Armored Warfare: Проект Армата

Информация
Новости сайта pro-tank.ru

FeedBurner

Твиттер - pro-tank.ru

Самоходно-артиллерийская установка СУ-85
Содержание
Самоходно-артиллерийская установка СУ-85
Описание. Компоновка
Боевое применение и ТТХ

Средняя самоходно-артиллерийская установка СУ-85

СУ-85Опыт использования установок СУ-122 показал, что для выполнения задач сопровождения и поддержки огнем танков, пехоты и кавалерии они обладают слишком низкой скорострельностью. Войскам требовалась установка, вооруженная более скорострельной артиллерийской системой. Такой установкой стала СУ-85, созданная на базе танка Т-34 и вооруженная 85-мм пушкой Д5-С85. Установка была принята на вооружение в 1943 году и выпускалась до 1944 года, когда ее сменила в производстве более мощная СУ-100. По компоновке СУ-85 была аналогична СУ-122: моторно-трансмиссионное отделение расположено в задней части корпуса, а бронированная со всех сторон рубка с установленной в ней пушкой - в передней и средней части. Самоходная установка предназначалась главным образом для стрельбы прямой наводкой с коротких остановок. Вместе с тем для ведения огня с закрытых позиций она оборудовалась панорамным прицелом. На установке монтировались радиостанция 9Р или 9РС и танковое переговорное устройство ТПУ-3-БисФ.

Самоходки СУ-85 поступали на вооружение отдельных самоходно-артиллерийских полков (по 16 установок в каждом полку) и широко использовались в сражениях Великой Отечественной войны. Всего промышленность выпустила 2329 машин этого типа. В 1944 году было выпущено также 315 установок СУ-85М, представлявших собой пушку Д5-С85, установленную в корпусе СУ-100.

Самоходная установка СУ-85

Из истории создания самоходной установки СУ-85

Весной 1943 года на советско-германском фронте появился новый немецкий тяжелый танк Pz.Kpfw. VI "Тигр", несколько позже - танк Pz.Kpfw.V Ausf.A "Пантера", а затем и самоходно-артиллерийская установка "Фердинанд". Вооружение новых боевых машин противника позволило им увеличить дальность эффективной борьбы с отечественными танками по сравнению с 1941 годом в 4-5 раз, а разрушающее фугасное действие снарядов - в 2-3 раза. И если до весны 1943 года отечественные танки KB, Т-34, а затем и самоходно-артиллерийские установки СУ-122 были значительно выше немецких по мощности основного оружия и броневой защите, то с появлением новых германских машин стали уступать последним. Однако новые образцы германской бронетанковой техники содержали существенные недостатки: они имели большую боевую массу и по показателям подвижности и проходимости были хуже советских машин. Но, несмотря на то, что новые образцы немецких танков были сложны в производстве, а их выпуск не был таким массовым по сравнению со средними танками, появление этих боевых машин на поле боя вызвало необходимость создания для РККА более мощного танкового вооружения.

Самоходная установка

В связи с этими обстоятельствами ГКО СССР своим постановлением №3187 от 15 апреля 1943 года наметил ряд мероприятий по увеличению огневой мощи оружия и броневой защиты при создании новых образцов бронетанковой техники.
В апреле 1943 года Артиллерийский комитет ГАУ РККА направил на Уралмашзавод тактико-технические требования на разработку новой самоходно-артиллерийской установки, вооруженной 85-мм орудием. Основным назначением этой машины было уничтожение тяжелых танков противника Pz.Kpfw. VI "Тигр" с броневой защитой 90-мм-120-мм на дальностях 500-1000 м.

Во второй половине апреля 1943 года КБ Уралмашзавода под руководством Л.И. Горлицкого приступило к проектированию новой машины, за основу была взята модернизированная новая самоходная установка СУ-122М, на которую вместо 122-мм гаубицы требовалось установить 85-мм орудие с баллистикой зенитной пушки образца 1939 года. 5 мая 1943 года ГКО своим постановлением №3289 установил сроки и исполнителей по изготовлению новых танков и самоходно-артиллерийских установок. Изготовление новой самоходной установки с 85-мм пушкой было возложено на Уралмашзавод, орудие для новой машины должно было быстро спроектировать Центральное артиллерийское конструкторское бюро (ЦАКБ), а завод №9 Наркомата вооружения (НКВ) должен был его изготовить. Распределение работ между заводами было предусмотрено в приказе наркома вооружений и наркома танковой промышленности.

САУ СУ-85

После рассмотрения всех проектов самоходной артиллерийской установки СУ-85 спецкомиссия, созданная из представителей ГАУ, ГБТУ, НКТП и НКВ, 7 июня 1943 г. вынесла решение об изготовлении трех опытных образцов САУ с 85-мм пушками и одного модернизированного образца САУ со 122-мм гаубицей.

В июле 1943 г. на Уралмашзаводе были изготовлены сразу четыре самоходных установки:

  • СУ-85-1 (САУ с 85-мм пушкой С-18-1 конструкции ЦАКБ, но с измененной люлькой конструкции УЗТМ);
  • СУ-85-И (САУ с 85-мм пушкой Д-5С-85 завода №9 НКВ);
  • СУ-122-Ш (модернизированная САУ со 122-мм гаубицей Д-6 завода №9 НКВ) и
  • СУ-85-IV (САУ с 85-мм пушкой С-18 конструкции ЦАКБ).

С 20 по 25 июля 1943 года все САУ прошли заводские испытания пробегом на 80 км и стрельбой, во время которых на установках СУ-85-1 и СУ-85-IV с пушками конструкции ЦАКБ произошли поломки спусковых механизмов (на машине СУ-85-1 после 39 выстрелов, на СУ-85-IV - после 62 выстрелов). Самоходные установки СУ-85-II и СУ-122-III испытания стрельбой в объеме соответственно 129 и 165 выстрелов выдержали.

Самоходка

В соответствии с решением комиссии, проводившей эти испытания, после устранения всех поломок и проведения контрольного отстрела все машины были допущены к государственным испытаниям. Однако срок готовности этих самоходных установок для проведения государственных испытаний из-за отсутствия готовых пушек был не выдержан с опозданием на три недели. Поэтому государственные испытания четырех новых образцов самоходных установок прошли на Гороховецком АНИОПе в период с 25 июля по б августа 1943 года. После проведения испытания всех самоходных установок пробегом на 500 км, в заключении государственной комиссии было отмечено, что «представленные Уралмашзаводом опытные образцы самоходных установок испытание пробегом в объеме 500 км выдержали и по ходовым качествам, надежности в работе механизмов, маневренности, а также проходимости не отличаются от танка Т-34». При проведении испытаний стрельбой большое количество недостатков было выявлено в конструкции 122-мм орудия Д-6, вследствие чего самоходная установка СУ-122-III с испытаний была снята. Однако по результатам испытаний все четыре орудия имели дефекты и по заключению комиссии испытаний не выдержали. Значительное же число недостатков было обнаружено в конструкции 85-мм орудия С-18, а относительно лучшей была признана 85-мм пушка Д-5С-85.

Самоходная артиллерийская установка

После окончательной отработки конструкции самоходная установка СУ-85 имела следующие особенности:

  1. Самоходная установка была создана на базе узлов и агрегатов танка Т-34.
  2. Двигатель, узлы и агрегаты трансмиссии, ходовой части машины были полностью заимствованы у танка Т-34. Ввиду того, что боевая масса самоходной установки не превышала боевой массы танка Т-34, надежность работы этих агрегатов сомнений не вызывала.
  3. В бронированной рубке машины было установлено новое 85-мм орудие с использованием выстрелов от 85-мм зенитной пушки. Установка пушки в корпусе была выполнена с помощью рамочной конструкции, крепившейся к верхнему лобовому листу. Объемы рабочих мест экипажа не стесняли условия его работы.
  4. Бронепробиваемость боеприпаса, бронебойного снаряда орудия Д-5С-85 была на 75% выше бронепробиваемости бронебойного снаряда 76-мм орудия танка Т-34 и на 45% выше, чем у бронебойного снаряда 122-мм орудия самоходной установки СУ-122М. Эти качества увеличивали дальность эффективной борьбы с бронетанковой техникой противника в 1,5 раза. Имея лучшие показатели подвижности, чем тяжелые танки и самоходные установки противника, самоходная установка СУ-85 при меньшем уровне броневой защиты могла успешно вести борьбу с ними.
  5. 73% деталей установки были заимствованы у танка Т-34-76, 7% - у самоходной установки СУ-122 и 20% изготовлены заново.

Самоходная установка

В течение серийного производства самоходных установок СУ-85 велось непрерывное улучшение качества и облегчение ее производства, по дальнейшему увеличению ее огневой мощи.



 

Мини-навигатор
по сайту
Танки первой мировой
Танки СССР Второй мировой войны Вермахт Танки союзников СССР во Второй мировой войне - США, Англия, Франция, Польша Танки Италии, Японии, Чехословакии
Танки после войны
Танки мира
Про танкиСодержание
Танковый биатлон

"Случайные" танки сайта

Танк Т-II
Танк Т-II
Легкий танк Pz.Kpfw.IIPanzerkampfwagen II Pz. II (Sd.Kfz.121) Танк был разработан фирмой "МАN" в сотрудничестве с фирмой "Даймлербенц". Серийное производство танка было...
Танк A7V
Танк A7V
Тяжелый танк A7V (Sturmpanzerwagen A7V) История создания танка 13 ноября 1916 года была создана техническая комиссия с целью организации и объединения работ...

Новости


Популярные новости

Armored Warfare: Проект Армата Боевая авиация, бронетехника и флот Второй Мировой войны Black Desert Star Conflict

Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту