Тяжелый танк A7V (Sturmpanzerwagen A7V)
История создания танка
13 ноября 1916 года была создана техническая комиссия с целью организации и объединения работ по созданию германского танка. Возглавил ее руководитель 7-го отделения Общего управления Военного министерства генерал Фридрихс. 7-ое (транспортное) отделение Общего управления Военного министерства было образовано в октябре 1915 года, сокращенно именовалось A7V, выступило в роли заказчика немецких танков. В техническую комиссию вошли представители достаточно известных фирм, таких как "Опель" (Г. Вильгельм), "Даймлер" (К. Шипперт), NAG/AEG (директор Юнг).
Фото танка A7V в музее бундесвера
По решению комиссии руководителем конструкторских работ был назначен главный инженер Опытного отделения Инспекции автомобильных войск капитан Йозефа Фольмера, которому на тот момент было 46 лет и судьба которого упоминается в одной из статей сайта pro-tank.ru (посвященной первым танковым боям). Капитан Й. Фольмер успешно вел работы в военном ведомстве по повышению проходимости грузовиков и имел солидный опыт разработки автомобилей различных типов. Всего же в группу Йозефа Фольмера вошло около сорока человек - конструкторов из разных фирм.
Танки Первой мировой войны |
|
|
|
Экипаж танка A7V, который набирался из моторизованных войск (водители, механики). |
Танк 507 проходит через пригород Св. Квентина к сборному пункту после сражения. |
Танк 560 (Leutnant Volckheim) |
Нажмите на изображение для увеличения |
Что касается терминологии, то немцы в самом начале позаимствовали название "tank" (английское), затем появились "panzerwagen", "panzerkraftwagen" и "kampfwagen". А незадолго до окончания первой мировой войны - 22.09.1918 года появился официально утвержденный термин "sturmpanzerwagen". В некоторых статьях нашего сайта (в основном о танках Германии Второй мировой войны) вы сможете получить более подробную информацию, касающуюся обозначений, сокращений и истории изменения названий немецких танков (специальных, машин, самоходных установок и пр.).
Танки Первой мировой войны |
|
|
|
Танк 507 "Циклоп", на пути назад в Шарлеруа, в начале мая 1918 года. |
Танк 561 "Nixe" (Leutnant Biltz), до 24 апреля 1918 года. |
Танк 525 "Зигфрид" (Leutnant Bitter), и его экипаж после сражения |
Нажмите на изображение для увеличения |
Мнения высшего командования и Военного министерства относительно назначения танков расходились. Командование не испытывало желания тратить зря деньги, и его скептицизм в отношении новых боевых машин породили решение о разработке универсального шасси. 15 ноября к гусеничному самоходному шасси, которое можно было бы использовать для трактора, грузовика и для танка, были сформулированы соответствующие требования. Машина должна была преодолевать рвы шириной 1,5 м и подъемы 30°, развивать скорость до 12 км/ч. Практически в это же время в Италии, создавая опытный тяжелый танк "Фиат 2000", конструкторы пошли по такому же пути. Позже, к концу 20-х годов стало окончательно понятно, что невозможно создать полноценный танк на шасси трактора.
Танки Первой мировой войны |
|
|
|
Танк 506 "Mephisto" подорван ночью 25 апреля 1918 года |
Танк 543 "Adalbert", демонстрация. 10-ая армия, Западный Фронт, 1918 год. |
Танк 540 "Heiland" |
Нажмите на изображение для увеличения |
Фирмы "Опель", "Даймлер", "Бенц", "Бюссинг" и NAG привлекались к участию в этом проекте. Представитель фирмы "Холт-Катерпиллер" X. Стайнер и берлинская фирма "Брасс унд Херштетт" участвовали в разработке ходовой части. Поддержка Военного министерства обеспечила средства для проведения работ, несмотря на скептицизм Ставки. Проектирование было завершено уже к 22 декабря, т.к. велось очень спешно. Симметрия в продольной и поперечной плоскостях легла в основу компоновочной схемы машины, что сказывалось даже на расположении дверей корпуса.
Танки первой мировой войны |
|
|
|
Командный пункт танка "Wotan". |
Танк 529 "Nixe II" (Leutnant Biltz), был потерян к северу от Реймса 31 мая 1918 |
Слева-направо: танки 563 "Wotan", 528 "Hagen", 525 "Siegfried" и 504 "Schnuck" |
Нажмите на изображение для увеличения |