Легкий танк М22 "Локаст"
M22 Locust ("Саранча").
Для вооружения, прежде всего, отдельного авиадесантного батальона и танковых рот воздушно-десантных соединений был разработан и в 1944 году принят на вооружение так называемый "авиадесантный танк М22" - "Локаст". Он разработан на базе агрегатов и деталей легких танков М3. Неизменной осталась компоновка: отделение управления, трансмиссия и ведущие колеса находятся в передней части корпуса, боевое отделение - посередине, а силовая установка - в кормовой части.
В качестве силовой установки использован шестицилиндровый карбюраторный двигатель с горизонтальным расположением цилиндров. Это позволило значительно уменьшить высоту корпуса и всего танка. Башня с установленной 37-мм пушкой и спаренным с ней пулеметом также имеет меньшие размеры, чем башня М3. Так же, как и в машине М3, ходовая часть "Локаст" включает 4 малых попарно сблокированных опорных катка на борт. Литые направляющие колеса большого диаметра имеют пружинный амортизатор и выполнены несущими. Используется резинометаллическая гусеница цевочного зацепления. Для транспортирования "Локаста" по воздуху башня его снималась и грузилась в фюзеляж самолета, а корпус подвешивался под фюзеляж. За годы войны таких танков было изготовлено около 800 единиц, большая часть из которых находилась на вооружении английской армии.
![Легкий американский танк М22 Локаст танк М22 Локаст](/images/stories/2-mirovaya/usa/m22-locast_06.jpg)
Требования на воздушно-десантный танк впервые сформулировали в феврале на заседании руководства АТС с участием представителей бронетанковых войск и ВВС США и выдали промышленности в мае 1941 г. Заданием предусматривалось создание боевой машины массой около 8 американских тонн (половина массы легкого М5А1) с размерами, позволявшими перевозить его в транспортном самолете или на его внешней подвеске. Для определения облика машины привлекли Дж.Уолтера Кристи, "Дженерал Моторз Корпорэйшн".
![М22 Локаст М22 Локаст](/images/stories/2-mirovaya/usa/m22-locast_07.jpg)
Из всех предложений наибольшее внимание привлек проект "Мармон-Хэррингтон", которой заказали опытную модель, обозначенную Т9. К ее особенностям относились 37-мм пушка Мб, двигатель "Лайкоминг", броня толщиной до 25-мм и модифицированная подвеска с вертикальными спиральными пружинами. Опытный Т9 построили осенью 1941 г, и после испытаний в него внесли ряд изменений, включая доработанную лобовую часть корпуса для повышения вероятности рикошета снарядов.
![американский танк М22 Локаст М22 Локаст](/images/stories/2-mirovaya/usa/m22-locast_05.jpg)
Две следующие опытные машины Т9Е1 кроме этих изменений имели легкосъемную башню для упрощения транспортировки по воздуху. Модифицированную машину заказали промышленности, и с марта 1943 г. по февраль 1944 г. "Мармон-Хэррингтон" построила 830 Т9Е1. В сентябре 1944 г. Т9Е1 получил обозначение легкий (воздушно-десантный) танк М22 и принят как "машина ограниченного стандарта".
![воздушно-десантный танк М22 "Локаст" танк М22](/images/stories/2-mirovaya/usa/m22-locast_04.jpg)
М22 никогда не применялся американскими войсками в боевых действиях из-за недостатка транспортных планеров или самолетов. Единственным доступным для американских войск способом перевозки этой машины была подвеска под самолет С-54 "Скаймастер". Для этого приходилось снимать с танка башню, которая перевозилась внутри самолета и устанавливалась после приземления, что снижало тактическую ценность машины.
![воздушно-десантный танк воздушно-десантный танк](/images/stories/2-mirovaya/usa/m22-locast_01.jpg)
Вторую опытную машину Т9Е1 доставили в Великобританию для испытаний в качестве воздушно-десантной в начале 1943 г. Британцы разработали планер "Гамилькар" для переброски легкого танка "Тетрарх", подходивший для транспортировки М22, позднее названного "Локаст" ("Саранча"). Много танков М22 поставили Великобритании по ленд-лизу для участия в воздушно-десантных операциях, и большинство из них перебросили на "Гамилькарах" в ходе операции 6-й британской воздушно-десантной дивизии при форсировании Рейна 24 мая 1945 года.
![танк М22 танк М22](/images/stories/2-mirovaya/usa/m22-locast_03.jpg)
Тактико-технические характеристики
Боевая масса |
7,2 т
|
Размеры: |
|
длина |
3940 мм
|
ширина |
2030 мм
|
высота |
|
Экипаж |
3 человека
|
Вооружение |
1 х 37-мм пушка М6 1X 7,62-мм пулемет
|
Боекомплект |
50 снарядов 2500 патронов
|
Бронирование: |
|
лоб корпуса |
25,4 мм
|
лоб башни |
|
Тип двигателя |
карбюраторный "Лайкоминг" тип 0-435-Т
|
Максимальная мощность |
162 л.с |
Максимальная скорость |
64 км/час
|
Запас хода |
215 км
|
![американский воздушно-десантный танк М22 "Локаст" танк М22 "Локаст"](/images/stories/2-mirovaya/usa/m22-locast_02.jpg)
Источники:
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- М. Барятинский. Бронетанковая техника США 1939-1945 гг.;
- Light Tanks M22 Locust and M24 Chaffee [AFV Weapons Profile 46];
- Chamberlain, Peter; Ellis, Chris (2001). British and American Tanks of World War Two: The complete illustrated history of British, American, and Commonwealth tanks 1933-1945;
- Zaloga, Steven J. Armour of the Middle East Wars, 1948-78;
- Mariusz Skotnicki. Czołg lekki M22 Locust.