Легкий танк Mk VIII "Гарри Гопкинс"
Tank, Light, Mk VIII (A25), Harry Hopkins.
Танк MkVIII "Гарри Гопкинс" является результатом дальнейшего развития Мк VIII "Тетрарх" и отличается от него в первую очередь измененной формой корпуса и башни. В лобовой части корпуса ликвидирована рубка механика-водителя. В лобовом листе для него смонтирован люк со смотровыми щелями. Для повышенной стойкости брони башни против снарядов ее броневые листы расположены под значительным углом наклона. Толщина броневых листов также увеличена: лобовой лист корпуса имеет толщину 38 мм, бортовые листы - 17 мм, лоб башни - 37 мм. Для защиты гусениц использованы броневые экраны.
Существенно изменена силовая установка: вместо двигателя мощностью 165 л.с. установлен менее мощный двигатель (148 л.с.), что в сочетании с увеличившимся весом значительно снизило максимальную скорость движения. Машина предназначалась для вооружения английских воздушно-десантных дивизий. Десантирование танков предполагалось осуществлять с помощью специально сконструированного планера "Гамилькар" фирмы "Дженерал Эркрарт". Было изготовлено 410 планеров, каждый из которых мог принять на борт и доставить в пункт десантирования по одному танку типа "Тетрарх", "Гарри Гопкинс" или "Локаст". В связи с таким узкоспециальным предназначением выпуск танка был ограничен малой серией.
Танк Мк VIII, изначально известный как легкий танк МК VII исправленный, был разработан "Виккерс" в 1941 г. как улучшенная модификация Мк VII. Построили три прототипа с использованием шасси и других узлов танка Мк VII, но с более рациональной формой бронирования корпуса и башни для повышения бронестойкости за счет наклона листов. Увеличили максимальную толщину брони, ввели гидравлические усилители управления, улучшили многие детали.
"Метрополитен-Кэммел" занялась производством МК VIII после выпуска МК VII, и заказ на 99 машин выполнила в 1944 г. Основные характеристики танка были аналогичны "Тетрарху", но "Гарри Гопкинс" никогда не поступал на вооружение как легкий танк по британской классификации, на 1944 г. его приняли только как авиадесантный подобно "Тетрарху".
Шасси танка "Гарри Гопкинс" использовалось для создания самоходной 95-мм гаубицы "Алекто" (или носителя гаубицы), первоначально именовавшейся "Гарри Гопкинс" МК 1С5. В целом это был "Гарри Гопкинс" без башни с невысокой рубкой, в лобовой части довольно низко установили 95-мм гаубицу, что позволяло быстро выпустить низкопрофильную легкую самоходку.
"Алекто" II (также известная как "Алекто Рессе") была модификацией с 6-фунтовой (57-мм) пушкой вместо гаубицы. Однако построили лишь несколько установочных машин, а с окончанием боевых действий интерес к ним пропал. Небольшое количество машин собрали в виде "Алекто Дозер" (в 1945 г.) с бульдозерным отвалом, гидравлической системой управления им и подъемным механизмом на месте орудийной установки. По требованию Генштаба в апреле 1942 г. "Виккерс" была ответственной за создание "Алекто". Однако проект тормозился неуверенностью военного министерства в возможности использования ее. (Читайте также: "Легкий пехотный танк MkIII "Валентайн")
Тактико-технические характеристики
Боевая масса |
8,5 т
|
Размеры: |
|
длина |
4340 мм
|
ширина |
2720 мм
|
высота |
2110 мм
|
Экипаж |
3 человека
|
Вооружение |
1 х 40-мм пушка 1 х 7 ,92- мм пулемет
|
Боекомплект |
52 снаряда 2025 патронов
|
Бронирование: |
|
лоб корпуса |
38 мм
|
лоб башни |
38 мм
|
Тип двигателя |
карбюраторный
|
Максимальная мощность |
148 л.с.
|
Максимальная скорость |
48 км/час
|
Запас хода |
200 км
|
Модификации:
- "Алекто" III. Только проект - установка 25-фунтовой гаубицы вместо 95-мм на "Алекто" I.
- "Алекто" IV. Следующий проект установки 32-фунтового орудия вместо 95-мм. Обе указанных модификации реально не строились.
Источники:
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- Bishop Chris The Encyclopedia of Weapons of World War II;
- Janusz Ledwoch, Jacek Solarz Czołgi brytyjskie 1939-45;
- David Fletcher. The Universal Tank: British Armour in the Second World War.