Легкий разведывательный бронеавтомобиль
"Leichte Panzerspaehrwagen" (2 cm), Sd.Kfz.222
Разведывательный бронеавтомобиль был разработан в 1938 году фирмой "Хорьх" и в том же году начал поступать в войска. Все четыре колеса этой двухосной машины были ведущими и управляемыми, шины были стойкими. Многогранная форма корпуса образована катаными броневыми листами, расположенными с прямым и обратным наклоном. Первые модификации бронеавтомобилей выпускались с двигателем мощностью 75 л.с, а последующие - мощностью 90 л.с. Вооружение бронеавтомобиля первоначально состояло из 7,92-мм пулемета (специальная машина 221), а затем - из 20-мм автоматической пушки (специальная машина 222). Вооружение устанавливалось в низкой многогранной башне кругового вращения. Сверху башня закрывалась откидной защитной решеткой. В качестве радиомашин выпускались бронеавтомобили без башен. На них устанавливались антенны разного типа. Специальные машины 221 и 222 были стандартными легкими бронеавтомобилями вермахта на протяжении всей войны. Они использовались в ротах бронеавтомобилей разведывательных батальонов танковых и моторизованных дивизий. Всего было выпущено более 2000 машин этого типа.
Немецкая концепция молниеносной войны требовала хорошей и быстрой разведки. Целью разведывательных подразделений было обнаружить противника и расположения его частей, выявить слабые места в обороне, разведать опорные пункты обороны и переправы. Наземная разведка дополнялась разведкой с воздуха. Кроме того, в сферу задач разведывательных подразделений входило уничтожение боевых заслонов противника, прикрытие флангов своих частей, а также преследование неприятеля.
Средством реализации этих целей были разведывательные танки, бронеавтомобили, а также мотоциклетные патрули. Бронеавтомобили подразделялись на тяжелые, имевшие шести - или восьмиколесную ходовую часть, и легкие, имевшие четырехколесную ходовую часть и боевую массу до 6000 кг.
Основными легкими бронеавтомобилями (leichte Panzerspaehrxvagen) были машины Sd.Kfz.221, Sd.Kfz.222. Части Вермахта и СС также использовали трофейные бронемашины, захваченные во время французской кампании, в Северной Африке, на Восточном фронте и конфискованные у Италии, после капитуляции итальянской армии в 1943 году.
Практически одновременно с Sd.Kfz.221 был создан другой бронеавтомобиль, который представлял собой его дальнейшее развитие. Проект создали на фирме "Westerhuette AG", завод "F.Schichau" в Эльблонге (Эльбинг) и на фирме "Maschinenfabrik Niedersachsen Hannover" (MNH) в Ганновере. (Читайте также "Средний бронетранспортер "Специальная машина 251")
Sd.Kfz.13
Sd.Kfz.222 должен был получить более мощное вооружение, позволяющее успешно сражаться даже с легкими танками противника. Поэтому кроме пулемета МG-34 калибра 7,92-мм на броневик установили мелкокалиберную пушку (в Германии отклассифицированную к пулеметам) 2 cm KWK30 калибра 20-мм. Вооружение размещалось в новой, более просторной десятигранной башне. В горизонтальной плоскости пушка имела круговой сектор обстрела, а угол склонения/возвышения составлял -7гр...+80гр, что позволяло вести огонь как по наземным, так и по воздушным целям.
Бронеавтомобиль Sd.Kfz.221
20 апреля 1940 года "Heereswaffenamt" заказал берлинской фирме "Appel" и заводу "F.Schichau" в Эльблоиге разработать новый лафет для пушки 2 cm KwK38 калибра 20-мм, позволявший придавать пушке угол склонения возвышения от -4гр до +87гр. Новый лафет, названный "Hangelafette" 38. в дальнейшем был использован кроме Sd.Kfz.222 и на другой бронетехнике, в том числе на бронеавтомобиле Sd.Kfz.234 и разведывательном танке "Aufklaerungspanzer" 38 (t).
Бронеавтомобиль Sd.Kfz.222
Башня броневика была открыта сверху, поэтому вместо крыши у нее был стальной каркас с натянутой на нем проволочной сеткой. Каркас крепился на петлях, поэтому сетку во время боя можно было поднять или опустить. Так, откидывать сетку приходилось при ведении огня по воздушным целям при угле возвышения более +20 гр. На всех бронеавтомобилях устанавливали оптические прицелы TZF За, а часть машин оборудовали прицелами "Fliegervisier" 38, позволявшего вести огонь по самолетам. У пушки и пулемета был электрический спуск, отдельный для каждого вида вооружения. Наведение пушки на цель и вращение башни осуществлялось вручную.
Бронеавтомобиль Sd.Kfz.222
В 1941 году в серию запустили модифицированное шасси, обозначенное как "Horch" 801/V, оснащенное улучшенным двигателем рабочим объемом 3800 см2 и мощностью 59.6 кВт/81 л.с. На машинах поздних выпусков двигатель форсировали до 67кВт/90 л.с. Кроме того, новое шасси имело 36 технических нововведений, из которых самым главным были гидравлические тормоза. Машины с новым шасси "Horch" 801/V получили обозначение Ausf.В, а машины с прежним шасси "Horch" 801/ EG I - Ausf.A.
В мае 1941 года усилили лобовую броню, доведя ее толщину до 30-мм.
Бронекорпус состоит из следующих элементов:
- лобовая броня.
- кормовая броня.
- наклонная лобовая броня прямоугольной формы.
- наклонная задняя броня.
- бронирование колес.
- решетка.
- топливный бак.
- перегородка с отверстием иод вентилятор.
- крылья.
- днище.
- сиденье водителя.
- приборный щиток.
- вращающийся полик башни.
- бронебашня.
Корпус сварен из катаных бронелистов, сварные швы выдерживают попадания пуль. Бронелисты установлены под наклоном для провоцирования рикошета пуль и осколков. Броня устойчива к попаданию пуль винтовочного калибра при угле встречи 90 градусов. Экипаж машины состоит из двух человек: командира/пулеметчика и водителя.
Лобовая броня.
Лобовая броня прикрывает рабочее место водителя и боевое отделение. Три бронелиста сварены так, чтобы обеспечить достаточный объем для работы водителя. В верхнем лобовом бронелисте имеется отверстие под смотровой блок со смотровой щелью. Смотровая щель расположена на уровне глаз водителя. Смотровые щели также имеются в боковых передних бронелистах корпуса. Крышки смотровых люков открываются вверх и могут фиксироваться в одном из нескольких положений. Кромки люков выполнены выступающими, призванными обеспечить дополнительный рикошет пуль. Смотровые приборы выполнены из бронестекла. Смотровые прозрачные блоки в целях амортизации монтируются на резиновых прокладках. Изнутри над смотровыми блоками установлены резиновые или кожаные налобники. Каждый люк снабжен внутренним замком. Снаружи замки открываются специальным ключом.
Задняя броня.
Кормовые бронелисты закрывают двигатель и систему охлаждения. В двух задних панелях имеется два отверстия. Верхнее отверстие закрыто люком доступа к двигателю, нижнее предназначено для доступа воздуха к системе охлаждения двигателя и закрыто жалюзи и выпуска отработанного горячего воздуха.
В бортах кормы корпуса также имеются отверстия для доступа к двигателю.Передняя и задняя части корпуса крепятся к раме шасси.
Бронирование колес.
Передние и задние узлы навески колес защищены съемными бронеколпаками, которые крепятся на свои места болтами.
Решетка.
Для защиты от ручных гранат установлена сварная металлическая решетка в задней части машины. Часть решетки складывается, образуя своеобразный люк командира.
Топливные баки.
Два внутренних топливных бака установлены непосредственно за перегородкой рядом с двигателем между верхними и нижними бортовыми задними бронелистами. Суммарная емкость двух баков составляет 110 л. Баки крепятся к кронштейнам на амортизационных прокладках.
Перегородка и вентилятор.
Боевое отделение отделено от моторного перегородкой, которая крепится к днищу и бронекорпусу. В перегородке в районе места установки радиатора двигателя сделано отверстие. Радиатор прикрыт металлической сеткой. В нижней части перегородки имеется отверстие под кран топливной системы, которые закрывается задвижкой. Также имеется отверстие под радиатор. Вентилятор обеспечивает эффективное охлаждение радиатора при температуре окружающего воздуха до +30 градусов Цельсия. Температура воды в радиаторе регулируется за счет изменения притока к нему охлаждающего воздуха. Рекомендуется поддерживать температуру охлаждающей жидкости в пределах 80 - 85 градусов Цельсия.
Крылья.
Крылья выполнены штамповкой из листового металла. В передние крылья интегрированы багажники, которые закрываются на ключ. На задних крыльях сделаны антискользящие полосы.
Пол.
Пол набран из отдельных стальных листов, поверхность которых покрыта ромбовидным узором для усиления трения между обувью экипажа бронемашины и настилом пола. В настиле пола сделаны врезы под тяги органов управления, вырезы закрываются чехлами и прокладками, предотвращающими попадание дорожной пыли внутрь боевого отделения.
Сиденье водителя.
Сиденье водителя состоит из металлической рамы и встроенной в раму спинки и седалища. Рама крепится к пастилу пола болтами. В полу сделано несколько комплектов отверстий, что позволяет перемещать сиденье относительно пола для удобства водителя. Спинка сиденья выполнена регулируемой по наклону.
Приборный щиток.
На приборной панели расположены контрольные приборы и тумблеры электросистемы. Приборный щиток смонтирован на амортизационной прокладке. К рулевой колонке прикреплен блок с переключателями светотехнического оборудования.
Версии бронеавтомобиля
Существовало две версии бронеавтомобиля с 20-мм автоматической пушкой, которые отличались типом артиллерийского орудия. На ранней версии ставилось орудие 2 cm KwK30, на поздней - 2 cm KwK38. Мощное вооружение и внушительный боекомплект позволял применять эти бронеавтомобили не только для ведения разведки, но в качестве средства сопровождения и охраны радиомашин. 20 апреля 1940 г. представители вермахта заключили контракт с фирмой "Эппель" из города Берлина и фирмой Ф. Шихау из города Эльбинга, предусматривающий разработку проекта установки на бронеавтомобиль орудийной турели 2 cm "Hangelafette" 38, предназначенным для ведения стрельбы по воздушным целям.
Установка новой турели и артиллерийского вооружения увеличило массу бронеавтомобиля до 5000 кг, что привело к некоторой перегрузке шасси. Шасси и двигатель остались прежними, как на ранней версии бронеавтомобиля Sd.Kfz.222. Установка пушки заставила конструкторов изменить надстройку корпуса, а увеличение экипажа до трех человек привело к изменению расположения наблюдательных устройств. Также изменили конструкцию сеток, которые прикрывали башню сверху. Официальная документация на машину составлена фирмой "Эйзерверк Везерхютте", но строились броневики фирмами "Ф. Шихау" из Эдьбинга и "Машиненфабрик Нидерзаксен" из Ганновера.
Экспорт.
В конце 1938 года Германия продала Китаю 18 бронеавтомобилей Sd.Kfz.221 и 12 Sd.Kfz.222. Китайские броневики Sd.Kfz.221/222 использовались в боях с японцами. Китайцы перевооружили несколько машин, установив в вырезе башни пушку "Hotchkiss" калибра 37-мм.
Во время войны 20 бронеавтомобилей Sd.Kfz.221 и Sd.Kfz.222 получила болгарская армия. Эти машины использовали в карательных акциях против партизан Тито, а в 1944-1945 годах в сражениях с немцами на территории Югославии. Венгрии и Австрии.
Цена одного броневика Sd.Kfz.222 без вооружения составляла 19600 рейхсмарок. Всего изготовили 989 машин.
Тактико-технические характеристики
Боевая масса |
4,8 т
|
Размеры:
|
длина |
4800 мм
|
ширина |
|
высота |
|
Экипаж |
3 человека
|
Вооружение |
1х20-мм автоматическая пушка 1х1,92-мм пулемет
|
Боекомплект |
1040 снарядов 660 патронов
|
Бронирование:
|
лоб корпуса |
8 мм
|
лоб башни |
8 мм
|
Тип двигателя |
|
Максимальная мощность |
75 л.с. |
Максимальная скорость |
80 км/час
|
Запас хода |
300 км
|
Источники:
- P. Chamberlain, H. L. Doyle. Encyclopedia of German Tanks of World War Two;
- М. Б. Барятинский. Бронеавтомобили вермахта. (Бронеколлекция № 1 (70) - 2007);
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- Vorschrift H.Dv. 299/5e, Ausbildungsvorschrift für die schnellen Truppen, Heft 5e, Die Ausbildung am leichten Panzerspähwagen (2 cm Kw. K 30) (Sd.Kfz. 222);
- Alexander Lüdeke Weapons of World War II.