Самоходная гаубица "Хуммель"

150-мм самоходная гаубица "Hummel"

15 cm Panzer-Haubitzer 18/1
auf Fahrgestell GW III/IV Hummel/Sd.Kfz.165/
"Hummel" - "Шмель"

бронетехника вермахтаСамоходная гаубица конструктивно аналогична самоходному противотанковому орудию "Насхорн", но вместо 88-мм противотанковой пушки в боевой рубке на станке установлена качающаяся часть полевой 150-мм гаубицы "18/40" с длинной ствола 30 калибров. Гаубица могла вести огонь осколочно-фугасными снарядами весом 43,5 кг на дальность до 13,3 км. В связи с тем что использовались выстрелы раздельного заряжения, скорострельность была относительно невелика. Горизонтальный угол наводки гаубицы составлял 30 градусов, а вертикальный - 42 градуса.

Для уменьшения силы отдачи на части гаубиц были установлены дульные тормоза. Для управления огнем использовались прицелы, обычно применяющиеся в полевой артиллерии, так как самоходная гаубица., как правило, использовалась как орудие полевой артиллерии и состояла на вооружении артиллерийских полков танковых дивизий. Самоходная гаубица выпускалась серийно. Всего за 1943 и 1944 года было выпущено более 700 этих самоходок.

150-ММ САМОХОДНАЯ ГАУБИЦА

Hummel/Sd.Kfz.165/ в музеях стран мира 
фото САУ Auto + Technik Museum
Munster Panzer Museum,
Германия
Auto + Technik Museum,
Sinsheim, Германия
Wehrtechnische Studiensammlung Saumur Tank Museum (France)
Wehrtechnische Studiensammlung
Koblenz, Германия
Saumur Tank Museum
Франция
нажмите на фото САУ "Хумель" для увеличения 

Полевые артсистемы на самоходном лафете

бронетехника второй мировой
sIG 33 auf Fahrgeschtell des PzKpfw I /Sd.Kfz.101/
бронетехника вермахта
leFH 18 auf Fahrgestell des GW II "Wespe" /Sd.Kfz.124/
Бронетехника германии второй мировой
8,8 cm Рак 43 auf GW111/14/ "Hornisse" /"Nashorn" /Sd.Kfz.164/
танки вермахта
15 cm Panzer-Haubitzer 18/1 auf Fahrgestell GW III/IV "Hummel"/Sd.Kfz.165/
танки второй мировой
sIG 33 auf Fahrgestell PzKpfw38(t) "Bison" ausf.H /Sd.Kfz.138/1/
броенетехника
sIG 33 auf Fahrgestell GW38(t) "Bison" ausf.M /Sd.Kfz.138/1/
бронетехника второй мировой войны
60 cm "Morser Karl" /Gerat 040/

Тактико-технические характеристики полевых самоходных артсистем

Wespe

 

Модель
"Wespe"
Войсковой индекс
Sd.Kfz.124
Производитель
"FAMO"
Шасси
GW II
Боевой вес, т
11
Экипаж,чел
4
Скорость, км/ч
 
- по шоссе
40
- по проселку
18
Запас хода, км
 
- на шоссе
140
- на местности
90
Емкость бензобака, л
 
Длина, мм
4810
Ширина, мм
2 280
Высота, мм
2 300
Клиренс, мм
340
Ширина гусеницы, мм
300
Двигатель
"Maybach"
HL62TRM
Мощность, л.с.
140
Орудие, тип
leFH 18/2
Калибр, мм
105
Длина ствола, кал.
18
Нач. скорость снаряда, м/с
470
Боекомплект, выстр.
18
Доп. вооружение
-
Бронирование, мм
18-10

PzkPfwI

 

Модель
sIG 33 auf PzkPfwI
Войсковой индекс
Sd.Kfz.101
Производитель
"Alkett"
Шасси
PzKpfw 1 ausf.В
Боевой вес, т
8,5
Экипаж,чел
4
Скорость, км/ч
 
- по шоссе
35
- по проселку
11
Запас хода, км
 
- на шоссе
150
- на местности
80
Емкость бензобака, л
146
Длина, мм
4 420
Ширина, мм
2 680
Высота, мм
3 350
Клиренс, мм
295
Ширина гусеницы, мм
280
Двигатель
"Maybach"
NL38TRKM
Мощность, л.с.
100
Орудие, тип
sIG 33
Калибр, мм
150
Длина ствола, кал.
11,4
Нач. скорость снаряда, м/с
240
Боекомплект, выстр.
8
Доп. вооружение
-
Бронирование, мм
13-10

Bison-H

 

Модель
"Bison" ausf.H
Войсковой индекс
Sd.Kfz.138/1
Производитель
"BMM"
Шасси
PzKpfw 38(t)
Боевой вес, т
12,7
Экипаж,чел
4
Скорость, км/ч
 
- по шоссе
40
- по проселку
21
Запас хода, км
 
- на шоссе
190
- на местности
130
Емкость бензобака, л
430
Длина, мм
4 950
Ширина, мм
2 470
Высота, мм
2 630
Клиренс, мм
380
Ширина гусеницы, мм
293
Двигатель
"Maybach"
NL38TRKM
Мощность, л.с.
100
Орудие, тип
sIG 33
Калибр, мм
150
Длина ствола, кал.
11,4
Нач. скорость снаряда, м/с
240
Боекомплект, выстр.
18
Доп. вооружение
MG-34
Бронирование, мм
40-15

Bison-M

 

Модель
"Bison" ausf.M
Войсковой индекс
Sd.Kfz.138/1
Производитель
"BMM"
Шасси
GW 38(t)
Боевой вес, т
12
Экипаж,чел
4
Скорость, км/ч
 
- по шоссе
137
- по проселку
18
Запас хода, км
 
- на шоссе
180
- на местности
120
Емкость бензобака, л
430
Длина, мм
4 950
Ширина, мм
2 470
Высота, мм
2 150
Клиренс, мм
380
Ширина гусеницы, мм
293
Двигатель
"Praga"
AC/2800
Мощность, л.с.
160
Орудие, тип
sIG 33
Калибр, мм
150
Длина ствола, кал.
11,4
Нач. скорость снаряда, м/с
240
Боекомплект, выстр.
8
Доп. вооружение
MG-34
Бронирование, мм
40-15

Nashorn

 

Модель
"Nashorn"
Войсковой индекс
Sd.Kfz.164
Производитель
"Deutsche Eisenwerke"
Шасси
GW III/IV
Боевой вес, т
25
Экипаж,чел
5
Скорость, км/ч
 
- по шоссе
40
- по проселку
23
Запас хода, км
 
- на шоссе
250
- на местности
160
Емкость бензобака, л
600
Длина, мм
8 640
Ширина, мм
2 950
Высота, мм
2 940
Клиренс, мм
400
Ширина гусеницы, мм
400
Двигатель
"Maybach"
HL120TRM
Мощность, л.с.
 
Орудие, тип
PaK43
Калибр, мм
88
Длина ствола, кал.
71
Нач. скорость снаряда, м/с
1 000
Боекомплект, выстр.
40
Доп. вооружение
MG-42
Бронирование, мм
30-20

Hummel

 

Модель
"Hummel"
Войсковой индекс
Sd.Kfz.165
Производитель
"Deutsche Eisenwerke"
Шасси
GW III/IV
Боевой вес, т
23,5
Экипаж,чел
6
Скорость, км/ч
 
- по шоссе
45
- по проселку
28
Запас хода, км
 
- на шоссе
210
- на местности
140
Емкость бензобака, л
218
Длина, мм
7 170
Ширина, мм
2 950
Высота, мм
2 850
Клиренс, мм
400
Ширина гусеницы, мм
400
Двигатель
"Maybach"
HL120TRM
Мощность, л.с.
300
Орудие, тип
sPH 18(M)
Калибр, мм
150
Длина ствола, кал.
29,5
Нач. скорость снаряда, м/с
595
Боекомплект, выстр.
18
Доп. вооружение
MG-42
Бронирование, мм
30-20

Karl

 

Модель
"Karl"
Войсковой индекс
Gerat 040/041
Производитель
"Rheinmetall-Borsig"
Шасси
спецшасси
Боевой вес, т
120/124
Экипаж,чел
12-18
Скорость, км/ч
 
- по шоссе
12
- по проселку
5-7
Запас хода, км
 
- на шоссе
 
- на местности
 
Емкость бензобака, л
1 200
Длина, мм
11 150
Ширина, мм
3 160
Высота, мм
4 780
Клиренс, мм
перемен.
Ширина гусеницы, мм
500
Двигатель
D-B
DB 507
Мощность, л.с.
580
Орудие, тип
G040/G041
Калибр, мм
598/538
Длина ствола, кал.
 
Нач. скорость снаряда, м/с
285/320
Боекомплект, выстр.
-
Доп. вооружение
-
Бронирование, мм
15

Подробнее о самоходной гаубице "Хуммель"

"Хуммель" - стала последней тяжелой самоходной артиллерийской установкой, разработанной фирмой "Алкетт", установленной на специализированном шасси GW III/IV.
Как и в случае с самоходкой "Насхорн", двигатель располагался впереди, что позволило уменьшить высоту боевого отделения. Ствол орудия находился на высоте 2,3 м, что было очень неплохо для машины такого типа.

самоходная установка

Прототип с дульным тормозом

Всего с 1943 по 1945 год фирма "Дойче Эйзенверке" выпустила 666 единиц этого чрезвычайно мощного и эффективного оружия, которое предназначалось для комплектации танковых батальонов танковых дивизий. Самоходка могла уничтожать любые цели поэтому спрос на нее, как на средство огневой поддержки, был невероятно высок. Однако промышленность не могла удовлетворить запросы армии в полном объеме, и САУ поступала на вооружение только элитных частей.

самоходно-артиллерийская установка

Наиболее популярное фото САУ "Хуммель"

Орудия прототипов оснащались дульными тормозами, но серийные машины выпускались без них - уже давала о себе знать нехватка высококачественной стали. Кроме того, производство дульных тормозов требовало дополнительного времени и ресурсов, которых не было. Также давала знать о себе не конвейерная сборка вооружений. Однако А. Шпеер  не конвейерную сборку танков представлял, как добродетель, заявляя, что "германская промышленность вооружений не приемлет конвейерный метод Америки и России, а в основном полагается на немецкий квалифицированный труд". Хотя именно отсутствие крупных предприятий не позволило Германии выдержать соревнование с танкостроением стран антифашистского блока. Немецкая серийная броня делилась на несколько групп по толщине и марке стали. Наряду с гетерогенной больше все-таки выпускалось гомогенной брони. По технологии производства броневые листы разделялись на равномерно закаленные и с поверхностной закалкой. С потерей Никопольского бассейна поступление марганца в Германию снизилось.Никель доставлялся лишь с севера Финляндии.

В результате постоянный недостаток легирующих элементов привел к резкому ухудшению качества серийной брони. Лобовые листы корпусов "Пантеры" и "Королевского тигра" зачастую просто раскалывались от попадания советских 100-мм и 122-мм бронебойных снарядов. Выход искали в навешивании защитных экранов,увеличении толщины и углов наклона броневых листов. Среди броневых марок сталей с пониженной легируемостью так и не было найдено конструктивного материала с удовлетворительной снарядостойкостью.

самоходка

Компоновочная схема

Боекомплект самоходки ограничивался 18 выстрелами, которые размещались в боеукладках в боевом отделении. В связи с этим приходилось прибегать к помощи подвозчиков боеприпасов, которые, как правило, представляли собой те же САУ, но без вооружения На четыре самоходные гаубицы приходился примерно один транспортер боеприпасов, что, в общем-то, было явно недостаточно. Но на производство большего количества вспомогательных машин не хватало шасси танков.

экипаж самоходной установки

Наводчик САУ "Хуммель"

САУ "Хуммель" никогда не использовалась в качестве штурмового орудия. Для этого машина должна была входить в состав артиллерийской части, располагавшей оборудованием, необходимым для управления огнем. В танковом подразделении в такой поддержке не было необходимости, но там самоходка превращалась в дополнительное огневое средство, способное вести стрельбу прямой наводкой по тем целям, которые видел наводчик. Несмотря на то, что "Хуммель" отлично показал себя в этой роли, такое его использование было равносильно стрельбе из пушки по воробьям. Однако в 1943 году Восточный фронт был как раз таким театром военных действий, где в расчет прежде всего принималась огневая мощь.

самоходки вермахта

Лобовая часть корпуса позднего типа

Название самоходки - "Хуммель" ("Шмель") - было достаточно нейтральным и безобидным, однако 27 февраля 1944 года приказом по немецкой армии Гитлер запретил использовать это слово для обозначения машины.

самоходная установка

Первые САУ появились в войсках в мае 1943 года, а боевое крещение получили летом того же года под Курском. Сначала они поступили на вооружение войск СС, а затем и вермахта. На 10 апреля 1945 года немецкие войска располагали 168 машинами этого типа.

Хуммель

Источники:

  • Hummel [Торнадо Военные машины 040];
  • Иванов С.В. "Hummel крупным планом" [Танк на поле боя №34];
  • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • Hummel [Военно-техническая серия 135];
  • Nashorn, Hummel, Brummbaer in action [Armor in Action Series 2005];
  • Hummel [Wydawnictwo Militaria 329].
 

Мини-навигатор
по сайту
Танки первой мировой
Танки СССР Второй мировой войны Вермахт Танки союзников СССР во Второй мировой войне - США, Англия, Франция, Польша Танки Италии, Японии, Чехословакии
Танки после войны
Танки мира
Про танки



Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту