Легкий колесно-гусеничный танк БТ-5
Во время производства и эксплуатации в войсках танка БТ-2 выявилось немало недоработок, что свойственно каждой новой машине. Поэтому с целью повышения боевой эффективности, улучшения эксплуатационных характеристик в его конструкцию были внесены следующие изменения: установлен советский двигатель М-5, усилена ходовая часть, увеличены размеры башни, у которой появилась кормовая ниша. В кормовой нише командирских танков БТ-5РТ устанавливалась радиостанция 71-ТК-1 или 71-ТК-З. В линейных танках она использовалась для размещения боезапаса. В башне вместо 37-мм пушки была установлена пушка калибром 45 мм и спаренный с ней пулемет ДТ. Танк имел перископический и телескопический прицелы. По причине с имевшими место случаями возгорания двигателя в силовом отделении было установлено противопожарное оборудование. Танк был принят на вооружение в 1933 году. Его производство продолжалось до 1934 года, всего было выпущено 1884 танка этого типа.
При разработке БТ-2 использование 37-мм орудия рассматривалось, как временная мера. В окончательном варианте танк должен был нести 45-мм пушку. Но, несмотря на все усилия разместить такое орудие в стандартной башне, БТ-2 не удалось. К тому же у машины имелись серьезные недостатки как конструктивного, так и технологического плана. Например, танк оказался довольно трудоемким для производства. Параллельно с выпуском серийного БТ-2 на ХПЗ работали над дальнейшим совершенствованием машины. Новая модель получила наименование БТ-5
Был утвержден проект танка, отличавшегося от БТ-2 в первую очередь башней с установленным вооружением. Двигатель "Либерти", получаемый из США, был заменен на отечественный 12-цилиндровый М-5 мощностью 400 л.с., который представлял собой отработавший летный ресурс авиационный мотор, выпуск которого, был прекращен еще в 1930 г. Однако, из-за недостаточной надежности и ограниченного количества поступающих в ремонт двигателей М-5, ХПЗ получил задание проработать возможность установки на танк БТ-5 авиационного двигателя М-17, выпускавшегося в СССР по лицензии немецкой фирмы БМВ и находящегося на тот момент в серийном производстве. На протяжении всего 1934 г. велись опытные работы и последние выпущенные БТ-5 получили новый мотор - М-17.
На танке установили топливные и масляные баки увеличенной емкости, улучшили конструкцию ряда агрегатов, усилили ходовую часть.
К выпуску БТ-5 завод приступил в марте 1933 г. Первые 50 танков должны были участвовать в Первомайском параде на Красной площади, поэтому к их изготовлению были привлечены лучшие силы завода, и выпуск шел под строжайшим контролем.
БТ-5 был вооружен 45-мм танковой пушкой 20К образца 1932 г. и спаренным с ней 7,62-мм пулемётом ДТ. Пушка была создана в 1932 году в КБ Московского орудийного завода № 8 им Калинина на базе 45-мм противотанковой пушки 19К и в том же году после успешных испытаний принята к серийному производству.
На первых 230 машинах спаренная установка была размещена в цилиндрической башне увеличенных размеров конструкции Мариупольского завода.
Для уравновешивания спаренной установки в кормовой части башни снаружи устанавливался снарядный ящик.
В дальнейшем на БТ-5 устанавливалась новая эллиптическая башня выпуска того же Мариупольского завода, которая была специально разработана под установку 45-мм пушки на машиностроительном заводе имени Ворошилова и предназначалась для установки на танк Т-26.
Клепанная и сварная башни танка БТ-5
|
|
|
Бронирование танка осталось на уровне БТ-2. В отличие от своего предшественника БТ-5 оборудовался радиостанцией. Радиостанция 71-ТК-1 "Шакал" устанавливалась только на танки с эллиптической башней на каждую пятую и шестнадцатую машину. Радийные БТ-5 (всего 263 танка) внешне отличались от линейных танков наличием поручневой антенны, расположенной по периметру башни.
Впоследствии эти антенны сыграли негативную роль. Оснащенные радиостанциями танки чаще всего являлись машинами, командиров подразделений, а антенна, хорошо видна издали, являлась своего рода мишенью. Выпуск БТ-5 был прекращен в конце 1934 г., по причине перехода на выпуск танка БТ-7. Танки БТ-5 поступали на вооружение механизированных соединений. Часть танков была передана для учебных заведений, где к лету 1941 г. числилось 324 машины.
