Истребитель танков "Ягдтигр"
Содержание
Истребитель танков "Ягдтигр"
Техническое описание
Техническое описание. Часть 2
Боевое применение

Истребитель танков Jagdtiger

Panzerjäger Tiger (Sd.Kfz.186);
Jagdpanzer VI Ausf.B Jagdtiger.

ЯгдтигрИстребитель танков "Ягдтигр" создан на базе тяжелого танка Т-VI В "Королевский тигр". Его корпус выполнен с примерно такой же конфигурацией, что и у танка-истребителя "Ягдпантера". Этот истребитель танков был вооружен 128-мм полуавтоматической зенитной пушкой без дульного тормоза. Начальная скорость ее бронебойного снаряда составляла 920 м/сек. Хотя пушка была рассчитана на использование выстрелов раздельного заряжания, скорострельность ее была довольно высока: 3-5 выстрелов в минуту. Кроме орудия, истребитель танков имел 7,92-мм пулемет, установленный в шаровой опоре в лобовом листе корпуса.

Истребитель танков "Ягдтигр" имел исключительно сильное бронирование: лоб корпуса - 150-мм, лоб рубки - 250-мм, боковые стенки корпуса и рубки - 80-мм. Вследствие этого, вес машины достиг 70 т и она стала самой тяжелой серийной боевой машиной второй мировой войны. Столь большой вес отрицательно сказался на ее подвижности, большие нагрузки на ходовую часть вызывали ее поломки.

Ягдтигр. История создания

Экспериментальные конструкторские работы по проектированию тяжелых самоходных систем велись в рейхе с начала 40-х годов и даже увенчались локальным успехом - две 128-мм САУ VK 3001(H) летом 1942 года были отправлены на советско-германский фронт, где вместе с другой техникой 521-го танко-истребительного дивизиона были брошены вермахтом после разгрома немецких войск в начале 1943 года под Сталинградом.

Ягдтигр № 1, прототип

Ягдтигр № 1, прототип с подвеской Порше

Но даже после гибели 6-й армии Паулюса никто и не думал запускать подобные САУ в серию - общественные настроения правящих кругов, армии, да и населения определялись идеей, что война вскоре закончится победным концом. Только после поражений в Северной Африке и на Курской Дуге, высадке союзников в Италии многие немцы, ослепленные довольно эффективной нацистской пропагандой, осознали реальность - совокупные силы стран Антигитлеровской коалиции гораздо мощней возможностей Германии и Японии, поэтому только "чудо" может спасти гибнущее немецкое государство.

Ягдтигр № 2, прототип

Ягдтигр № 2, прототип с подвеской Хеншеля

Тут же среди населения начались разговоры о "чудо-оружии", которое может изменить ход войны - подобные слухи вполне легально распускались нацистским руководством, обещавшим народу скорое изменение ситуации на фронте. Поскольку эффективных в глобальном плане (ядерного оружия или его эквивалента) военных разработок в конечной стадии готовности в Германии не имелось, руководители рейха "хватались" за сколько-нибудь значимые военно-технические проекты, способные своей необычностью и оригинальностью наряду с оборонительной выполнять еще и психологическую функции, внушая населению мысли о мощи и силе государства. способного инициировать создание столь сложной техники. Именно в подобной ситуации и был спроектирован, а затем запущен в серию тяжелый истребитель танков - САУ "Ягд-тигр".

Jagdtiger (Порше)

Sd.Kfz.186 Jagdpanzer VI Ausf.B Jagdtiger (Порше)

При разработке тяжелого танка "Тигр II" компания "Хеншель" в сотрудничестве с фирмой "Крупп" приступила к созданию тяжелого штурмового орудия на его базе. Хотя приказ о создании новой самоходной пушки был издан Гитлером еще осенью 1942 года, эскизное проектирование началось только в 1943 голу. Предполагалось создать бронированную самоходную арт-систему, вооруженную 128-мм длинноствольным орудием, которую при необходимости можно было бы оснастить и более мошной пушкой (планировалась установка 150-мм гаубицы с длиной ствола в 28 калибров).

