Armored Warfare: Проект Армата

Информация
Новости сайта pro-tank.ru

FeedBurner

Твиттер - pro-tank.ru

Танк "Toldi" I

Венгерский легкий танк 38.M "Toldi" I

Венгерский танк 38.M "Toldi" IСогласно положения Трианонского мирного договора 1919 года Венгрии, как и Германии, запрещалось иметь бронетанковую технику. Но весной 1920 года из Германии в Венгрию были тайно вывезены 12 танков LKII - Leichte Kampfwagen LK-II. Контрольные комиссии их так и не обнаружили. А в 1928 году венгры открыто купили две английские танкетки "Карден-Лойд" Мк VI, через 3 года - пять итальянских легких танков "Фиат-3000B" (венгерское обозначение 35.М), а спустя еще 3 года - 121 итальянскую танкетку CV3/35 (37. М), заменив итальянские пулеметы 8-мм венгерскими. С 1938 по 1940 год конструктор Н. Штраусслер работал над колесно-гусеничным танком амфибией V4 с боевой массой 11 тонн, однако надежды, возлагавшиеся на танк, не оправдались.

В 1934 г. на заводе шведской фирмы "Ландсверк АВ", в г. Ландскроне, был создан и пущен в производство легкий танк L60 (другое обозначение Strv m/ЗЗ). Вел разработку этой машины немецкий конструктор Отто Меркер, работавший тогда в Швеции - по причине того, как и упоминалось выше, что Германии условиями Версальского договора 1919 г. было запрещено иметь и даже конструировать образцы бронетанковой техники. До этого под руководством того же Меркера конструкторами "Ландсверк АВ" были созданы несколько образцов легких танков, которые, впрочем, не пошли в серию. Наиболее удачным из них был танк L100 (1934 год), в котором широко использовались автомобильные агрегаты: двигатель, коробка передач и прочее. Машина обладала рядом новшеств:

  • индивидуальной торсионной подвеской опорных катков;
  • наклонным расположением носовых и бортовых броневых листов и перископическими прицелами;
  • очень высокая удельная мощность - 29 л.с./т - позволяла развивать большую скорость - 60 км/ч.

Шведский танк

Шведский легкий танк L-60

Это был типичный, очень неплохой разведывательный танк. Однако шведы решили, используя наработанные конструктивные решения, создать более тяжелый "универсальный" танк, поэтому L100 и не пошел в серию. Выпускался он в единичных экземплярах в трех мало различавшихся модификациях в 1934-35 гг. Несколько машин последней модификации были поставлены Норвегии. Они имели массу - 4,5 т, экипаж - 2 человека, вооружены 20-мм автоматической пушкой или двумя пулеметами, имели 9 мм броню со всех сторон. Вот этот L100 и послужил прототипом упомянутого L60, выпуск которого в пяти модификациях (в том числе Strv m/38, m/39, m/40), продолжался до 1942 года.

Компоновка танка "Толди" I:

Компоновка танка "Толди" I

Кликните на рисунок, чтобы увеличить
1 - 20-мм самозарядное ружье 36М; 2 - 8-мм пулемет 34/37М; 3 - перископический прицел; 4 - кронштейн крепления зенитного пулемета; 5 - жалюзи; 6 - радиатор; 7 - двигатель; 8 - вентилятор; 9 - выхлопная труба; 10 - сиденье стрелка; 11 - карданный вал; 12 - сиденье механика-водителя; 13 - коробка передач; 14 - рулевое колесо; 15 - фара

Первоначально масса L60 составляла 7,6 т, а вооружение состояло из 20 мм автоматической пушки и пулемета в башне. Наиболее удачной (и наибольшей по численности) была модификация m/40 (L60D). Эти танки имели массу 11 т, экипаж - 3 человека, вооружение - 37-мм пушка и два пулемета. Двигатель мощностью 145 л.с. позволял развивать скорость до 45 км/ч (запас хода 200 км). L60 был действительно примечательной конструкцией. Катки его имели индивидуальную торсионную подвеску (впервые в серийном танкостроении). Лобовая и башенная броня толщиной до 24 мм на последней модификации была установлена с наклоном. Боевое отделение хорошо вентилировалось. Всего их было выпущено немного и почти исключительно для своей армии (216 единиц). Две машины как образцы были проданы Ираландии (Эйре - так называлась Ирландия в 1937-1949 гг.), одна - Австрии. Танки L60 состояли на вооружении шведской армии до середины 50-х годов; в 1943 году они подверглись модернизации по вооружению.

Танк "Толди" I
Танк "Толди" I
38.M "Toldi" I
Венгерский танк 38.M "Toldi" I
Нажмите на рисунок для увеличения

В марте 1938 г. фирме "Ландсверк АВ" был заказан один экземпляр танка L60B (он же m/38 или танк третьей серии). Вскоре он прибыл в Венгрию и подвергся сравнительным испытаниям (23-28 июня) вместе с немецким легким танком второй мировой войны T-I. Шведский танк продемонстрировал значительно лучшие боевые и технические характеристики. Он и был взят как образец для танка венгерского производства, получившего название 38.М "Толди" в честь знаменитого воина Толди Миклоша - человека, обладавшего высоким ростом и большой физической силой.

Комиссия, которая проводила испытания, рекомендовала внести ряд изменений в конструкцию танка. Институт военной техники (ИВТ) послал своего специалиста Ш. Бартоломейдеса в Ладскрону для выяснения возможности внесения этих изменений. Шведы подтвердили возможность модификации, исключая изменения в устройствах рулевого управления танка и тормоза (стопора) башни.

Венгерский танк 38.M "Toldi" I

После чего в Венгрии развернулись обсуждения относительно системы вооружений "Толди". Шведский прототип был вооружен 20-мм автоматической пушкой "Мадсен". Венгерские конструкторы предлагали установить 25-мм автоматические пушки "Бофорс" или "Гебауэр" (последняя - венгерской разработки) либо даже 37-мм и 40-мм пушки. Две последние требовали слишком больших переделок в башне. Закупать лицензию на производство пушек "Мадсен" отказались ввиду ее дороговизны. Производство 20-мм пушек мог взять на себя завод "Данувиа" (г. Будапешт), но с очень длительным сроком их поставки. И, наконец, было принято решение вооружить танк 20-мм самозарядным противотанковым ружьем швейцарской фирмы "Золотурн", производимым в Венгрии по лицензии под маркой 36.М. Питание ружья из магазина на пять патронов. Практическая скорострельность составляла 15-20 выстрелов в минуту. Вооружение дополнял 8-мм пулемет марки 34./37.М с ленточным питанием. Это был лицензионный чешский пулемет.

Тактико-технические характеристики венгерских танков второй мировой войны

Толди-1

 
"Толди" I
Год выпуска
1940
Боевая масса, т
8,5
Экипаж, чел.
3
Длина по корпусу, мм
4750
Длина с пушкой вперед, мм
 
Ширина, мм
2140
Высота, мм
1870
Бронирование, мм
 
Лоб корпуса
13
Борт корпуса
13
Лоб башни (рубки)
13+20
Крыша и днище корпуса
6
Вооружение
 
Марка пушки
36.М
Калибр в мм/длина ствола в калибрах
20/82
Боекомплект, выстрелов
 
Число и калибр (в мм) пулеметов
1-8,0
Зенитный пулемет
Боекомплект пулеметов, патронов
 
Двигатель, тип, марка
карб. "Бюсинг-Наг" L8V/36TR
Мощность двигателя, л.с.
155
Максимальная скорость км/ч
50
Запас топлива, л
253
Дальность хода по шоссе, км
220
Среднее давление на грунт, кг/см2
0,62

Толди-2

 
Год выпуска
1941
Боевая масса, т
9,3
Экипаж, чел.
3
Длина по корпусу, мм
4750
Длина с пушкой вперед, мм
 
Ширина, мм
2140
Высота, мм
1870
Бронирование, мм
 
Лоб корпуса
23-33
Борт корпуса
13
Лоб башни (рубки)
13+20
Крыша и днище корпуса
6-10
Вооружение
 
Марка пушки
42.М
Калибр в мм/длина ствола в калибрах
40/45
Боекомплект, выстрелов
54
Число и калибр (в мм) пулеметов
1-8,0
Зенитный пулемет
Боекомплект пулеметов, патронов
 
Двигатель, тип, марка
карб. "Бюсинг-Наг" L8V/36TR
Мощность двигателя, л.с.
155
Максимальная скорость км/ч
47
Запас топлива, л
253
Дальность хода по шоссе, км
220
Среднее давление на грунт, кг/см2
0,68

Туран-1

 
"Туран"I
Год выпуска
1942
Боевая масса, т
18,2
Экипаж, чел.
5
Длина по корпусу, мм
5500
Длина с пушкой вперед, мм
 
Ширина, мм
2440
Высота, мм
2390
Бронирование, мм
 
Лоб корпуса
50(60)
Борт корпуса
25
Лоб башни (рубки)
50(60)
Крыша и днище корпуса
8-25
Вооружение
 
Марка пушки
41.М
Калибр в мм/длина ствола в калибрах
40/51
Боекомплект, выстрелов
101
Число и калибр (в мм) пулеметов
2-8,0
Зенитный пулемет
Боекомплект пулеметов, патронов
 
Двигатель, тип, марка
Z-TURAN карб. Z-TURAN
Мощность двигателя, л.с.
260
Максимальная скорость км/ч
47
Запас топлива, л
265
Дальность хода по шоссе, км
165
Среднее давление на грунт, кг/см2
0,61

Туран-2

 
"Туран"II
Год выпуска
1943
Боевая масса, т
19,2
Экипаж, чел.
5
Длина по корпусу, мм
5500
Длина с пушкой вперед, мм
 
Ширина, мм
2440
Высота, мм
2430
Бронирование, мм
 
Лоб корпуса
50
Борт корпуса
25
Лоб башни (рубки)
 
Крыша и днище корпуса
8-25
Вооружение
 
Марка пушки
41.М
Калибр в мм/длина ствола в калибрах
75/25
Боекомплект, выстрелов
56
Число и калибр (в мм) пулеметов
2-8,0
Зенитный пулемет
Боекомплект пулеметов, патронов
1800
Двигатель, тип, марка
Z-TURAN карб. Z-TURAN
Мощность двигателя, л.с.
260
Максимальная скорость км/ч
43
Запас топлива, л
265
Дальность хода по шоссе, км
150
Среднее давление на грунт, кг/см2
0,69

Зриньи-2

 
"Зриньи"II
Год выпуска
1943
Боевая масса, т
21,5
Экипаж, чел.
4
Длина по корпусу, мм
5500
Длина с пушкой вперед, мм
5900
Ширина, мм
2890
Высота, мм
1900
Бронирование, мм
 
Лоб корпуса
75
Борт корпуса
25
Лоб башни (рубки)
13
Крыша и днище корпуса
 
Вооружение
 
Марка пушки
40/43.М
Калибр в мм/длина ствола в калибрах
105/20,5
Боекомплект, выстрелов
52
Число и калибр (в мм) пулеметов
Зенитный пулемет
Боекомплект пулеметов, патронов
 
Двигатель, тип, марка
карб. Z-TURAN
Мощность двигателя, л.с.
260
Максимальная скорость км/ч
40
Запас топлива, л
445
Дальность хода по шоссе, км
220
Среднее давление на грунт, кг/см2
0,75

Корпус и ходовая часть танка практически сохранились такими же, как и у шведского прототипа. Несколько изменено было только ведущее колесо. Двигатель для Толди" поставлялся из Германии, впрочем, как и оптические приборы. Незначительным изменениям подверглась башня, в частности, люки в бортах и смотровые щели, а также маска пушки и пулемета.

"Toldi" I

Командир размещался в башне справа и для него была оборудована командирская башенка с люком и семью смотровыми щелями с триплексами. Стрелок сидел слева и имел перископический прибор наблюдения. Водитель располагался слева в носовой части корпуса и его рабочее место было оборудовано подобием колпака с двумя смотровыми щелями .Танк имел планетарную пятискоростную коробку передач, главный фрикцион сухого трения и бортовые фрикционы. Гусеницы имели ширину 285 мм.

Когда руководство генерального штаба обратилось к заводам "Ганц" и MAVAG, то возникли разногласия прежде всего из-за стоимости каждого танка. Даже получив 28 декабря 1938 года заказ, заводы отказались от него из-за низкой назначенной цены. Было собрано совещание военных и директоров заводов. Наконец, стороны пришли к соглашению, и окончательный заказ на 80 танков, поделенных поровну между заводами, был выдан в феврале 1939 года. Завод "Ганц" быстро изготовил опытный экземпляр из мягкой стали по чертежам, полученным из ИВТ. Два первых серийных танка вышли из стен завода 13 апреля 1940 года, а последний из 80 - 14 марта 1941 года.

Танки 38M Toldi и танкетки CV-3/35

Венгерские танки 38M Toldi и танкетки CV-3/35

Источники:

  • М. Б. Барятинский. Танки Хонведшега. (Бронеколлекция № 3 (60) - 2005);
  • И. П. Шмелев. Бронетанковая техника Венгрии (1940-1945);
  • Tibor Iván Berend, György Ránki:The development of the manufacturing industry in Hungary, 1900-1944;
  • Andrzej Zasieczny: Czołgi II wojny światowej.
 

Мини-навигатор
по сайту
Танки первой мировой
Танки СССР Второй мировой войны Вермахт Танки союзников СССР во Второй мировой войне - США, Англия, Франция, Польша Танки Италии, Японии, Чехословакии
Танки после войны
Танки мира
Про танкиСодержание
Танковый биатлон

"Случайные" танки сайта

Танк М3 "Грант"
Танк М3
Средний танк М3 "Грант" M3 Grant. М3 был первым средним танком начавшим поступать на вооружение формирующихся бронетанковых частей и соединений американской...
Специальная машина 250
Специальная машина 250
Легкий бронетранспортер Sd.Kfz.250 "Sonderkraftfahrzeug" 250 Бронетранспортер создан на шасси полугусеничного однотонного тягача. В ходовой части использованы гусеницы с игольчатыми шарнирами...

Новости


Популярные новости


Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту