Венгерский легкий танк 38.M "Toldi" I
Согласно положения Трианонского мирного договора 1919 года Венгрии, как и Германии, запрещалось иметь бронетанковую технику. Но весной 1920 года из Германии в Венгрию были тайно вывезены 12 танков LKII - Leichte Kampfwagen LK-II. Контрольные комиссии их так и не обнаружили. А в 1928 году венгры открыто купили две английские танкетки "Карден-Лойд" Мк VI, через 3 года - пять итальянских легких танков "Фиат-3000B" (венгерское обозначение 35.М), а спустя еще 3 года - 121 итальянскую танкетку CV3/35 (37. М), заменив итальянские пулеметы 8-мм венгерскими. С 1938 по 1940 год конструктор Н. Штраусслер работал над колесно-гусеничным танком амфибией V4 с боевой массой 11 тонн, однако надежды, возлагавшиеся на танк, не оправдались.
В 1934 г. на заводе шведской фирмы "Ландсверк АВ", в г. Ландскроне, был создан и пущен в производство легкий танк L60 (другое обозначение Strv m/ЗЗ). Вел разработку этой машины немецкий конструктор Отто Меркер, работавший тогда в Швеции - по причине того, как и упоминалось выше, что Германии условиями Версальского договора 1919 г. было запрещено иметь и даже конструировать образцы бронетанковой техники. До этого под руководством того же Меркера конструкторами "Ландсверк АВ" были созданы несколько образцов легких танков, которые, впрочем, не пошли в серию. Наиболее удачным из них был танк L100 (1934 год), в котором широко использовались автомобильные агрегаты: двигатель, коробка передач и прочее. Машина обладала рядом новшеств:
- индивидуальной торсионной подвеской опорных катков;
- наклонным расположением носовых и бортовых броневых листов и перископическими прицелами;
- очень высокая удельная мощность - 29 л.с./т - позволяла развивать большую скорость - 60 км/ч.
Шведский легкий танк L-60
Это был типичный, очень неплохой разведывательный танк. Однако шведы решили, используя наработанные конструктивные решения, создать более тяжелый "универсальный" танк, поэтому L100 и не пошел в серию. Выпускался он в единичных экземплярах в трех мало различавшихся модификациях в 1934-35 гг. Несколько машин последней модификации были поставлены Норвегии. Они имели массу - 4,5 т, экипаж - 2 человека, вооружены 20-мм автоматической пушкой или двумя пулеметами, имели 9 мм броню со всех сторон. Вот этот L100 и послужил прототипом упомянутого L60, выпуск которого в пяти модификациях (в том числе Strv m/38, m/39, m/40), продолжался до 1942 года.
Компоновка танка "Толди" I:
Кликните на рисунок, чтобы увеличить 1 - 20-мм самозарядное ружье 36М; 2 - 8-мм пулемет 34/37М; 3 - перископический прицел; 4 - кронштейн крепления зенитного пулемета; 5 - жалюзи; 6 - радиатор; 7 - двигатель; 8 - вентилятор; 9 - выхлопная труба; 10 - сиденье стрелка; 11 - карданный вал; 12 - сиденье механика-водителя; 13 - коробка передач; 14 - рулевое колесо; 15 - фара
Первоначально масса L60 составляла 7,6 т, а вооружение состояло из 20 мм автоматической пушки и пулемета в башне. Наиболее удачной (и наибольшей по численности) была модификация m/40 (L60D). Эти танки имели массу 11 т, экипаж - 3 человека, вооружение - 37-мм пушка и два пулемета. Двигатель мощностью 145 л.с. позволял развивать скорость до 45 км/ч (запас хода 200 км). L60 был действительно примечательной конструкцией. Катки его имели индивидуальную торсионную подвеску (впервые в серийном танкостроении). Лобовая и башенная броня толщиной до 24 мм на последней модификации была установлена с наклоном. Боевое отделение хорошо вентилировалось. Всего их было выпущено немного и почти исключительно для своей армии (216 единиц). Две машины как образцы были проданы Ираландии (Эйре - так называлась Ирландия в 1937-1949 гг.), одна - Австрии. Танки L60 состояли на вооружении шведской армии до середины 50-х годов; в 1943 году они подверглись модернизации по вооружению.
Танк "Толди" I
|
|
|
|
Нажмите на рисунок для увеличения
|
В марте 1938 г. фирме "Ландсверк АВ" был заказан один экземпляр танка L60B (он же m/38 или танк третьей серии). Вскоре он прибыл в Венгрию и подвергся сравнительным испытаниям (23-28 июня) вместе с немецким легким танком второй мировой войны T-I. Шведский танк продемонстрировал значительно лучшие боевые и технические характеристики. Он и был взят как образец для танка венгерского производства, получившего название 38.М "Толди" в честь знаменитого воина Толди Миклоша - человека, обладавшего высоким ростом и большой физической силой.
Комиссия, которая проводила испытания, рекомендовала внести ряд изменений в конструкцию танка. Институт военной техники (ИВТ) послал своего специалиста Ш. Бартоломейдеса в Ладскрону для выяснения возможности внесения этих изменений. Шведы подтвердили возможность модификации, исключая изменения в устройствах рулевого управления танка и тормоза (стопора) башни.
После чего в Венгрии развернулись обсуждения относительно системы вооружений "Толди". Шведский прототип был вооружен 20-мм автоматической пушкой "Мадсен". Венгерские конструкторы предлагали установить 25-мм автоматические пушки "Бофорс" или "Гебауэр" (последняя - венгерской разработки) либо даже 37-мм и 40-мм пушки. Две последние требовали слишком больших переделок в башне. Закупать лицензию на производство пушек "Мадсен" отказались ввиду ее дороговизны. Производство 20-мм пушек мог взять на себя завод "Данувиа" (г. Будапешт), но с очень длительным сроком их поставки. И, наконец, было принято решение вооружить танк 20-мм самозарядным противотанковым ружьем швейцарской фирмы "Золотурн", производимым в Венгрии по лицензии под маркой 36.М. Питание ружья из магазина на пять патронов. Практическая скорострельность составляла 15-20 выстрелов в минуту. Вооружение дополнял 8-мм пулемет марки 34./37.М с ленточным питанием. Это был лицензионный чешский пулемет.
Тактико-технические характеристики венгерских танков второй мировой войны
|
"Толди" I
|
Год выпуска |
1940
|
Боевая масса, т |
8,5
|
Экипаж, чел. |
3
|
Длина по корпусу, мм |
4750
|
Длина с пушкой вперед, мм |
|
Ширина, мм |
2140
|
Высота, мм |
1870
|
Бронирование, мм |
|
Лоб корпуса |
13
|
Борт корпуса |
13
|
Лоб башни (рубки) |
13+20
|
Крыша и днище корпуса |
6
|
Вооружение |
|
Марка пушки |
36.М
|
Калибр в мм/длина ствола в калибрах |
20/82
|
Боекомплект, выстрелов |
|
Число и калибр (в мм) пулеметов |
1-8,0
|
Зенитный пулемет |
—
|
Боекомплект пулеметов, патронов |
|
Двигатель, тип, марка |
карб. "Бюсинг-Наг" L8V/36TR
|
Мощность двигателя, л.с. |
155
|
Максимальная скорость км/ч |
50
|
Запас топлива, л |
253
|
Дальность хода по шоссе, км |
220
|
Среднее давление на грунт, кг/см2 |
0,62
|
|
|
Год выпуска |
1941
|
Боевая масса, т |
9,3
|
Экипаж, чел. |
3
|
Длина по корпусу, мм |
4750
|
Длина с пушкой вперед, мм |
|
Ширина, мм |
2140
|
Высота, мм |
1870
|
Бронирование, мм |
|
Лоб корпуса |
23-33
|
Борт корпуса |
13
|
Лоб башни (рубки) |
13+20
|
Крыша и днище корпуса |
6-10
|
Вооружение |
|
Марка пушки |
42.М
|
Калибр в мм/длина ствола в калибрах |
40/45
|
Боекомплект, выстрелов |
54
|
Число и калибр (в мм) пулеметов |
1-8,0
|
Зенитный пулемет |
—
|
Боекомплект пулеметов, патронов |
|
Двигатель, тип, марка |
карб. "Бюсинг-Наг" L8V/36TR
|
Мощность двигателя, л.с. |
155
|
Максимальная скорость км/ч |
47
|
Запас топлива, л |
253
|
Дальность хода по шоссе, км |
220
|
Среднее давление на грунт, кг/см2 |
0,68
|
|
"Туран"I
|
Год выпуска |
1942
|
Боевая масса, т |
18,2
|
Экипаж, чел. |
5
|
Длина по корпусу, мм |
5500
|
Длина с пушкой вперед, мм |
|
Ширина, мм |
2440
|
Высота, мм |
2390
|
Бронирование, мм |
|
Лоб корпуса |
50(60)
|
Борт корпуса |
25
|
Лоб башни (рубки) |
50(60)
|
Крыша и днище корпуса |
8-25
|
Вооружение |
|
Марка пушки |
41.М
|
Калибр в мм/длина ствола в калибрах |
40/51
|
Боекомплект, выстрелов |
101
|
Число и калибр (в мм) пулеметов |
2-8,0
|
Зенитный пулемет |
—
|
Боекомплект пулеметов, патронов |
|
Двигатель, тип, марка |
Z-TURAN карб. Z-TURAN
|
Мощность двигателя, л.с. |
260
|
Максимальная скорость км/ч |
47
|
Запас топлива, л |
265
|
Дальность хода по шоссе, км |
165
|
Среднее давление на грунт, кг/см2 |
0,61
|
|
"Туран"II
|
Год выпуска |
1943
|
Боевая масса, т |
19,2
|
Экипаж, чел. |
5
|
Длина по корпусу, мм |
5500
|
Длина с пушкой вперед, мм |
|
Ширина, мм |
2440
|
Высота, мм |
2430
|
Бронирование, мм |
|
Лоб корпуса |
50
|
Борт корпуса |
25
|
Лоб башни (рубки) |
|
Крыша и днище корпуса |
8-25
|
Вооружение |
|
Марка пушки |
41.М
|
Калибр в мм/длина ствола в калибрах |
75/25
|
Боекомплект, выстрелов |
56
|
Число и калибр (в мм) пулеметов |
2-8,0
|
Зенитный пулемет |
—
|
Боекомплект пулеметов, патронов |
1800
|
Двигатель, тип, марка |
Z-TURAN карб. Z-TURAN
|
Мощность двигателя, л.с. |
260
|
Максимальная скорость км/ч |
43
|
Запас топлива, л |
265
|
Дальность хода по шоссе, км |
150
|
Среднее давление на грунт, кг/см2 |
0,69
|
|
"Зриньи"II
|
Год выпуска |
1943
|
Боевая масса, т |
21,5
|
Экипаж, чел. |
4
|
Длина по корпусу, мм |
5500
|
Длина с пушкой вперед, мм |
5900
|
Ширина, мм |
2890
|
Высота, мм |
1900
|
Бронирование, мм |
|
Лоб корпуса |
75
|
Борт корпуса |
25
|
Лоб башни (рубки) |
13
|
Крыша и днище корпуса |
|
Вооружение |
|
Марка пушки |
40/43.М
|
Калибр в мм/длина ствола в калибрах |
105/20,5
|
Боекомплект, выстрелов |
52
|
Число и калибр (в мм) пулеметов |
—
|
Зенитный пулемет |
—
|
Боекомплект пулеметов, патронов |
|
Двигатель, тип, марка |
карб. Z-TURAN
|
Мощность двигателя, л.с. |
260
|
Максимальная скорость км/ч |
40
|
Запас топлива, л |
445
|
Дальность хода по шоссе, км |
220
|
Среднее давление на грунт, кг/см2 |
0,75
|
Корпус и ходовая часть танка практически сохранились такими же, как и у шведского прототипа. Несколько изменено было только ведущее колесо. Двигатель для Толди" поставлялся из Германии, впрочем, как и оптические приборы. Незначительным изменениям подверглась башня, в частности, люки в бортах и смотровые щели, а также маска пушки и пулемета.
Командир размещался в башне справа и для него была оборудована командирская башенка с люком и семью смотровыми щелями с триплексами. Стрелок сидел слева и имел перископический прибор наблюдения. Водитель располагался слева в носовой части корпуса и его рабочее место было оборудовано подобием колпака с двумя смотровыми щелями .Танк имел планетарную пятискоростную коробку передач, главный фрикцион сухого трения и бортовые фрикционы. Гусеницы имели ширину 285 мм.
Когда руководство генерального штаба обратилось к заводам "Ганц" и MAVAG, то возникли разногласия прежде всего из-за стоимости каждого танка. Даже получив 28 декабря 1938 года заказ, заводы отказались от него из-за низкой назначенной цены. Было собрано совещание военных и директоров заводов. Наконец, стороны пришли к соглашению, и окончательный заказ на 80 танков, поделенных поровну между заводами, был выдан в феврале 1939 года. Завод "Ганц" быстро изготовил опытный экземпляр из мягкой стали по чертежам, полученным из ИВТ. Два первых серийных танка вышли из стен завода 13 апреля 1940 года, а последний из 80 - 14 марта 1941 года.
Венгерские танки 38M Toldi и танкетки CV-3/35
Источники:
- М. Б. Барятинский. Танки Хонведшега. (Бронеколлекция № 3 (60) - 2005);
- И. П. Шмелев. Бронетанковая техника Венгрии (1940-1945);
- Tibor Iván Berend, György Ránki:The development of the manufacturing industry in Hungary, 1900-1944;
- Andrzej Zasieczny: Czołgi II wojny światowej.
|
|