Внимательно изучался опыт создания и применения тяжелого штурмового орудия "Фердинанд". Так, в качестве одного из вариантов новой машины, рассматривался проект перевооружения "Элефанта" 128-мм пушкой Рак 44 L/55, однако победила точка зрения управления вооружений, которое в качестве гусеничной базы САУ предлагало использовать ходовую часть проектируемого тяжелого танка "Тигр II".

Jagdpanzer VI Ausf.B (Порше)

Sd.Kfz.186 Jagdpanzer VI Ausf.B Jagdtiger (Порше)

Новая САУ классифицировалась как "12,8-см тяжелое штурмовое орудие". Ее планировалось вооружить, 128-мм артсистемой, осколочно-фугасный боеприпас которой имел значительно большее фугасное действие, чем у зенитного орудия аналогичного калибра Flak40. Деревянный макет новой самоходки в натуральную величину был продемонстрирован Гитлеру 20 октября 1943 года на полигоне Арис в Восточной Пруссии. САУ произвела на фюрера самое благоприятное впечатление и последовало распоряжение начать ее серийный выпуск в следующем году.

Ягдтигр (Хеншель) серийный вариант

Sd.Kfz.186 Jagdpanzer VI Ausf.B Jagdtiger (Хеншель) серийный вариант

7 апреля 1944 года машине присвоили название "Panzer-jaeger Tiger" Ausf. В и индекс Sd.Kfz.186. Вскоре наименование машины упростили до Jagd-tiger ("Ягд-тигр" - охотящийся тигр). Именно с этим названием, вышеописываемая машина, вошла в историю танкостроения. Первоначальный заказ составил 100 самоходных установок.

Уже к 20 апреля ко дню рождения фюрера изготовили в металле первый образец. Полная боевая масса машины доходила до 74 тонн (с ходовой частью конструкции Порше). Из всех участвовавших во Второй мировой войне серийных САУ эта являлась самой тяжелой.

Jagdtiger (Хеншель) серийный вариант

Sd.Kfz.186 Jagdpanzer VI Ausf.B Jagdtiger (Хеншель) серийный вариант

Разработкой конструкции самоходного орудия Sd.Kfz.186 занимались компании "Крупп" и "Хеншель", а производство собирались развернуть на заводах фирмы "Хеншель", а также на предприятии "Нибелунгенверке", входившей в состав концерна "Штейр-Даймлер АГ". Однако стоимость эталонного образца получилась чрезвычайно большой, поэтому главной задачей, которую поставило перед собой правление австрийского концерна, было добиться максимально возможного снижения стоимости серийного образца и сроков изготовления каждого истребителя танков. Поэтому доработкой САУ занялось конструкторское бюро - Фердинанда Порше ("Porsche AG").

Разница подвесок Порше и Хеншеля
Разница подвесок Порше
Подвески Порше и Хеншеля
Хеншель Порше

Поскольку самой трудоемкой частью в истребителе танков была именно "ходовая", Порше предложил применить в машине подвеску, имевшую тот же конструктивный принцип, что и подвеска, устанавливавшаяся на "Элефанте". Однако из-за многолетнего конфликта конструктора с управлением вооружений, рассмотрение вопроса затянулось до осени 1944 года, пока, наконец, не было получено положительное заключение. Поэтому САУ "Ягд-тигр" имели два вида различающейся между собой ходовой части - конструкции Порше и конструкции фирмы "Хеншель". В остальном выпущенные машины отличались между собой незначительными конструктивными изменениями.



 

Мини-навигатор
по сайту
Танки первой мировой
Танки СССР Второй мировой войны Вермахт Танки союзников СССР во Второй мировой войне - США, Англия, Франция, Польша Танки Италии, Японии, Чехословакии
Танки после войны
Танки мира
Про танки



Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту