Легкий танк LK-I (Leichte Kampfwagen LK-I)
После того, как продемонстрировали макет немецкого танка Первой мировой войны A7V, командованием было предложено создать более тяжелые "сверхтанки". Это задание поручили Йозефу Фольмеру, но тот пришел к выводу, все же логичнее строить легкие машины, которые можно создавать быстрее и больше. Условиями быстрого создания и организации производства стало существование автомобильных агрегатов и в больших количествах. В военном ведомстве в то время было в наличии свыше 1000 различных автомашин с двигателями 40-60 л.с., которые признавались негодными для применения в вооруженных силах, те, которые назывались "пожирателями горючего и шин". Но при должном подходе можно было получить группы по 50 и более единиц и на этой основе создавать партии легких боевых машин, имеющих запас агрегатов и узлов.
Подразумевалось использование автомобильного шасси "внутри" гусеничного, устанавливая ведущие колеса гусеничного хода на их приводные оси. Германия, вероятно, первая уяснила такое преимущество легких танков - как возможность широкого применения автомобильных агрегатов.
Вы можете увеличить изображение компоновки легкого танка LK-I
Проект был представлен в сентябре 1917 года. После одобрения начальником Инспекции автомобильных войск, 29 декабря 1917 года было принято решение о постройке легких танков. Но Ставка Главного командования отклонила это решение 17.01.1918 г., так как сочла слишком слабым бронирование таких танков. Немного позже стало известно, что Главное командование само вело переговоры с Круппом о легком танке. Создание легкого танка под руководством профессора Раузенбергера началось на фирме Круппа еще весной 1917 года. В итоге эту работу все же одобрили, и она перешла в ведение Военного министерства. Опытные машины получили обозначение LK-I (Leichter Kampfwagen) и было дано разрешение на постройку двух экземпляров.
Для справки. В литературе, в т.ч. у известных авторов, и почти на всех сайтах три нижеследующих изображения относят к LK-I. Так ли это?
|
|
|
Нажмите на изображение для увеличение |
В книге "GERMAN TANKS IN WORLD WAR I" (авторы: Wolfgang Schneider и Rainer Strasheim) есть картинка, имеющая более достоверную подпись:
"...LK II (machine-gun version)". Machine-gun (англ.) - пулемет.
Попробуем разобраться и продемонстрировать:
Leichte Kampfwagen LK-I (протот.)
Leichte Kampfwagen LK-II (протот.), 57 мм
Leichte Kampfwagen LK-II, Stridsvagn m/21 (швед.)
Stridsvagn m/21-29 (швед.)
Открывая Википедию, видим: "В связи с поражением Германии в войне, танк LT II так никогда и не поступил на вооружение Германской армии. Однако, шведское правительство нашло способ приобрести десять танков, хранившихся на заводе в Германии в разобранном состоянии. Под видом сельскохозяйственного оборудования танки были переправлены в Швецию и там собраны."
Однако, вернемся к LK-I. Основные требования к легкому танку:
- масса: не выше 8 тонн, возможность перевозки в не разобранном виде на стандартных железнодорожных платформах и готовность к действию сразу же после выгрузки;
- вооружение: 57-мм пушка или два пулемета, наличие лючков для стрельбы из личного оружия;
- экипаж: механик-водитель и 1-2 стрелка;
- скорость движения по ровной местности с грунтом средней твердости: 12-15 км/ч;
- защита от бронебойных винтовочных пуль на любой дальности (толщина брони не менее 14 мм);
- подвеска: упругая;
- поворотливость на любом грунте, способность брать подъемы крутизной до 45°;
- 2 м - ширина перекрываемого рва;
- около 0,5 кг/см2 удельное давление на грунт;
- надежный и малошумный двигатель;
- до 6 часов - время действия без пополнения запаса горючего и боекомплекта.
Предлагалось увеличить угол подъема наклонной ветви гусеницы для повышения проходимости и эффективности при преодолении проволочных заграждений. Объем боевого отделения должен был быть достаточен для нормальной работы, а посадка и высадка экипажа - простой и быстрой. Необходимо было обратить внимание на устройство смотровых щелей и лючков, на пожарную безопасность, герметизацию танка на случай применения противником огнеметов, защиту экипажа от осколков и свинцовых брызг, а также на доступность механизмов для обслуживания и ремонта и возможность быстрой замены двигателя, наличие системы очистки гусениц от грязи.
