Бронетранспортеры M2, M3/M5/M9
Half-track Car M2 Half-track Car M2A1 Half-track Personnel Carrier M3 Half-track Personnel Carrier M5 Half-track Car M9 |
В годы второй мировой войны промышленностью США было изготовлено огромное количество полугусеничных бронетранспортеров - более 41 тысячи. Выпускавшиеся бронетранспортеры имели примерно одинаковые характеристики и относились к четырем основным сериям: М2, М3, М5 и М9. Каждая серия имела несколько модификаций. Все машины были созданы с широким применением автомобильных агрегатов, имели вес 8-9 т и грузоподъемность около 1,5 т. В их ходовой части использовались резиновые гусеницы с металлической арматурой, опорные катки малого диаметра и передняя ось с ведущими и управляющими колесами.
Для повышения проходимости они оборудовались лебедками для самовытаскивания. Привод лебедок осуществлялся от двигателя. Бронированный корпус был открыт сверху, броневые листы располагались без рационального наклона. Передний броневой лист кабины, снабженный смотровыми щелями, как правило, мог быть откинут вверх и закреплен горизонтально на стойках. Для входа и выхода экипажа и десанта имелись две двери в кабине и одна дверь в кормовом броневом листе. Вооружение, как правило, состояло из одного 12,7-мм пулемета, установленного на турельной установке рядом с кабиной водителя, а также одного 7,62-мм пулемета на кормовом броневом листе. Полугусеничные бронетранспортеры хорошо зарекомендовали себя в качестве простых и надежных машин. Недостатками их были недостаточная проходимость на пересеченной местности и неудачная конфигурация броневой защиты.
Полугусеничный транспортер М2
Бронетранспортер М2, представлявший собой развитие Т14, оснащался мотором Уайт 160АХ, в то время как на Т14 стоял двигатель Уайт 20А с L-образными головками. Двигатель Уайт 160АХ был выбран из трех типов моторов прежде всего по причине исключительной надежности в работе. С целью упрощения конструкции машины, передний мост и рулевое управление выполнены почти так же, как на грузовом автомобиле. Трансмиссия имеет пять скоростей - четыре переднего хода и одну заднего. Руль установлен слева. Задняя подвеска - Тимкен 56410-ВХ-67 с резиновой гусеничной лентой. Гусеница представляет собой резиновую отливку, выполненную на арматуру в виде тросов и снабженную металлическим направляющими. По шоссе М2 разгонялся до скорости 72 км/ч, хотя вне дорог передвигался значительно медленнее.
Компоновка полугусеничной машины в целом аналогична компоновке колесного М3А1 "Скаут Кар". В кузове помещается нормально десять человек - трое впереди и семеро - позади. В отделении управления установлено еще два сиденья, левое - для водителя и правое - пассажирское. Между двумя крайними передними сиденьями установлено со смещением назад еще одно сиденье. Справа и слева от этого сиденья находятся большие багажные ящики. Среднее сиденье установлено примерно на середине длины машины. Крышки багажных ящиков сделаны откидными, кроме того, доступ в багажники может осуществляться через люки в стенках корпуса. За правым и левым сиденьями расположены два основных топливных бака. Баки изготовлены из обычной конструкционной стали, но снабжены самозатягивающейся при попадании пуль резиной.
Основное вооружение монтируется на рельсе-направляющей, которая проходит по кромке внутренней поверхности стенок корпуса. Официально машина вооружалась одним пулеметом калибра 12,7-мм и одним 7,62-мм пулеметом. На фронте экипажи вооружали бронетранспортеры в меру собственных сил и возможностей. Помимо рельсов, крепление пулемета было предусмотрено на турели, смонтированной перед средним передним сиденьем. Корпус машины изготовлен из катанных бронелистов толщиной 6,3-мм. Бронелисты крепятся болтами с овальными головками к стальному каркасу. Толщина откидных створок в лобовом бронелисте кузова составляет 12,5-мм.
Для доступа в машину в бортах кузова, в районе отделения управления, сделаны двери автомобильного типа. Посадка и выемка производится также через верх стенок кузова. Двери в корме корпуса сделать не удалось из-за наличия рельсы-направляюшей для пулеметов. В лобовом бронелисте кузова сеть две бронестворки, которые откидываются на петлях для улучшения обзора из кабины. В люках устроены узкие смотровые щели, которые, в свою очередь, закрываются задвижками. Верхние части дверей выполнены откидными для улучшения обзора. Радиатор забран бронированными жалюзи, установленным в передней стенке капота. Жалюзи сделаны поворотными. Серийный выпуск бронетранспортеров М2 начался весной 1941 г. и продолжался до конца 1943 г. Всего было изготовлено 11415 бронетранспортеров М2. Уайт Моторз и Автокар, две фирмы, занимались серийной постройкой полугусеничных бронетранспортеров М2. Фирма Уайт сдала заказчику 8423 машины, фирма Автокар - 2992.
Изначально машины М2 планировалось использовать в качестве артиллерийских тягачей и транспортеров боеприпасов. Ограниченная вместимость машины - десять человек - не позволяла перевозить одному бронетранспортеру целиком одно пехотное отделение. С появлением бронетранспортеров были внесены изменения в тактику действий американской "бронепехоты", машины М2 стали использовать для транспортировки пулеметного отделения, а до появления бронеавтомобилей М8 - в разведывательных частях.
Полугусеничный бронетранспортер М2А1
Рельсы-направляющие под вооружение в боевых условиях оказались неудобными. На прототипе М2Е6 вместо рельсов была смонтирована кольцевая турель М32, которая использовалась на военных грузовиках. Турель поставили над правым передним сиденьем в отделении управления. Затем появилась усовершенствованная кольцевая пулеметная турель М49, окончательно снявшая проблему рельсов-направляющих. На турели М49 устанавливались, сразу два пулемета - один калибра 12,7-мм и один калибра 7,62-мм.
Бронетранспортер с кольцевой пулеметной турелью получил обозначение М2А1. Серийное производство машин М2А1 осуществлялось с конца 1943 г. по конец 1944 г. Фирмы Уайт и Автокар поставили 1643 полугусеничных машин М2А1. В вариант М2А1 было доработано порядка 5000 ранее построенных М2.
Полугусеничный бронетранспортер МЗ
Бронетранспортер М3 внешне очень похож на своего предшественника М2. Передние части этих машин, включая отделения управления, просто идентичны. М3 немного длиннее, чем М2. В бортах кузова М3 нет люков багажных отсеков, как это было у М2. Внутри же М3 довольно сильно отличается от М2. В отделении управления среднее сиденье смещено вперед, в линию с сиденьями водителя и пассажира. Топливные баки также смещены вперед, туда, где на М2 находились багажные отсеки.
Среднее, развернутое назад, сиденье в кузове ликвидировано. Взамен сиденья сооружен пьедестал для пулеметной турели, на турели предусмотрена установка одного пулемета калибра 12,7-мм или 7,62-мм. В кузове по каждому борту устроено по пять сидений, обращенных к продольной оси машины. Под сиденьями организованы багажные отсеки.
Так как М3 изначально проектировался в качестве транспортера пехоты, то в задней стенке кузова сделана дверца. За тремя задними сиденьями каждой стороны устроено пространство, предназначенное для складирования винтовок.
Для улучшения проходимости по сильно пересеченной местности к бамперу бронемашины М3 прикреплен валик. Вместо валика предусмотрена возможность монтажа лебедки, предназначенной, в первую очередь для самовытаскивания машины.
Серийный выпуск полугусеничных МЗ осуществлялся в 1941 -1943 гг фирмами Уайт, Автокар и Даймонд Т. Всего было построено 12499 машин, часть из которых модернизировали в вариант М3А1. Хотя бронетранспортер М3 предназначался для перевозки отделения пехоты, его использовали в самых различных качествах. Подобно М2, машины М3 служили в качестве артиллерийских тягачей и транспортеров боеприпасов, М3 использовались в качестве санитарных, командно-штабных и ремонтных машин. Кроме того, на базе исходного варианта М3 было разработано некоторое число узкоспециализированных вариантов.
М3А1
Как и в случае с М2, система монтажа вооружения оказалась неадекватной. В результате "фронтовых требований" появилась экспериментальная машина М2Е6, оснащенная турелью М49, такой же, как на М2А1. Логично, что бронетранспортер М3 с кольцевой турелью М49 стал обозначаться М3А1. Серийное производство продолжалось в 1943-1944 гг фирмами Уайт, Автокар и Даймонд Т, всего построено 2862 машин. До уровня М3А1 было доработано большое количество ранее построенных М2.
М3А2
Управление вооружений к начале 1943 г. попыталось унифицировать машины М2 и М3 в единый вариант. Прототип получил обозначение Т29. Машину подготовили к испытаниям весной 1943 г. В октябре ее рекомендовали к запуску в серийное производство под обозначением М3А2. Однако, к этому времени потребность в полугусеничных бронемашинах утратила свою остроту, поэтому серийный выпуск М3А2 так и не был начат. Основное внешнее отличие М3А2 от М3А1 заключалось в наличии бронещитка кольцевой пулевой турели. Была предусмотрена возможность быстрого демонтажа сидений из кузова.
Полугусеничный бронеавтомобиль М9 и полугусеничный бронетранспортер М5
После вступления США в войну, формальным поводом для которого послужило нападение японцев на Перл-Харбор, Вашингтон приступил к реализации программы "Арсенал демократии" с целью обеспечения союзников США вооружением и военной техникой разрешение на выпуск продукции и военного назначения получили множество компаний и фирм, ранее специализировавшихся на выпуске исключительно продукции мирного назначения. Три фирмы, занятых производством полугусеничных бронетранспортеров, не имели возможности обеспечить всею союзников США в технике данного типа. К производству было решено подключить фирмы Интернешнл Харвестер Компани, одновременно было принято решение по смягчению требований к "одинаковости" бронетранспортеров производства разных фирм. Главным конструкционным изменением стала замена используемых на бронетранспортерах М2/М3 закаленных бронелистов гомогенными бронелистами. Такие бронелисты толщиной 5/16 дюйма имели худшую пулестойкость по сравнению с закаленными бронелистами толщиной в четверть дюйма.
Фирме Интернешнл Харвестер Комнани разрешили использовать на машинах своей постройки ряд оригинальных узлов и агрегатов, включая двигатель. К серийному производству были одобрены два варианта - М2Е5 и М3Е2, соответственно получившие обозначение М9 и М5.
Существовал ряд внешних отличий машин М9 и М5 от их аналогов М2 и М3. Машина М9 по длине не отличалась от бронетранспортеров М3 и М5 и не имела в бортах люков доступа в багажные отсеки. Обе машины М5 и М9 комплектовались в большинстве случаев плоскими, а не закругленными (автомобильного типа), крыльями. В отличие от М2 у М9 в корме кузова имелась дверь. Внешне М5 и М9 практически не отличимы, все различия - в интерьере.
Аналогично машинам М2 и М3, машины М5 и М9 адаптировали к установке кольцевой пулеметной турели М49. после чего нх стали обозначать как М5А1 и М9А1. В силу существенных конструктивных отличий от принятых на вооружение армии США машин М2 и М3, машины М5 и М9 поставлялись союзникам в рамках ленд-лиза, хотя часть их просочилась в части американских войск. Фирма Интернешнл Харвестер Компани в 1942-1944 г. изготовила 11017 машин М5 и М9, в том числе М9 - 2026, М9А1 - 1407, М5 - 4625 и М5А1 - 2959.
М5А2
В 1943 г. управление вооружений предпринимало попытки унификации бронетранспортерного парка армии США. Прототип М31, представлявший собой гибрид М5 и М9, был рекомендован к серийному производству под обозначением М5А2. Серийное производство машин М5А2 так и не началось по причине снижения потребности в полугусеничных бронетранспортерах.
Тактико-технические характеристики
Боевая масса |
8,6 т
|
Размеры: |
|
длина |
6150 мм
|
ширина |
2200 мм
|
высота |
2300 мм
|
Экипаж + десант |
|
Вооружение |
1 х 12,7-мм пулемет 1 х 7,62-мм пулемет
|
Боекомплект |
700 патронов калибра 12,7мм 8750 патронов калибра 7,62 мм
|
Бронирование: |
|
лоб корпуса |
12,1 мм
|
лоб башни |
6,3 мм
|
Тип двигателя |
карбюраторный "Интернационал"
|
Максимальная мощность |
141л.с. |
Максимальная скорость |
68 км/час
|
Запас хода |
36 км
|
Источники:
- М. Барятинский Американские бронетранспортеры Второй мировой войны;
- Холявский Г. Л. Энциклопедия бронетанкового вооружения и техники;
- Полугусеничные бронетранспортеры Армии США [Военные машины №091];
- Janda, Patryk (2009). Half-Track vol. I;
- R. P. Hunnicutt Half-Track: A History of American Semi-Tracked Vehicles;
- Jim Mesko: M3 Half-Track in Action;
- Steve Zaloga: M3 Infantry Halftrack 1940-1973.