Чехословацкий легкий танк LТ-38
LT vz.38 - ТNHР -
Panzerkampfwagen 38(t) -
Pz.Kpfw.38(t).
Танк LТ-38 разработан в 1938 году концерном "ЧКД-Прага" под обозначением TNHP. Отличался простой, рациональной конструкцией. В его ходовой части с каждого борта использовались четыре опорных катка большого диаметра, сблокированных попарно на листовых рессорах. Ведущие колеса с трансмиссией располагались в передней части корпуса. Для облегчения ремонта трансмиссии в полевых условиях в передней части корпуса был сделан большой люк. Вооружение состояло из 37-мм полуавтоматической пушки и двух 7,92-мм пулеметов.
В качестве силовой установки использовался шестицилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения. Первоначально танк поставлялся чехословацкой армии, а после оккупации Чехословакии Германией его производство продолжалось уже для нужд вермахта. До 1942 года вермахту было поставлено 1411 таких машин под маркой танк 38(t). Но особую известность танк получил в связи с тем, что его простое надежное шасси широко использовалось для создания самых разнообразных самоходно-артиллерийских установок, бронетранспортеров, ремонтно-эвакуационных машин и другой техники. Одних только так называемых "истребителей танков" типа "Хетцер" с начала 1944 года и до конца войны было выпущено 2500 единиц. После войны эти вооруженные 75-мм пушкой установки поставлялись армии Швейцарии под обозначением G13.
![Чехословацкий легкий танк LТ vz.38 (ТNHР) танк LТ vz.38 (ТNHР)](/images/stories/2-mirovaya/tschech/lt-38_05.jpg)
Лучшим чехословацким легким танком был LТ vz.38 или TNHP производства фирмы ЧКД. Это была последняя модель, полностью отработанная до оккупации страны фашистской Германией и в 1938 году заказанная чешской армией. Однако по условиям мюнхенского договора Чехословакия должна была ограничить производство вооружения, поэтому подготовка к серийному производству боевых машин LТ - TNHP была приостановлена.
![Чехословацкий легкий танк LТ vz.38 (ТNHР) танк LТ vz.38](/images/stories/2-mirovaya/tschech/lt-38_06.jpg)
Ко времени оккупации Чехии и Моравии 15 марта 1939 года со сборочной линии завода фирмы ЧКД сошли всего 3 предсерийных машины. После оккупации Чехословакии фашистской Германией производство легкого танка ТNНР было продолжено для нужд гитлеровской армии, в которой он получил обозначение Рz.Kрfw.38(t) Ausf. A. Первые 9 серийных машин под обозначением 38(t) Ausf. А покинули стены завода BMM 22 мая 1939 года. Всего же до начала второй мировой войны было построено 98 танков этой модификации.
![Чехословацкий легкий танк LТ vz.38 (ТNHР) легкий танк LТ vz.38](/images/stories/2-mirovaya/tschech/lt-38_07.jpg)
Рz.Kрfw.38(t) представлял собой легкий танк с экипажем из трех человек (Словакия) или четырех (Германия, Венгрия, Румыния). Толщина брони не превышала 10-25-мм. Рz.Kрfw.38(t) имел ходовую часть типа "Кристи", которая состояла из четырех обрезиненных сдвоенных опорных катков большого диаметра (775-мм). Каждая пара опорных катков подвешивалась индивидуально на листовых рессорах. В передней части корпуса располагалось ведущее колесо с 19 зубьями, в задней - колесо натяжения с механизмом натяжения. В верхней части корпуса находились два маленьких поддерживающих катка.
![Легкий танк Рz.Kрfw.38(t) Танк Рz.Kрfw.38(t)](/images/stories/2-mirovaya/tschech/lt-38_08.jpg)
В качестве силовой установки танки оснащались 6-цилиндровыми рядными карбюраторными двигателями типа "Прага" ЕРА мощностью 125 л. с. при 2200 об/мин. Танк Рz.Kрfw.38(t) Ausf. A развивал по дороге максимальную скорость 48 км/ч и 20-25 км/ч при движении по бездорожью. Вооружение состояло из 37-мм полуавтоматической пушки "Шкода" А-7 и 7,92-мм пулемета ZВ 53 (vz. 37), которые размещались в башне, и второго такого же пулемета в лобовом листе корпуса. Башня танка не имела силового привода, перемещение орудия в вертикальной плоскости, а также поворот башни выполнялись вручную. Командир имел в своем распоряжении наблюдательную башенку с четырьмя смотровыми щелями, закрытыми пуленепробиваемым стеклом, и перископ.
Попасть внутрь машины можно было либо через люк в командирской башенке, либо через люк над местом механика-водителя с правой стороны корпуса. Некоторые исследователи (Чарльз К Климент и Хилари Л. Дойл) утверждают, что в аварийной ситуации танк можно было покинуть через люк в противопожарной перегородке, ведущий в силовое отделение, из которого можно было выйти наружу, подняв верхние защитные крышки.
![Танк Рz.Kрfw.38(t) Танк Рz.Kрfw.38(t)](/images/stories/2-mirovaya/tschech/lt-38_01.jpg)
Радиостанция размещалась слева в передней части корпуса. Танк Рz.Kрfw.38(t) Ausf. A, как и LT vz. 38, имел штыревую антенну, которая обеспечивала устойчивую радиосвязь на дальности до 5-9 км, и "боевую" поручневую антенну с радиусом действия 1 км, закрепленную на левом борту корпуса. Несколько позже немцы стали оснащать танки своими радиостанциями FuG 5 и FuG 2. Системы внутренней связи не было, поэтому командиру приходилось общаться с механиком-водителем при помощи разноцветных сигнальных огней.
![LТ vz.38](/images/stories/2-mirovaya/tschech/lt-38_02.jpg)
И, наконец, немцы установили дополнительное бронирование пулемета в виде кольца, которое монтировалось вокруг его маски. В остальном танк не претерпел никаких изменений по сравнению с тремя предсерийными LT vz. 38.
![LТ vz.38](/images/stories/2-mirovaya/tschech/lt-38_03.jpg)
По основным параметрам чешские танки LT vz. 35 и LT vz. 38, безусловно, превосходили ту технику, которой располагала гитлеровская армия в 1938-1939 годах (т.е. Pz.I и Pz.II). Таким образом, захват чехословацкой промышленности и материальной части чехословацких танковых частей способствовал значительному усилению фашистской армии. На основе чешского LT vz. 38 немцы построили ряд модификаций, а также использовали его шасси для производства самоходных артиллерийских установок.
Еще до захвата Чехословакии Германией были выпущены конструктивно близкие к модели LT vz. 38 танки LTP и LTH. Танк LTP имел боевой вес 7,5 т. Форма его башни приближалась к цилиндрической, а командирская наблюдательная башенка располагалась в ее правой части. Такие танки поставлялись Перу. Танк LTH был вооружен 24-мм пушкой и двумя пулеметами. Боевой вес LTH составлял 7,5 т. С незначительными изменениями танк TNHP начал производиться в Швеции под обозначением m/41. Производство Т-21 было организовано в Венгрии, где вместе с новым вооружением он стал называться "Туран" I (с 40-мм пушкой) и "Туран" II (с 75-мм пушкой). При этом его лобовая броня была увеличена до 60-мм.
![LТ vz.38](/images/stories/2-mirovaya/tschech/lt-38_04.jpg)
Тактико-технические характеристики
Боевая масса |
9,4 т
|
Размеры: |
|
длина |
4600 мм
|
ширина |
2120 мм
|
высота |
2400 мм
|
Экипаж |
4 человека
|
Вооружение |
1х37-мм пушка 2 х 7,92-мм пулемета
|
Боекомплект |
72 снаряда 2400 патронов
|
Бронирование: |
|
лоб корпуса |
25 мм
|
лоб башни |
25 мм
|
Тип двигателя |
карбюраторный "Прага"
|
Максимальная мощность |
125 л.с.
|
Максимальная скорость |
42 км/час
|
Запас хода |
250 км
|
Bapианты
- TNHP Первоначальный экспортный вариант для Ирана, первого покупателя (в 1935 году изготовлено 50 штук)
- LTP Экспортный вариант для Перу
- LTH Экспортный вариант для Швейцарии
- LT vz. 38 Обозначение в Чехословацкой армии (на вооружение принят не был)
- Strv m/41 Производились по лицензии в Швеции
- Sav m/43 Штурмовое орудие на базе LT vz. 38, производилось в Швеции
- PzKpfw 38(t) A-D Танк производства Германии
- PzKpfw 38(t) E-G Pz 38(t) с увеличенной до 50 мм толщиной фронтальной брони
- PzKpfw 38(t) Ausf S Производился для Швеции, но был конфискован Германией
- SdKfz 138 Marder III САУ с открытой сзади рубкой на шасси танка PzKpfw 38(t) с 75-мм немецкой пушкой
- SdKfz 139 Marder III САУ с открытой сзади рубкой на шасси танка PzKpfw 38(t) с 76,2-мм советской пушкой
- SdKfz 138/1 Grille САУ со 150-мм немецкой пехотной пушкой; текже был разработан вариант танка снабжения для перевозки боеприпасов
- SdKfz 140 Flakpanzer 38(t) ЗСУ с 20-мм зенитной пушкой
- SdKfz 140/1 Разведывательный танк
- SdKfz 141/1 Разведывательный танк с 20-мм орудием, взятым от бронемобиля SdKfz.222
- Jagdpanzer 38(t) Hetzer Истребитель танков с 75-мм противотанковой пушкой L/48
- G-13 Швейцарское обозначение Hetzer'ов, проданных Чехословакией Швейцарии после войны.
Источники:
- М.Б. Барятинский. Легкие танки Второй Мировой;
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- LT vz.38 Pz.Kpfw. 38(t) Praga [MBI];
- PzKpfw 38(t) LT vz.38 [Wydawnictwo Militaria 8];
- Thomas L. Jentz: Die deutsche Panzertruppe 1933-1942;
- Chris Bishop, The Encyclopedia of Weapons of World War II.