Гусеничное шасси собиралось на особой раме. Ходовая часть каждого борта заключалась между двумя продольными параллельными стенками, связанными поперечными перемычками. Между ними к раме подвешивались на винтовых цилиндрических пружинах ходовые тележки. На борт приходилось пять тележек с четырьмя опорными катками каждая. Еще одна тележка жестко крепилась впереди - ее катки служили упорами для восходящей ветви гусеницы. Жестко закреплялась также ось заднего ведущего колеса, которое имело радиус 217 мм и 12 зубьев. Направляющее колесо было приподнято над опорной поверхностью, а его ось снабжена винтовым механизмом регулировки натяжения гусениц. Продольный профиль гусеницы рассчитывался так, чтобы при движении по твердой дороге длина опорной поверхности составляла 2.8 м, на мягком грунте несколько увеличивалась, а при переходе через окопы достигала 5 м. Приподнятая передняя часть гусеницы выступала впереди корпуса. Таким образом предполагалось совместить поворотливость на твердом грунте с высокой проходимостью. Конструкция гусеницы повторяла A7V, но в уменьшенном варианте. Ширина башмака составляла 250 мм, толщина - 7 мм; ширина рельса - 80 мм, проем рельса - 27 мм, высота - 115 мм, шаг трака - 140 мм. Количество траков в цепи возросло до 74, что способствовало повышению скорости хода. Сопротивление цепи на разрыв - 30 т. От поперечного смещения нижнюю ветвь гусеницы удерживали центральные реборды катков и боковины ходовых тележек, верхнюю - стенки рамы.
Схема устройства шасси танка
1 - автомобильная рама с трансмиссией и двигателем; 2, 3 - ведущие колеса; 4 - гусеничный движитель
Внутри такого готового гусеничного шасси крепилась рама автомобиля с основными агрегатами, но не жестко, а на сохранявшихся рессорах. Жестко связанной с боковыми рамами гусеничного хода оказывалась только задняя ось, использовавшаяся для привода ведущих колес. Таким образом, упругая подвеска оказывалась двухступенчатой - винтовые пружины ходовых тележек и полу эллиптические рессоры внутренней рамы. Новинки в конструкции танка LK были защищены рядом особых патентов, как, например, патенты № 311169 и № 311409 на особенности устройства гусеничного хода. Двигатель и трансмиссия базового автомобиля в целом сохранялись. Вся конструкция танка представляла собой бронеавтомобиль, как бы помещенный в гусеничный ход. Такая схема позволяла получить вполне прочную конструкцию с упругой подвеской и достаточно большим клиренсом.
В итоге получился танк с передним расположением двигателя, задним - трансмиссии и боевого отделения. При первом же взгляде на него бросалось в глаза сходство с английским средним танком Mk А "Уиппет", появившимся на поле боя только в апреле 1918 года. Танк LK-I имел вращающуюся башню, прототип "Уиппета" (легкий танк Триттона) - также. Последний официально испытали в Англии в марте 1917 года. Возможно, германская разведка и имела некоторые данные об этих испытаниях. Однако сходство компоновки можно объяснить и выбором автомобильной схемы в качестве базовой, пулеметные же, хорошо отработанные башни применялись на бронеавтомобилях всеми воюющими сторонами. Тем более что по своему устройству танки LK значительно отличались от "Уиппета": отделение управления размещалось позади двигателя, причем сиденье механика-водителя располагалось по оси машины, а за ним находилось боевое отделение.
Броневой корпус из прямых листов собирался на каркасе с помощью клепки. Цилиндрическая клепаная башня имела амбразуру для установки пулемета MG.08, прикрытую с боков двумя наружными щитками подобно башням бронеавтомобилей. Пулеметная установка снабжалась винтовым подъемным механизмом. В крыше башни имелся круглый люк с откидной крышкой, в корме - небольшой двустворчатый лючок. Посадка и высадка экипажа осуществлялась через две низкие двери, расположенные в бортах боевого отделения напротив друг друга. Окно механика-водителя прикрывалось горизонтальной двустворчатой крышкой, в нижней створке которой были прорезаны пять смотровых щелей. Для обслуживания двигателя служили люки с откидными крышками в бортах и крыше моторного отделения. Вентиляционные решетки имели жалюзи.
Ходовые испытания первого опытного LK-I состоялись в марте 1918 года. Прошли они весьма успешно, но решено было доработать конструкцию - усилить бронезащиту, улучшить ходовую часть и приспособить танк для массового производства.