалась во время вторжения на Мадагаскар в мае 1942 г., первое время машины использовались как боевые.
В то же время появилась возможность использовать легкие танки МК VII в качестве авиадесантных, транспортируемых с помощью планеров. В 1943 г. для танка МК VII приняли имя "Тетрарх" (тетрарх - правитель четвертой части области в римских провинциях), а для десантирования специально разработали планер "Гамилькар" вмещавший одну машину. Для высадки в Европе специально сформировали воздушно-десантный разведывательный полк 6-й воздушно-десантной дивизии. Одну роту танков "Тетрарх" и БТР "Юниверсал Кэрриер" ввели в дело 6 июня 1944 г., в первый день операции "Оверлорд", в планерном десанте, однако достигнутый ими успех оказался незначительным, прежде всего из-за их малочисленности.
Некоторое количество "Тетрархов" оставалось на вооружении примерно до 1949 г., когда британцы расформировали планерно-десантные части, а с ними сняли с вооружения и "Тетрархи". Читайте также: "Легкий танк Mk VIII (A25), Harry Hopkins"
Тактико-технические характеристики
Боевая масса |
7,8 т
|
Размеры: |
|
длина |
4120 мм
|
ширина |
2310 мм
|
высота |
2130 мм |
Экипаж |
3 человека
|
Вооружение |
1 х 40-мм пушка 1 х 7,92-мм пулемет
|
Боекомплект |
50 снарядов 2025 патронов
|
Бронирование: |
|
лоб корпуса |
14 мм
|
лоб башни |
16 мм
|
Тип двигателя |
карбюраторный "Медоуз"
|
Максимальная мощность |
165 л.с.
|
Максимальная скорость |
45 км/час |
Запас хода |
224 км
|
Модификации.
"Тетрарх" I С8. Несколько машин переделали для непосредственной поддержки пехоты с заменой 2-фунтовой пушки 3-дюймовой гаубицей. Несколько стандартных "Тетрархов" оснастили коническими дульными насадками "Литлджон" для 2-фунтовых пушек, способствовавших достижению высоких начальных скоростей специальных бронебойных снарядов.
В июне 1941 г. один танк "Тетрарх" в опытном порядке оснастили съемным гребным винтом и складным кожухом плавучести. Испытания "Тетрарха" в качестве плавающего танка - чему способствовала его малая масса - прошли в опытном бассейне. Они показали правильность концепции Штраусслера - системы ("двойного управления"), превращения машины в плавающую с помощью гребного винта, приводимого от двигателя танка, и складного кожуха плавучести. Такие комплекты использовали на танках "Валентайн" и "Шерман" при высадке в Нормандии.
Источники:
- Михаил Свирин. Танкомастер, №4 - 1999;
- М.Барятинский. Бронетанковая техника Великобритании 1939-1945 гг. (Бронеколлекция, № 4 -1996);
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- Light Tank Mk. VII Tetrarch [Armour in Profile 11].