Танки БТ. Тактико-технические характеристики
|
БТ-2 с установкой ДА-2
|
БТ-2 (пушечно- пулеметный)
|
БТ-5 (1933 г.)
|
БТ-5 (1934 г.)
|
Боевая масса, т |
10.2
|
11
|
11.6
|
11,9
|
Экипаж, чел. |
2
|
3
|
3
|
3
|
Длина корпуса, мм |
5500
|
5500
|
5800
|
5800
|
Ширина, мм |
2230
|
2230
|
2230
|
2230
|
Высота, мм |
2160
|
2160
|
2250
|
2250
|
Клиренс, мм |
350
|
350
|
350
|
350
|
Вооружение
|
Пушка |
|
37-мм Б-3
|
45-мм 20к
|
45-мм 20к
|
Пулемет |
2x7,62 ДТ
|
7,62 ДТ
|
7,62ДТ
|
7.62 ДТ
|
Боекомплект (с рацией/без рации):
|
снарядов |
|
92
|
105
|
72/115
|
патронов |
2520
|
2709
|
2700
|
2709
|
Бронирование, мм:
|
лоб корпуса |
13
|
13
|
13
|
13
|
борт корпуса |
13
|
13
|
13
|
13
|
корма |
13
|
13
|
13
|
1З
|
лоб башни |
13
|
13
|
17
|
15
|
борт башни |
13
|
13
|
17
|
15
|
корма башни |
13
|
13
|
17
|
15
|
крыша башни |
10
|
10
|
10
|
10
|
Двигатель |
"Либерти"
|
"Либерти"
|
М-5
|
М-5
|
Мощность, л.с. |
400
|
400
|
365
|
365
|
Макс. скорость по шоссе, на гусеницах/ колесах, км/ч |
52/72
|
52/72
|
53/72
|
53/72
|
Запас хода по шоссе на гусеницах/ колесах, км |
160/200
|
160/200
|
150/200
|
150/200
|
Эксплуатация войсками продемонстрировала более высокую по сравнению с БТ-2 надежность новых танков. Так для демонстрации возможностей пять танков БТ-5 совершили пробег на колесах по маршруту Харьков - Москва протяженностью 795 км без поломок. Также без поломок и происшествий прошел показательный пробег в условиях зимнего Забайкалья при 50-градусном морозе.
До начала Второй мировой войны танки БТ-5 успели повоевать в Испании во время гражданской войны 1936 -1939 гг. (именно там впервые грозно заявил о себе основной противник легкобронированных машин - малокалиберные скорострельные противотанковые пушки), летом 1938 г. у озера Хасан и на следующий год на реке Халхин-Гол. Во всех этих боях танки зарекомендовали себя с лучшей стороны, хотя уже тогда стала сказываться их недостаточная огневая мощь и слабость броневой защиты. В сентябре 1939 г. БТ-5 приняли активное участие в "освободительном походе" в Западную Белоруссию и Западную Украину. Действуя совместно с кавалерийскими подразделениями благодаря своим скоростным данным, танки совершили молниеносные марши фактически без потерь. Боевые потери при таких действиях составили считанные единицы.
Широко БТ применялись в советско-финской войне 1939-1940 гг. Они использовались для прорыва оборонительных рубежей и для действий в глубине обороны финских войск. Потери от боевых повреждений и от технических неисправностей распределились фактически поровну. Большинство танков удалось восстановить после окончания боевых действий. После участия в сражениях к июню 1941 г. в Красной армии осталось 1688 танков БТ-5, из них 1261 боеспособны. В четырех западных приграничных округах - 632 исправные машины.
С первых же дней войны механизированные соединения, на вооружении которых находились и БТ-5, вступили в бои с частями вермахта. Они использовались в основном для нанесения контрударов по наступающим группировкам противника и несли при этом тяжелые потери, обусловленные разбросанностью соединений, неустойчивостью управления, неорганизованностью ремонтно-восстановительной службы и общей неразберихой начала войны.
За первые месяцы войны большинство участвовавших в ожесточенных боевых действиях танков БТ-5 были безвозвратно потеряны. Применялись они и в битве за Москву осенью-зимой 1941 г., и неудачном наступлении под Харьковом, и в обороне Кавказа и Сталинграда в следующем 1942 г., состава частей Ленинградского фронта, танки БТ-5 использовались еще при окончательном освобождении Ленинграда от блокады в январе 1944 г. Всю войну танки БТ несли службу на Дальнем Востоке, где им пришлось поучаствовать в последних боях Второй мировой войны - разгроме Квантунской армии Японии.
Источники:
- Танк БТ-5. Наставление автобронетанковых сил РККА (1935 года);
- Максим Коломиец "Танки на Халхин-Голе. Необъявленная война Сталина";
- Alexander Lüdeke: Beutepanzer der Wehrmacht – Großbritannien, Italien, Sowjetunion und USA 1939-45;
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- Chamberlain, Peter, and Chris Ellis (1972). Tanks of The World;
- Легкие танки БТ-2 и БТ-5 [Бронеколлекция 1996-01];
- Zaloga, Steven J.; James Grandsen (1984). Soviet Tanks and Combat Vehicles of World War Two;
- БТ-5 [Русские танки №24].