|
|
Венгерский тяжелый танк 44M "Тош" (44M Tas)
Венгерская промышленность, после освоения производство легких и средних танков, почувствовала себя в силах взяться за более серьезную работу - тяжелый танк. Генеральный штаб поддержал эту инициативу и поручил работу институту военной техники, причем было решено конструировать пару: тяжелый танк и истребитель танков на его базе. Проект был готов в июле 1943 года и за осуществление его в августе взялась фирма "Манфред Вейсс". На изготовление двух машин из неброневой стали было отпущено 3,7 миллионов.
Венгерский тяжелый танк "Тош"
|
|
|
|
Нажмите на изображение для увеличения
|
Первый образец без башни испытывался летом 1944 году, но 27 июля был уничтожен во время бомбардировки завода американской авиацией. Изготовление второго образца передали заводу "Танц" в связи с уничтожением заводских цехов. Но до декабря 1944 года, когда и его деятельность прекратилась, танк завершен не был. Танк назвали "Тош" по имени вождя одного из семи мадьярских племен, пришедших из Азии в IX веке в Паннонию (с 9-10 годов н.э.- римская провинция, занимавшая территории современной западной Венгрии, восточной Австрии и частично Словении и Сербии) под общим руководством Арпада.
Арпад - вождь венгров
Арпад (венг. 850/855 - 907) - вождь венгров (надьфейеделем). Основатель династии Арпадов. Сын дьюлы (воеводы) Альмоша. Унаследовал его титул в 889. До 904, по традиции, заимствованной венграми у хазар, делил власть с соправителем Курсаном, носившим титул кендю. Руководил венграми во время набега на Великоморавскую державу (892), войны с болгарами на стороне Византии (894-896), похода на Ломбардию по просьбе восточно-франкского короля Арнульфа. Под его руководством произошло переселение древневенгерской конфедерации племен на их нынешнюю территорию, так называемая эпоха "Завоевания родины на Дунае", когда в 896 венгры, вытесненные печенегами, перешли через Карпаты и поселились в Среднем Подунавье. В 900-901 венгры под предводительством Арпада окончательно разгромили Блатенское княжество.
Арпад - вождь венгров
Корпус танка собран с помощью сварки толстых броневых плит. Лобовые детали корпуса имели большие углы наклона и поворота. В башне сначала планировалось установить длинноствольную 80-мм пушку венгерского производства, однако позднее предпочтение было отдано немецкой 75-мм танковой пушке KwK42 длиной ствола 70 калибров - той, что и на немецком танке "Пантера". Первоначально эти пушки предполагалось закупать в Германии, затем по лицензии выпускать под маркой 43.М у себя. С пушкой спарен 8-мм пулемет. Башня имела электромеханическое и ручное управление. Второй 8-мм пулемет размещался в лобовой части корпуса справа, по-видимому, в такой же установке, как и на "Пантере" модификации D.
Тактико-технические характеристики некоторых танков Венгрии второй мировой войны
|
"Толди" I
|
Год выпуска |
1940
|
Боевая масса, т |
8,5
|
Экипаж, чел. |
3
|
Длина по корпусу, мм |
4750
|
Длина с пушкой вперед, мм |
|
Ширина, мм |
2140
|
Высота, мм |
1870
|
Бронирование, мм |
|
Лоб корпуса |
13
|
Борт корпуса |
13
|
Лоб башни (рубки) |
13+20
|
Крыша и днище корпуса |
6
|
Вооружение |
|
Марка пушки |
36.М
|
Калибр в мм/длина ствола в калибрах |
20/82
|
Боекомплект, выстрелов |
|
Число и калибр (в мм) пулеметов |
1-8,0
|
Зенитный пулемет |
—
|
Боекомплект пулеметов, патронов |
|
Двигатель, тип, марка |
карб. "Бюсинг-Наг" L8V/36TR
|
Мощность двигателя, л.с. |
155
|
Максимальная скорость км/ч |
50
|
Запас топлива, л |
253
|
Дальность хода по шоссе, км |
220
|
Среднее давление на грунт, кг/см2 |
0,62
|
|
"Толди" II
|
Год выпуска |
1941
|
Боевая масса, т |
9,3
|
Экипаж, чел. |
3
|
Длина по корпусу, мм |
4750
|
Длина с пушкой вперед, мм |
|
Ширина, мм |
2140
|
Высота, мм |
1870
|
Бронирование, мм |
|
Лоб корпуса |
23-33
|
Борт корпуса |
13
|
Лоб башни (рубки) |
13+20
|
Крыша и днище корпуса |
6-10
|
Вооружение |
|
Марка пушки |
42.М
|
Калибр в мм/длина ствола в калибрах |
40/45
|
Боекомплект, выстрелов |
54
|
Число и калибр (в мм) пулеметов |
1-8,0
|
Зенитный пулемет |
—
|
Боекомплект пулеметов, патронов |
|
Двигатель, тип, марка |
карб. "Бюсинг-Наг" L8V/36TR
|
Мощность двигателя, л.с. |
155
|
Максимальная скорость км/ч |
47
|
Запас топлива, л |
253
|
Дальность хода по шоссе, км |
220
|
Среднее давление на грунт, кг/см2 |
0,68
|
|
"Туран"I
|
Год выпуска |
1942
|
Боевая масса, т |
18,2
|
Экипаж, чел. |
5
|
Длина по корпусу, мм |
5500
|
Длина с пушкой вперед, мм |
|
Ширина, мм |
2440
|
Высота, мм |
2390
|
Бронирование, мм |
|
Лоб корпуса |
50(60)
|
Борт корпуса |
25
|
Лоб башни (рубки) |
50(60)
|
Крыша и днище корпуса |
8-25
|
Вооружение |
|
Марка пушки |
41.М
|
Калибр в мм/длина ствола в калибрах |
40/51
|
Боекомплект, выстрелов |
101
|
Число и калибр (в мм) пулеметов |
2-8,0
|
Зенитный пулемет |
—
|
Боекомплект пулеметов, патронов |
|
Двигатель, тип, марка |
Z-TURAN карб. Z-TURAN
|
Мощность двигателя, л.с. |
260
|
Максимальная скорость км/ч |
47
|
Запас топлива, л |
265
|
Дальность хода по шоссе, км |
165
|
Среднее давление на грунт, кг/см2 |
0,61
|
|
"Туран"II
|
Год выпуска |
1943
|
Боевая масса, т |
19,2
|
Экипаж, чел. |
5
|
Длина по корпусу, мм |
5500
|
Длина с пушкой вперед, мм |
|
Ширина, мм |
2440
|
Высота, мм |
2430
|
Бронирование, мм |
|
Лоб корпуса |
50
|
Борт корпуса |
25
|
Лоб башни (рубки) |
|
Крыша и днище корпуса |
8-25
|
Вооружение |
|
Марка пушки |
41.М
|
Калибр в мм/длина ствола в калибрах |
75/25
|
Боекомплект, выстрелов |
56
|
Число и калибр (в мм) пулеметов |
2-8,0
|
Зенитный пулемет |
—
|
Боекомплект пулеметов, патронов |
1800
|
Двигатель, тип, марка |
Z-TURAN карб. Z-TURAN
|
Мощность двигателя, л.с. |
260
|
Максимальная скорость км/ч |
43
|
Запас топлива, л |
265
|
Дальность хода по шоссе, км |
150
|
Среднее давление на грунт, кг/см2 |
0,69
|
|
"Тош"
|
Год выпуска |
|
Боевая масса, т |
38
|
Экипаж, чел. |
5
|
Длина по корпусу, мм |
6900
|
Длина с пушкой вперед, мм |
9200
|
Ширина, мм |
3500
|
Высота, мм |
3000
|
Бронирование, мм |
|
Лоб корпуса |
100-120
|
Борт корпуса |
50
|
Лоб башни (рубки) |
30
|
Крыша и днище корпуса |
|
Вооружение |
|
Марка пушки |
43.М
|
Калибр в мм/длина ствола в калибрах |
75/70
|
Боекомплект, выстрелов |
|
Число и калибр (в мм) пулеметов |
2-8
|
Зенитный пулемет |
—
|
Боекомплект пулеметов, патронов |
|
Двигатель, тип, марка |
карб. Z- TURAN
|
Мощность двигателя, л.с. |
2x260
|
Максимальная скорость км/ч |
45
|
Запас топлива, л |
|
Дальность хода по шоссе, км |
200
|
Среднее давление на грунт, кг/см2 |
0,78
|
Танк "Тош" можно считать танком полностью венгерской конструкции, но двигатель для него создан не был.
Поэтому на нем пришлось ставить два старых мотора Z-TURAN. Они могли работать одновременно на общую планетарную трансмиссию нового типа, или по раздельности, то есть танк "Тош" мог двигаться и на одном моторе. Коробка передач с мультипликатором имела 4x2 передачи вперед и одну назад. 6 опорных катков сблокированы попарно. Упругим элементом подвески служили листовые рессоры. Гусеницы широкие - 600 мм. На всех танках "Тош" предусматривалась установка радио.
САУ 44M "Тош" 88
Самоходную установку 44. М "Тош" 88 (истребитель танков) предполагалось создать на несколько уширенной базе танка "Тош", но с той же моторно-трансмиссконной группой и ходовой частью. Ее планировали вооружить 88-мм немецкой танковой пушкой KwK36, как у танка вермахта "Тигр" и даже пушкой KwK43 L/71, какую имел германский танк "Королевский тигр". Компоновкой эта САУ повторяла немецкую "Ягдпантеру". Лобовая плита корпуса толщиной 120 мм устанавливалась с наклоном 60° к вертикали; бортовые детали толщиной - 50 мм. Боевая масса - 37 тонн, экипаж - 5 человек. Впрочем, дальше проектной стадии дело не пошло.
Истребитель танков "Ягдпантера":
Нажмите на изображение, чтобы увеличить
Источники:
- М. Б. Барятинский. Танки Хонведшега. (Бронеколлекция № 3 (60) - 2005);
- И. П. Шмелев. Бронетанковая техника Венгрии (1940-1945);
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- Dr. Peter Mujzer. The Royal Hungarian Army 1920-1945;
- Bonhardt Attila-Sarhidai Gyula-Winkler Laszlo: A Magyar Kiralyi Honvedseg fegyverzete.
|
|
|
|
|