Танк ИС-2 - Танк ИС-2. Страница 2
Содержание
Танк ИС-2
Танк ИС-2. Страница 2

Вооружение

На танке ИС-2 устанавливалась 122-мм пушка Д-25Т с длинной ствола 48 калибров (с дульным тормозом). Масса пушки 2420 кг. Предельная длина отката 570-мм, вертикальная наводка от - 3° до +20°. Затвор клиновой, с полуавтоматикой механического типа. Пушки первых выпусков имели поршневой затвор, заимствованный у 122-мм корпусной пушки обр. 1931/37 гг.(А-19). Противооткатные устройства пушки Д-25Т такого же типа, как и у Д-5Т, были лишь несколько удлинены с целью уменьшения разогрева жидкости при стрельбе. Выстрел производился с помощью электроспуска или, в случае его неисправности, ручным механическим спуском.

танк ИС-2

Помимо трех пулеметов ДТ, расположенных как на ИС-1, на части танков ИС-2 на кронштейне, закрепленном на подвижном погоне командирской башенки, размешался 12,7-мм пулемет ДШК обр. 1938 г.

Боекомплект пушки Д-25Т состоял из 28 артвыстрелов раздельного заряжания 53-ВОФ-471 с осколочно-фугасными снарядами и 53-ВБР-471 с бронебойно-трассирующими. Боекомплект пулеметов ДТ - 2331 патрон, пулемета ДШК - 250 патронов. Все снаряды находились в кормовой нише башни в четырех укладках, а снарядные гильзы - в башне, на бортах и днище боевого отделения и в подбашенной коробке.

Танк ИС-2 оснащался телескопическим прицелом ЮТ- 17 или ТШ-17 и перископическим прицелом ПТ4-17. С весны 1944 года вместо прицела ПТ4-17 устанавливался прибор наблюдения МК-IV.

Двигатель и трансмиссия

На танке ИС устанавливался 12-цилиндровый четырехтактный дизель В-2ИС (В-2-10) мощностью 520 л.с. при 2000 об/мин. Масса двигателя 1000 кг. Топливо - дизельное. Общая емкость трех топливных баков 520 л. Еще 300 л перевозилось в трех наружных баках, не подключенных к системе питания. Система охлаждения - жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией. Радиаторов - два, пластинчато-трубчатых, подковообразной формы, установленных над центробежным вентилятором.

Для очистки воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, на танке устанавливались два воздухоочистителя марки ВТ-5 типа "мультициклон". В головки воздухоочистителей были встроены форсунки и запальные свечи для подогрева всасываемого воздуха зимой. Пуск двигателя осуществлялся инерционным стартером, имевшим ручной и электрический привод, или с помощью баллонов со сжатым воздухом.

Тяжелый танк ИС-2

Ходовая часть

Ходовая часть танка применительно к одному борту состояла из шести сдвоенных литых опорных катков диаметром 550-мм и трех поддерживающих катков. Ведущие колеса заднего расположения имели два съемных зубчатых венца с 14-ю зубьями каждый. Направляющие колеса - литые, с кривошипным механизмом натяжения гусениц, взаимозаменяемые с опорными катками. Подвеска - индивидуальная торсионная. Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, из 86 одногребневыхтраков каждая. Траки штампованные, шириной 650-мм и шагом 162-мм. Зацепление цевочное.

Электрооборудование и средства связи

Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 24 и 12 В. Источники: генератор мощностью 1 кВт, две аккумуляторные батареи емкостью 128 А.ч каждая. Потребители: электромотор инерционного стартера мощностью 0,88 кВт, электромотор поворота башни, радиостанция и ТПУ, электромотор вентилятора, контрольные приборы, лампы освещения шкал и перекрестий прицелов, приборы звуковой сигнализации, аппаратура внутреннего и внешнего освещения, электроспуски пушки и пулеметов.

Все танки ИС оснащались приемопередающей симплексной телефонно-телеграфной радиостанцией 10Р или 10РК и внутренним переговорным устройством ТПУ-4-бисФ на четыре абонента.

Тяжелый танк ИС-2

Тактико-технические характеристики

Боевая масса
46.0 т
Размеры:  
длина
6770 мм
ширина
3070 мм
высота
2730 мм
Экипаж
4 человека
Вооружение

1x122-мм пушка Д-25Т 3 х 7,62-мм пулемета ДТ

Боекомплект
28 снарядов 2331 патронов
Бронирование:  
лоб корпуса
120 мм
лоб башни
100 мм
Тип двигателя

дизель В-2-10

Максимальная мощность

520 л.с.

Максимальная скорость
40 км/час
Запас хода
180 км

Боевое применение тяжелого танка ИС-2

ИС-2 впервые был применен в Корсунь-Шевченковской операции, а затем участвовал во всех операциях завершающего периода Великой Отечественной воины. 5 марта 1944 года 15 танков ИС-2 поддерживали атаку 50 танковой бригады на Умань. Во время боя 5 танков было подбито огнем 88-мм зенитной батареи, 3 машины сломалось, а одна при переезде моста перевернулась и упала в болото вниз башней. Здесь же произошел на первый взгляд невероятный случай. Нижний лобовой лист одного ИС-2 был пробит подкалиберным снарядом немецкого противотанкового ружья с коническим каналом ствола калибра 28/20-мм. В ходе боев к 1 мая 1944 года в полку не осталось ни одной боеспособной машины. Первое зафиксированное боевое столкновение танков ИС-1 с "Тиграми" произошло, видимо, 4 марта 1944 года в районе города Староконстантинов. Первая гвардейская танковая бригада, имевшая на вооружении ИС-85 вступила в бой с "Тиграми" 503 тяжелого танкового батальона. В результате перестрелки с дистанции 1500-1800 метров, происходившей в туманную погоду, один ИС-1 был подбит, а три получили повреждения, но были восстановлены после боя. Ответным огнем ИС-ов у одного "Тигра" была повреждена пушка, а у другого ходовая часть. 16 марта находящиеся в засаде "Тигры" своим огнем подбили еще 4 танка ИС , два из которых сгорели вместе с экипажами. Чуть раньше, 8 марта, два ИС-а со 150-200 метров были расстреляны замаскированными 75-мм штурмовыми орудиями. Один танк получил 8 попаданий, второй - 4.

Тяжелый танк ИС-2

Итогом этих боев явилось заключение о несоответствии вооружения нового танка и его бронирования аналогичным показателям немецких тяжелых танков. Тогда же было рекомендовано изменить форму и бронирование лобовой части корпуса и немедленно усилить вооружение танков ИС, что немало способствовало ускорению работ по ИС-122.
Но, несмотря на отмеченные недостатки, машины все-таки оказались довольно неприятным сюрпризом для немецких панцерваффе. Снаряды 122-мм орудия Д-25Т обладали большим разрушительным действием против средних танков (а часто и тяжелых). Так в ноябре 1944 г. районе г. Мишкольц 2 танка ИС-122 с расстояния более 1500 м расстреляли фугасными снарядами 7-10 танков PzKpfw IV, совершенно не пострадав от огня (в донесении танкистов о бое указано "уничтожено 10 танков", но пехотное командование указывает "подбито и уничтожено 7 вражеских танков").

В открытом поле против немецких танков наши ИС применялись редко и их "золотой век" начался с ведением боев в городах и против немецких долговременных огневых точек. Для уничтожения этих объектов 122-мм пушка подходила как нельзя лучше.

 В середине 1945 года после выпуска 3483 танков его производство было прекращено.

Модификация
КВ-13
Объект 233
ИС-1 [ИС-2]
Объект 233 ИС[234]
ИС-85 (ИС-1)
Объект 237
ИС-122 (ИС-2)
Объект 240
ИС-100 (ИС-5)
Объект 248
ИС-2М
на1.1.1962
Общие данные
Экипаж,чел
3
4
4
4
4
4-5
Боевой вес, кг
32400
38500 [39500]
44160
46 080
45 320
46 500
Длина, мм (корп./полн.)
6050/6 650
/6990 [6480]
6 770/8 560
6 770/9 830
6 770/
6 770/9 820
Ширина, мм
2800
3030
3070
3070
3070
3100
Высота, мм
2500
2800 [2 640]
2735
2 735
2735
2740
Высота линии огня, мм
?
1 920 [?]
1 940
1 940
 
1945
Клиренс, мм
450
450
440-465
440-465
450
440
Ширина трака, мм
600 (500 для Т-34)
640-650
640-650
650
650
650
Уд. давл. на грунт, кг/см2
0,9
ок. 0,8
0,78
0,81
0,8
0,82
Вооружение и броневая защита
Марка орудия
ЗИС-5
Ф-34ИС [У-11]
Д-5-Т
Д-25
С-34
Д-25-Тм
Калибр, мм
76,2
76,2 [121,92]
85
121,92
100
121,92
Длина ствола, кал.
41,6
41,6 [22,7]
52
47,9
53,5
47,9
Боекомплект, выстр.
?
80 [30]
59
28
36
35
Пулемет, тип х кол-во
ДТх2
ДТ х 3 [ДТ х 2]
ДТхЗ
ДТхЗ
ДТх 2
ДТМх2
Боекомплект, патр.
?
32 диска
2 520
2 520
?
2 800
Броня корпуса, мм
145-85-85
120-90-60
120-90-70
120-90-90
120-90-70
120-90-90
Броня ,башни, мм
85-85-85
100-90-90
100-90-60
110-90-90
100-90-90
110-90-90
Дно и крыша, мм
20-30
20-30
20-.30
20-30
20-30
20-30
Энергетическая установка
Марка двигателя
В-2К
В-2К
В-2ИС
В-2ИС
В-2ИС
В-54К I
Тип двигателя
Специальный быстрооборотный V-образный 12-цилиндровый танковый дизель водяного охлаждения
Объем цилиндров, л
38,5
38,5
38,88
38,88
38,88
38,9
Мощность на валу, л.с.
600 (факт. 580)
600 (факт. 580)
520
520-580
520
520
Скорость, км/ч, макс.
60 (факт. 52)
до 55 (факт. 47)
37
37
37
36
средн. шос/прос/целина
?
7
22/17/15
22/17/15
22/17/15
22/17/15
Запас топлива, л.
не показано
?
520
520
520
580
Запасхода, км, макс.
не показаны
ок. 180
150
150
150
180
шоссе/прос./бездор.
 
?
130/120/110
130/120/110
130/120/110
?
Преодолеваемые препятствия
Угол подъема, град
не показаны
до 32
36
36
36
36
Крен допустимый, град
 
?
30
27
30
27
Ров, м
 
2
2,5
ок. 2,3
2,5
ок. 2,3
Брод, м
 
1,3
1,3
1,3
1,3
1,3
Стенка, эскарп, м
 
1,0
1,0
1,0
1,0
1,0

Источники:

  • Михаил Свирин "Танки Сталинской эпохи. Суперэнциклопедия";
  • М. Барятинский. Тяжелый танк ИС-2. (Бронеколлекция);
  • Михаил Барятинский "Советские танки в бою. От Т-26 до ИС-2";
  • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • И. Желтов, И. Павлов, М. Павлов, А. Сергеев. Танки ИС в боях (Танкомастер);
  • Свирин М. Н. Стальной кулак Сталина. История советского танка. 1943-1955;
  • Mikhail Baryatinskiy: The IS-Tanks IS-1, IS-2, IS-3;
  • ИС-2 (Русские танки №66).


 

Мини-навигатор
по сайту
Танки первой мировой
Танки СССР Второй мировой войны Вермахт Танки союзников СССР во Второй мировой войне - США, Англия, Франция, Польша Танки Италии, Японии, Чехословакии
Танки после войны
Танки мира
Про танки




Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту