Танк БТ-2

Легкий колесно-гусеничный танк БТ-2

Танк БТ-2Танк был принят на вооружение Красной Армии в мае 1931 года. Он был разработан на базе колесно-гусеничной машины американского конструктора Кристи и явился первым в семействе БТ (Быстроходный Танк), разработанным в Советском Союзе. Собранный методом клепки из броневых листов толщиной 13-мм корпус танка имел коробчатое сечение. В лобовом листе корпуса был смонтирован входной люк механика-водителя. Вооружение размещалось в цилиндрической клепаной башне. Танк обладал высокими скоростными качествами. Благодаря оригинальной конструкции ходовой части, он мог двигаться как на гусеничном, так и на колесном ходу. На каждом борту имелось по четыре обрезиненных опорных катка большого диаметра, причем задние опорные катки выполняли роль ведущих колес, а передние были управляемыми. Переход с одного вида движителя на другой занимал примерно 30 минут. Танк БТ-2, как и последующие танки семейства БТ, производился на Харьковском паровозостроительном заводе им. Коминтерна.

Танк

Несколько лет с конца 20-х,и начала 30-х годов 20-века танк Кристи использовался как основа, в создании первых советских боевых машин, разумеется с рядом модернизаций и дополнений-касающихся вооружения, трансмиссии, двигателя и ряда других параметров. После установки на шасси танка Кристи специально разработанной башни с вооружением, новый танк в 1931 году был принят на вооружение Красной Армии и запущен в серию под обозначением БТ-2.

Танк БТ-2

7 ноября 1931 года первые три машины показали на параде. До 1933 года было построено 623 БТ-2. Первый серийный колесно-гусеничный танк носил обозначение БТ-2, отличался от американского прототипа многочисленными конструктивными особенностями. Прежде всего танк имел вращающуюся башню (разработанную инженером А.А.Малоштановым), оснащался более легкими (с многочисленными облегчающими отверстиями) опорными катками. Было перекомпоновано боевое отделение - перенесли стеллажи боеукладки, установили новые приборы и др. Его корпус представлял собой коробку, собранную из броневых листов, соединенных между собой клепкой. Передняя часть корпуса имела форму усеченной пирамиды. Для посадки в танк служила передняя дверка, открывавшаяся на себя. Выше нее в передней стенке водительской будки находился щиток со смотровой щелью, откидывавшийся вверх. Носовая часть состояла из стальной отливки, к которой были приклепаны и приварены передние броневые листы и днище. Кроме того, она служила картером для монтажа рейки и рычагов рулевого управления. Через отливку продевалась стальная труба, снаружи приваренная к броневым лимитам и предназначенная для крепления кривошипов ленивцев.

Танк БТ-2

К носу корпуса с обеих сторон приваривались (или приклепывались) консоли в виде треугольных листов брони, служившие скрепляющей частью трубы с носом корпуса. Консоли имели площадки для крепления резиновых буферов, ограничивавших ход амортизаторов передних управляемых колес.

Колесно-гусеничный

Боковые стенки корпуса танка - двойные. Внутренние листы стенок изготавливались из простой неброневой стали и имели по три отверстия для прохода цельнотянутых стальных труб для монтажа полуосей опорных катков. С наружной стороны к листам приклепаны по 5 подкосов для крепления цилиндрических спиральных рессор подвески. Между 3-м и 4-м подкосами на деревянных подкладках располагался бензобак. К задней нижней части внутренних листов корпуса были приклепаны картеры бортовых передач, а к верхней части - подкосы для крепления задней рессоры. Наружные листы стенок - броневые. Они крепились к кронштейнам рессор на болтах. Снаружи с обеих сторон на четырех кронштейнах устанавливались крылья.

Танк

1.Кронштейн направляющего колеса. 2.Направляющее колесо. 3.Рычаг горного тормоза. 4.Люк для посадки и высадки экипажа. 5.Колонка рулевого управления. 6.Рычаг переключения передач. 7.Передний щиток водителя. 8.Ручной механизм поворота башни. 9.Переднее управляемое колесо. 10.Башня. 11.Погон башни. 12.Двигатель "Либерти". 13.Перегородка моторного отделения. 14.Главный фрикцион. 15.Коробка перемены передач. 16.Жалюзи. 17.Глушитель. 18.Серьга. 19.Ведущее колесо гусеничного хода. 20.Картер бортовой передачи. 21.Гитара. 22.Ведущее колесо колесного хода. 23.Вентилятор. 24.Масляный бак. 25.Опорный каток. 26.Горизонтальная рессора переднего опорного катка. 27.Переднее управляемое колесо. 28.Рычаг управления гусеницами. 29.Бортовой фрикцион

Танк

Корма корпуса танка состояла из двух картеров бортовой передачи, надетых и приваренных на стальную трубу, приклепанных к внутренним боковым листам; двух листов - вертикального и наклонного, приваренных к трубе и картерам (к вертикальному листу приклепаны две буксирные скобы), и съемного заднего щитка, закрывавшего трансмиссионное отделение сзади. В вертикальной стенке щитка были отверстия для прохода выхлопных труб. С наружной стороны на щитке крепился глушитель. Днище корпуса сплошное, из одного листа. В нем под масляным насосом находился люк для демонтажа двигателя и две пробки для слива воды и масла. Крыша в передней части имела большое круглое отверстие для башни с приклепанным нижним погоном шариковой опоры. Над моторным отделением в середине крыша была съемной, с откидывающимся вверх листом, запиравшимся на задвижку изнутри; снаружи задвижка открывалась ключом. В середине листа имелось отверстие для выхода трубы подачи воздуха к карбюраторам.

БТ-2

По бокам съемного листа на стойках крепились радиаторные щитки, под которые засасывался воздух для охлаждения радиаторов. Над отделением трансмиссии располагался квадратный люк для выхода горячего воздуха, закрытый жалюзи. Продольные листы брони над пространством между боковыми стенками крепились к кронштейнам рессор шпильками. В каждом листе было три круглых отверстия (крайние для прохода регулирующих стаканов рессор, а среднее над заливной горловиной бензобака); еще одно отверстие со сквозной прорезью находилось над пробкой бензопровода, здесь же устанавливались и три скобы для ремней крепления гусеничной ленты на крыле в сложенном виде.

Танк

Внутренняя часть корпуса танка разделялась перегородками на 4 отделения: управления, боевое, моторное и трансмиссии. В первом возле сиденья водителя размещались рычаги и педали управления и щиток с приборами. Во втором - укладывался боезапас, инструмент и имелось место для командира танка (он же наводчик и заряжающий). Боевое отделение отделялось от моторного разборной перегородкой с дверцами. В моторном находился двигатель, радиаторы, масляный бак и аккумуляторная батарея; от отделения трансмиссии оно отделялось разборной перегородкой, имевшей вырез для вентилятора.
Толщина лобовой и бортовой брони корпуса составляла 13-мм, кормы корпуса 10-мм, а крыши и днища - 10-мм и 6-мм.

Танк

Башня танка БТ-2 - броневая (толщина бронирования - 13-мм), круглая, клепаная, смещенная кормовой частью назад на 50-мм. В кормовой части находилось приспособление для укладки снарядов. Сверху башня имела люк с крышкой, откидывавшейся вперед на двух петлях и запиравшейся в закрытом положении замком. Левее него - круглый люк для флажковой сигнализации. Спереди сверху башня была скошена. Боковая стенка собиралась из двух клепаных половин. Снизу к башне крепился верхний погон шариковой опоры. Поворот и торможение башни осуществлялись с помощью поворотного механизма, основу которого составлял планетарный редуктор. Для поворота башни командир танка вращал штурвал за ручку.
Стандартным вариантом вооружения танка БТ-2 были 37-мм пушка Б-3(5К) образца 1931 года и 7,62-мм пулемет ДТ. Пушка и пулемет монтировались раздельно: первая - в подвижной бронировке, второй - в шаровой установке справа от пушки. Угол возвышения пушки +25°, склонения -8°. Наведение по вертикали производилось при помощи плечевого упора. Для прицельной стрельбы использовался телескопический прицел. Боекомплект пушки - 92 выстрела, пулемета - 2709 патронов (43 диска).

Танк

На первых 60 танках шаровая пулеметная установка отсутствовала.Определенную проблему представляло вооружение танка. Предполагалось вооружить танк 37-мм пушкой и пулеметом, но из-за нехватки пушек танки первой серии вооружали двумя пулеметами (расположенными в одной установке) или не вооружали вообще.
37-мм танковая пушка с длиной ствола 60 калибров представляла собой вариант противотанковой пушки калибра 37-мм образца 1930 года, была закончена только летом 1933 года. Первый заказ предусматривал выпуск 350 танковых пушек на Артиллерийском Заводе №8. Поскольку к тому времени уже появился танковый вариант противотанковой пушки калибра 45-мм образца 1932 года, то от дальнейшего выпуска 37-мм пушки отказались.

Пулеметы

350 танков были вооружены спаренными пулеметами ДА-2 калибра 7,62-мм, которые крепились в пушечной амбразуре башни в специально разработанной маске. Маска на своих цапфах вращалась вокруг горизонтальной оси, что позволяло придавать пулеметам угол возвышения +22° и склонения -25°. Горизонтальные углы наведения (без поворота башни) придавались пулеметам поворотом вертлюга специальной конструкции, вставленного в маску с помощью вертикальных цапф, при этом достигались углы поворота: вправо 6°, влево 8°. Справа от спаренных размещался одиночный пулемет ДТ. Стрельбу из спаренной установки вел один стрелок, стоя, опираясь грудью в нагрудник, подбородком в подбородник. Кроме того, вся установка лежала наплечником на правом плече стрелка. Боекомплект состоял из 43 дисков - 2709 патронов.
Двигатель танка - авиационный четырехтактный, марки М-5-400 (на части машин устанавливался идентичный ему по конструкции американский авиамотор "Либерти"), с дополнением заводного механизма, вентилятора и маховика. Мощность двигателя при 1650 об/мин - 400 л. с.

Механическая силовая передача состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения (сталь по стали), который монтировался на носке коленчатого вала, четырехскоростной КП, двух многодисковых бортовых фрикционов с ленточными тормозами, двух одноступенчатых бортовых передач и двух редукторов (гитар) привода к задним опорным каткам - ведущих при колесном ходе. В каждой гитаре имеется набор из пяти шестерен, размещенных в картере, одновременно выполнявшем роль балансира последнего опорного катка. Приводы управления танком механические. Для поворота на гусеничном ходу служат два рычага, для поворота на колесном ходу - штурвал.

Танк имел два типа движителей: гусеничный и колесный. Первый состоял из двух гусеничных цепей, каждая по 46 траков (23 плоских и 23 гребневых) шириной 260-мм; двух задних ведущих колес диаметром 640-мм; восьми опорных катков диаметром 815-мм и двух направляющих катков-ленивцев с натяжными приспособлениями. Опорные катки подвешивались индивидуально на цилиндрических спиральных пружинах, расположенных для. шести катков вертикально, между внутренними и наружными стенками корпуса, и для двух передних - горизонтально, внутри боевого отделения. Ведущие колеса и опорные катки обрезинены. БТ-2 был первым танком, принятым на вооружение с такой подвеской. Наряду с большой величиной удельной мощности это являлось одним из важнейших условий создания быстроходной боевой машины.

Первые серийные танки БТ-2 начали поступать в войска в 1932 году. Эти боевые машины предназначались для вооружения самостоятельных механизированных соединений, единственным представителем которых в то время в Красной Армии была 1-я механизированная бригада имени К. Б. Калиновского, дислоцированная в Московском военном округе. В состав средств боевого обеспечения бригады и был включен "батальон танков-истребителей", вооруженный машинами БТ-2. Эксплуатация в войсках выявила множество недостатков танков БТ-2. Ненадежные двигатели часто выходили из строя, разрушались траки гусениц, изготовленные из некачественной стали. Не менее остро встала и проблема запасных частей. Так, в первой половине 1933 года промышленность изготовила лишь 80 запасных траков.

Танки БТ. Тактико-технические характеристики

 
БТ-2
с установкой
ДА-2
БТ-2
(пушечно-
пулеметный)
БТ-5
(1933 г.)
БТ-5
(1934 г.)
Боевая масса, т
10.2
11
11.6
11,9
Экипаж, чел.
2
3
3
3
Длина корпуса, мм
5500
5500
5800
5800
Ширина, мм
2230
2230
2230
2230
Высота, мм
2160
2160
2250
2250
Клиренс, мм
350
350
350
350
Вооружение
Пушка  
37-мм Б-3
45-мм 20к
45-мм 20к
Пулемет
2x7,62 ДТ
7,62 ДТ
7,62ДТ
7.62 ДТ
Боекомплект (с рацией/без рации):
снарядов  
92
105
72/115
патронов
2520
2709
2700
2709
Бронирование, мм:
лоб корпуса
13
13
13
13
борт корпуса
13
13
13
13
корма
13
13
13
лоб башни
13
13
17
15
борт башни
13
13
17
15
корма башни
13
13
17
15
крыша башни
10
10
10
10
Двигатель
"Либерти"
"Либерти"
М-5
М-5
Мощность, л.с.
400
400
365
365
Макс. скорость по шоссе,
на гусеницах/ колесах, км/ч
52/72
52/72
53/72
53/72
Запас хода по шоссе на
гусеницах/ колесах, км
160/200
160/200
150/200
150/200

Читайте также: "Легкий танк Т-26 (вариант с одной башней)"

Оставляла желать лучшего обитаемость боевых машин, в которых было жарко летом и очень холодно зимой. Множество поломок было связано с крайне низким уровнем технической подготовки личного состава. Несмотря на все недостатки и сложность эксплуатации, танки БТ полюбились танкистам за свои превосходные динамические качества, которые они использовали в полной мере. Так, к 1935 году на учениях экипажи БТ уже совершали массовые прыжки на своих машинах через различные препятствия на 15-20 метров, а отдельные машины "ухитрялись" скакнуть аж на 40 метров.

Танк

Танки БТ-2 довольно активно применялись в вооруженных конфликтах в которых принимал участие СССР. Есть, например, такое упоминание о боевых действиях на реке Халхин-Гол:
3 июля японцы силами пехотного полка переправились через Халхин-Гол, заняли район у горы Баин-Цаган. Второй полк двинулся вдоль берега реки с целью отрезать от переправы и уничтожить наши части на восточном берегу. Чтобы спасти положение, в атаку была брошена 11-я танковая бригада (132 танка БТ-2 и БТ-5). Танки шли без поддержки пехоты и артиллерии, что обусловило большие потери, но задача была выполнена: на третий день японцы были выбиты с занимаемых позиций на западном берегу. После этого на фронте установилось относительное затишье. Кроме того БТ-2 принимали участие в Освободительном походе в западную Украину в 1939 году, в советско-финскую войну и в начальном периоде Великой Отечественной.
Всего в период с 1932 по 1933 гг. было выпущено 208 танков БТ-2 в пушечно-пулеметном исполнении и 412 в пулеметном варианте.

Источники:

  • Свирин М. Н. "Броня крепка. История советского танка. 1919-1937";
  • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • Легкие танки БТ-2 и БТ-5 [Бронеколлекция 1996-01] (М. Барятинский, М. Коломиец);
  • М.Коломиец "Танки в Зимней войне" ("Фронтовая иллюстрация");
  • Михаил Свирин. Танки Сталинской эпохи. Суперэнциклопедия. "Золотая эра советского танкостроения";
  • Шунков В., "Красная Армия";
  • М.Павлов, И.Желтов, И.Павлов. "Танки БТ".
 

Мини-навигатор
по сайту
Танки первой мировой
Танки СССР Второй мировой войны Вермахт Танки союзников СССР во Второй мировой войне - США, Англия, Франция, Польша Танки Италии, Японии, Чехословакии
Танки после войны
Танки мира
Про танки



Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту