Самоходная установка М7 "Прист"

Самоходная артиллерийская установка М7 "Прист"

105-мм самоходная гаубица M7 -
105mm Howitzer Motor Carriage M7, Priest (англ., священник)

САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА М7 "ПРИСТ"Самоходная установка М7 создана в 1942 году на базе среднего танка M3 в качестве основного вооружения артиллерийских дивизионов танковых дивизий. Несколько позже, когда M3 был заменен в производстве танком М4, на базе последнего была создана установка М7В1 "Нью Прист". По своим тактико-техническим характеристикам и конструктивному исполнению обе модификации практически идентичны. Боевое отделение с установленной в нем 105-мм гаубицей М2А1 размещается в передней части корпуса. Угол горизонтального обстрела гаубицы составляет 45 градусов, угол возвышения +35 градусов, угол склонения - 5 градусов. Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда весом 14,97 кг составляет 473 м/с, дальность стрельбы - 11150 м. Боевое отделение защищено противопульной броней только спереди и по бокам. С правой стороны боевого отделения смонтирована командирская башенка с установленным на ней 12,7-мм зенитным пулеметом. Конструкция и компоновка основных агрегатов самоходной установки по сравнению с конструкцией и компоновкой агрегатов на базовых танках не изменилась. Установки использовались в 1943-1945 гг. на всех театрах военных действий и зарекомендовали себя как надежное и эффективное средство полевой артиллерии.

самоходная установка М7 Прист

Планы установки 105-мм гаубицы на шасси M3 с целью получить самоходную артиллерийскую установку появились еще в июне 1941 г., сразу после того, как M3 пошел в производство. Разработали два прототипа, обозначенные Т32, на шасси среднего танка M3, но с открытой сверху рубкой. В рубке установили 105-мм гаубицу М1А2 с доработанной люлькой. Орудие сдвинули к правому борту. Испытания машины прошли успешно, и в феврале 1942 г. САУ приняли на вооружение под обозначением самоходная гаубица М7.

Американская самоходная установка М7 "Прист"

Изменения (сделанные еще на Т32) в серийных машинах включали модифицированный лобовой щит и круглую башенку с турелью. "Америкэн Локомотив" начала производство в апреле и в 1942 г. построила 2028 машин. Последние из них комплектовались тележками ходовой части по типу М4 с отнесенными назад поддерживающими роликами, остальные имели ходовую часть и другие элементы шасси по типу танка M3. На некоторых САУ последних партий носовую деталь корпуса, собиравшуюся на болтах из трех деталей, заменили литой.

105-мм самоходная гаубица M7

Тем временем М4 сменил M3 в производстве, и в сентябре 1943 г. продолжили выпуск М7 на шасси М4АЗ. Эта машина, обозначенная М7В1, отличалась от М7 откидными бортовыми листами рубки для лучшей защиты возимого боекомплекта, цельной литой носовой деталью корпуса и тележками ходовой части с отнесенными назад поддерживающими роликами. "Прессд Сгил Корпорэйшн" с марта 1944-го по февраль 1945 г. построила 826 машин, после чего "Федерал Мэшин энд Уэлдер" до конца войны выпустила еще 127 М7 и М7В1.

самоходная гаубица M7 "Прист"

После принятия в январе 1945 г. на вооружение самоходной гаубицы М37 на шасси М24 М7 и М7В1 перевели в машины "замещающего стандарта", постепенно замененные САУ М37, САУ М7 и М7В1, ставшими стандартным вооружением. В марте 1942 г. Британская танковая комиссия в США ознакомилась с прототипом самоходной артиллерийской установки М7 и заказала 2500 машин дли своей армии к концу 1942 г. с дальнейшим заказом 3000 с поставкой в 1943 г.

самоходная установка М7

Однако потребности англичан не могли быть удовлетворены полностью, поскольку машины прежде всего требовались США. Однако с учетом тяжелого положения 8-й Армии в Западной пустыне в сентябре 1942 г. 90 М7, ранее предназначенных для Армии США, отправили в Великобританию. Они прибыли вовремя и сыграли важную роль в сражении под Эль-Аламейн, в следующие месяцы США прислали еще 700 машин. Они оставались в составе 8-й Армии и входе Итальянской кампании.

На британской службе М7 получила обозначение 105-мм самоходная установка "Прист" ("священник"). САУ "Прист" находилась также на вооружении некоторых артиллерийских батальонов британских БТД во время высадки в Нормандии, однако уже через несколько дней после этого события их заменили на САУ "Секстон" - частично из-за стремления унифицировать боекомплекты 21-й Армейской группы, частично из-за необходимости увеличения боекомплекта 105-мм гаубиц в составе американских войск.

На основе "Приста" британцы сделали следующие спецмашины.

  • "Прист Кенгуру". В октябре 1944 г. - апреле 1945 г. 102 САУ переделали в БТР типа "Кенгуру", сняв орудие, укладки боекомплекта и закрыв бронелистами лобовую амбразуру рубки. Переделанные в войсках машины использовались в специально сформированных в 8-й Армии полках БТР на Итальянском фронте. "Прист Кенгуру" перевозил 20 пехотинцев с вооружением при двух членах экипажа.
  • "Прист" ОР. Выведенные из боевых подразделений "Прист" в артиллерийские наблюдательные машины перевели путем снятия орудия, установки дополнительной РС, полевого телефона и другого оборудования. Внешне машина походила на "Прист Кенгуру". 25-фунтовая (87,6-мм) самоходная гаубица Т51. Это была М7, в опытном порядке оснащенная 25-фунтовой британской гаубицей в июле 1942 г. Однако она не пошла в производство, и британские войска использовали М7. Прототип оставили на Абердинском полигоне. 

Тактико-технические характеристики

Боевая масса

23,6 т

Размеры:  
длина
5770 мм
ширина
2800 мм
высота
2900 мм
Экипаж
7человек
Вооружение
1 х 105-мм гаубица М2А1. 1x 12,7-мм пулемет
Боекомплект
69 снарядов 600 патронов
Бронирование:  
лоб корпуса
57 мм
лоб башни
12,7 мм
Тип двигателя карбюраторный "Континенталъ" R 975 ЕС
Максимальная мощность 400 л.с.
Максимальная скорость
40 км/час
Запас хода
265 км

самоходная установка М7

Источники:

  • М. Б. Барятинский. Бронетанковая техника США 1939-1945 гг.;
  • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг".;
  • M7 Priest 105mm Howitzer Motor Carriage [Osprey New Vanguard 201];
  • Chamberlain, C. Ellis. British and American Tanks of World War Two;
  • Bishop, Chris. The Encyclopedia of Weapons of World War II.
 

Мини-навигатор
по сайту
Танки первой мировой
Танки СССР Второй мировой войны Вермахт Танки союзников СССР во Второй мировой войне - США, Англия, Франция, Польша Танки Италии, Японии, Чехословакии
Танки после войны
Танки мира
Про танки



Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту