Описание конструкции "Jagdpanzer" IV/70.
"Jagdpanzer" IV/70 Sd.Kfz.162/1 управлялся экипажем из четырех человек. В передней части машины, слева от коробки передач находилось место механика-водителя. Два других члена экипажа занимали места в левой стороне боевого отделения: наводчик, за его спиной командир машины. Сиденье командира находилось под люком в крыше рубки. Заряжающий, который совмещал свои прямые обязанности с обязанностями стрелка-радиста, находился справа от казенной части пушки. В его распоряжении был курсовой пулемет MG-42. Над местом заряжающего также находился люк.
Компоновочная схема |
|
|
"Jagdpanzer" IV/70(V) |
"Jagdpanzer" IV/70(A) |
Нажмите на фото истребителя танков для увеличения схемы |
Корпус и рубка.
Корпус и рубка сварены из бронеплит типа Е22. прокатанных, гетерогенных. Толщина брони была разной на разных участках. В полу боевою отделения, под сиденьем наводчика, находился эвакуационный люк размером 440x360-мм.
У истребителей танков "Panzer" IV/ 70(A) рубка устанавливалась на неизмененный корпус танка PzKpfw IV, в результате чего высота машины достигала 2236-мм, в то время как у "Panzer" IV/70(V) передняя часть лобовой брони корпуса была срезана, и силуэт машины имел высоту только 1960-мм. Броню для истребителей танков изготавливали в Витковицах ("Witkowitzer Bergbau und Eisenhueiten Gewerkschaft") и в Линце ("Eisenwerke Oberdonau"). Бронеплиты соединялись методом сварки между собой и к каркасу из стальных профилей.
Двигатель.
На истребителях танков "Jadgpanzer" IV/70 Sd.Kfz.162/1 использовали двигатели "Maybach" ML120TRM. Двигатели поставляли фирмы "Maybach" "Motorenwerke" из Фридрихсхафена и "Auto-Union AG" из Хемница. Двигатель "Maybach" HL120TRM - карбюраторный, четырехтактный, 12-цилиндрвоый, V-образный (угол развала блока цилиндров 60 гр), верхнеклапанный, жидкостного охлаждения. Диаметр цилиндра 105-мм, ход поршня 115-мм, рабочий объем 11867см3. Поршни чугунные, производства фирмы "Mahle" из Штутгарта. Зазор поршня 0,12-0,16-мм. Степень сжатия 6.5:1. Максимальные обороты двигателя 3000 об./мин, рекомендованные - 2600 об./мин (после капитального ремонта 2200-2400 об./мин). Мощность двигателя 300 л.с (221кВт) при 3000 об./ мин и 265 л.с.( 195 кВт), при 2600 об./мин.
Крутящий момент 80 мкг при 2150 об./мин. Удельная мощность 8,.57-7,89 кВт/т. Два радиатора обшей рабочей поверхностью 2,6 м2 располагались по бокам от двигателя. Циркуляция принудительная с помощью насоса типа "Pallas". Рабочая температура охлаждающей жидкости 80 гр, максимальная 90 гр. Циркуляцию воздуха в двигательном отсеке обеспечивали два вентилятора типа "Zyklon", каждый из которых оснащался двумя воздушными фильтрами.
Вентиляторы размещались над двигателем в правой стороне двигательного отделения. Мощность вентиляторы отбирали у двигателя. На надмоторной бронеплите имелись два вентиляционных отверстия, которые у машин поздних выпусков закрывались бронированными жалюзи. Входящие и выходящие отверстия для воздушных потоков в двигательном отделении находились в бортах корпуса. Потоки регулировались жалюзи, сопряженным с термостатом. Топливо, этилированный бензин OZ 74 с октановым числом 74.
Общая емкость трех топливных баков 470 л, рабочая емкость 463 л. У "Jagdpanzer" IV/70(A) емкость баков 490 л. Подачу топлива обеспечивали два бензонасоса типа "Solex", а также ручной аварийный насос. Все три бака имели общую горловину, а переключатель топливных баков находился на приборном щитке механика-водителя. Расход топлива на шоссе составлял 220 л на 100 км и на пересеченной местности до 360 л на 100 км. Емкость маслобака 22 л.
Двигатель оснащался двумя карбюраторами типа "Solex" 40JFF. Крутящий момент от двигателя к коробке передач передавался через два карданных вала. Главный фрикцион трехдисковый, сухой типа "Fichlel & Sachs" 120/HD. Коробка передач планетарная типа ZF "Aphon" SSG76,шесть передач вперед, одна назад. Переключение передач с помощью рычага, расположенного справа от кресла механика-водителя. Место механика-водителя оборудовалось набором контрольно-указательных приборов. Управление истребителем танков осуществлялось с помощью рычагов и педалей, находящихся перед механиком-водителем. Рулевая система действовала через гидравлическую передачу на фрикционы. Планетарный механизм поворота позволял поворачивать САУ, тормозить и осуществлять другие маневры. Далее крутящий момент передавался на бортовые передачи с передаточным числом 1:3,23. Механические тормоза типа "Кrupp" действовали на ведущие колеса.
Шасси.
Ходовая часть у "Jagdpanzer" IV/70 состояла из восьми опорных катков малого диаметра размером 470x75-660, попарно собранных в четыре подрессоренные тележки. Верхняя часть гусеницы лежала на четырех (у поздних машин трех цельнометаллических) опорных катках. Ведущее колесо находилось в передней части машины, а направляющее колесо и механизм натяжения гусеницы - на корме. Ведущее колесо имело 20 зубьев.
Опорные и поддерживающие катки были обрезинены. Гусеницы с раздельными траками, одношкворневые, одногребневые. Траки отливались из марганцевой стали. Тип гусениц Kgs 61/400/120, ширина гусениц 400-м, опорная длина 3520-мм, колея 2450-мм. Гусеницы изготавливала фирма "Moorburger Trackenwerke" в Гамбурге, длина гусеничной цепи 99 траков. Предусматривалась возможность надевать на гусеницы антипробуксовочные зубья. В осенне-зимний период использовали более широкие гусеницы, так называемые "Ostkette". Масса обычной гусеницы 940 кг. "Ostkette" - 1450 кг.
Электрическое оборудование.
Электрическая проводка одножильная. напряжение в сети 12В. Источник тока генератор "Bosch" GTLN 600/12-1500 мощностью 600 Вт. Дополнительный источник тока - четыре свинцовых аккумулятора "Bosch" 12В тип 105 напряжением 6В и емкостью 105 Ампч. Два стартера "Bosch" BNG 4/24 мощностью 4 л.с. (2,9кВт) и рабочим напряжением 24В.
Зажигание электрическое. последовательность работы цилиндров 1-12-5-8-3-10-6-7-2-11-4-9. Свечи зажигания "Bosch" W225N1.
Существовала возможность пуска двигателя с помощью рукоятки, вращаемой двумя членами экипажа. Рукоятку вставляли в отверстие в нижней части кормовой бронеплиты. Кроме того, предусматривалось использование без инерционного стартера "Bosch" AL/ZM1, а также пуск танкового двигателя с помощью мотора VW Kfz 82 "Kuebеlwagen". Потребителями в бортовой сети были подсветка прицела и контрольных приборов, звуковой сигнал, фара (на левом переднем крыле), радиостанция, спуск орудия и пулеметов, ходовой огонь типа "Notеk".
Радиооборудование.
Стандартное радиооборудование состояло из приемопередатчика FuG5 SE10U с передатчиком 10 W.S.a. или 10 W.S.b. мощностью 10Вт, работающем в диапазоне 27,2-33,3 МГц, и приемником "с" (позднее "е"), также работающем в УКВ-днапазоне. Приемник работал через трансформатор Е Ua, а передатчик - U 10а. Дальность работы радиостанции составляла 6,4 км в режиме телефона и 9,4 км в режиме ключа. Радиостанция FuG 5 монтировалась на антивибрационной стойке у правого борта у места заряжающего. Штыревая антенна длиной 2 м выводилась на левый борт.
Кроме того, машины оснащались комплектом сигнальных флажков и ракетницей "Walther" LP ("Lauchpistole") или LP-42 калибра 27-мм, хранившейся рядом с местом командира машины.