Легкий танк LK-I (Leichte Kampfwagen LK-I)
После того, как продемонстрировали макет немецкого танка Первой мировой войны A7V, командованием было предложено создать более тяжелые "сверхтанки". Это задание поручили Йозефу Фольмеру, но тот пришел к выводу, все же логичнее строить легкие машины, которые можно создавать быстрее и больше. Условиями быстрого создания и организации производства стало существование автомобильных агрегатов и в больших количествах. В военном ведомстве в то время было в наличии свыше 1000 различных автомашин с двигателями 40-60 л.с., которые признавались негодными для применения в вооруженных силах, те, которые назывались "пожирателями горючего и шин". Но при должном подходе можно было получить группы по 50 и более единиц и на этой основе создавать партии легких боевых машин, имеющих запас агрегатов и узлов.
Подразумевалось использование автомобильного шасси "внутри" гусеничного, устанавливая ведущие колеса гусеничного хода на их приводные оси. Германия, вероятно, первая уяснила такое преимущество легких танков - как возможность широкого применения автомобильных агрегатов.
![Нажмите на изображение, чтобы посмотреть компоновку Leichte Kampfwagen LK-I Компоновка легкого танка LK-I](/images/stories/pervaya-mirovaya/germany/lk/tank-lk1-02.jpg)
Вы можете увеличить изображение компоновки легкого танка LK-I
Проект был представлен в сентябре 1917 года. После одобрения начальником Инспекции автомобильных войск, 29 декабря 1917 года было принято решение о постройке легких танков. Но Ставка Главного командования отклонила это решение 17.01.1918 г., так как сочла слишком слабым бронирование таких танков. Немного позже стало известно, что Главное командование само вело переговоры с Круппом о легком танке. Создание легкого танка под руководством профессора Раузенбергера началось на фирме Круппа еще весной 1917 года. В итоге эту работу все же одобрили, и она перешла в ведение Военного министерства. Опытные машины получили обозначение LK-I (Leichter Kampfwagen) и было дано разрешение на постройку двух экземпляров.
Для справки. В литературе, в т.ч. у известных авторов, и почти на всех сайтах три нижеследующих изображения относят к LK-I. Так ли это?
![Leichte Kampfwagen, но какой? Leichte Kampfwagen](/images/stories/pervaya-mirovaya/germany/lk/tank-lk1-03.jpg) |
![Легкий танк LK Leichte Kampfwagen](/images/stories/pervaya-mirovaya/germany/lk/tank-lk1-04.jpg) |
![Танк LK Leichte Kampfwagen](/images/stories/pervaya-mirovaya/germany/lk/tank-lk1-05.jpg) |
Нажмите на изображение для увеличение |
В книге "GERMAN TANKS IN WORLD WAR I" (авторы: Wolfgang Schneider и Rainer Strasheim) есть картинка, имеющая более достоверную подпись:
![Пулеметный вариант легкого танка LK II LK](/images/stories/pervaya-mirovaya/germany/lk/tank-lk1-14.jpg)
"...LK II (machine-gun version)". Machine-gun (англ.) - пулемет.
Попробуем разобраться и продемонстрировать:
![Танк LK-I Leichte Kampfwagen LK-I](/images/stories/pervaya-mirovaya/germany/lk/tank-lk1-10.jpg)
Leichte Kampfwagen LK-I (протот.)
!["Пушечный" вариант LK-II Leichte Kampfwagen LK-II](/images/stories/pervaya-mirovaya/germany/lk/tank-lk1-11.jpg)
Leichte Kampfwagen LK-II (протот.), 57 мм
![Leichte Kampfwagen LK-II, Stridsvagn m/21 Танк периода первой мировой войны](/images/stories/pervaya-mirovaya/germany/lk/tank-lk1-12.jpg)
Leichte Kampfwagen LK-II, Stridsvagn m/21 (швед.) ![](/images/stories/pervaya-mirovaya/germany/lk/swed.png)
![Stridsvagn m/21-29 Шведский танк](/images/stories/pervaya-mirovaya/germany/lk/tank-lk1-13.jpg)
Stridsvagn m/21-29 (швед.) ![](/images/stories/pervaya-mirovaya/germany/lk/swed.png)
Открывая Википедию, видим: "В связи с поражением Германии в войне, танк LT II так никогда и не поступил на вооружение Германской армии. Однако, шведское правительство нашло способ приобрести десять танков, хранившихся на заводе в Германии в разобранном состоянии. Под видом сельскохозяйственного оборудования танки были переправлены в Швецию и там собраны."
Однако, вернемся к LK-I. Основные требования к легкому танку:
- масса: не выше 8 тонн, возможность перевозки в не разобранном виде на стандартных железнодорожных платформах и готовность к действию сразу же после выгрузки;
- вооружение: 57-мм пушка или два пулемета, наличие лючков для стрельбы из личного оружия;
- экипаж: механик-водитель и 1-2 стрелка;
- скорость движения по ровной местности с грунтом средней твердости: 12-15 км/ч;
- защита от бронебойных винтовочных пуль на любой дальности (толщина брони не менее 14 мм);
- подвеска: упругая;
- поворотливость на любом грунте, способность брать подъемы крутизной до 45°;
- 2 м - ширина перекрываемого рва;
- около 0,5 кг/см2 удельное давление на грунт;
- надежный и малошумный двигатель;
- до 6 часов - время действия без пополнения запаса горючего и боекомплекта.
![Легкий танк LK-I LK-I](/images/stories/pervaya-mirovaya/germany/lk/tank-lk1-07.jpg)
Предлагалось увеличить угол подъема наклонной ветви гусеницы для повышения проходимости и эффективности при преодолении проволочных заграждений. Объем боевого отделения должен был быть достаточен для нормальной работы, а посадка и высадка экипажа - простой и быстрой. Необходимо было обратить внимание на устройство смотровых щелей и лючков, на пожарную безопасность, герметизацию танка на случай применения противником огнеметов, защиту экипажа от осколков и свинцовых брызг, а также на доступность механизмов для обслуживания и ремонта и возможность быстрой замены двигателя, наличие системы очистки гусениц от грязи.
![Легкий танк LK-I Немецкий танк](/images/stories/pervaya-mirovaya/germany/lk/tank-lk1-08.jpg)
Гусеничное шасси собиралось на особой раме. Ходовая часть каждого борта заключалась между двумя продольными параллельными стенками, связанными поперечными перемычками. Между ними к раме подвешивались на винтовых цилиндрических пружинах ходовые тележки. На борт приходилось пять тележек с четырьмя опорными катками каждая. Еще одна тележка жестко крепилась впереди - ее катки служили упорами для восходящей ветви гусеницы. Жестко закреплялась также ось заднего ведущего колеса, которое имело радиус 217 мм и 12 зубьев. Направляющее колесо было приподнято над опорной поверхностью, а его ось снабжена винтовым механизмом регулировки натяжения гусениц. Продольный профиль гусеницы рассчитывался так, чтобы при движении по твердой дороге длина опорной поверхности составляла 2.8 м, на мягком грунте несколько увеличивалась, а при переходе через окопы достигала 5 м. Приподнятая передняя часть гусеницы выступала впереди корпуса. Таким образом предполагалось совместить поворотливость на твердом грунте с высокой проходимостью. Конструкция гусеницы повторяла A7V, но в уменьшенном варианте. Ширина башмака составляла 250 мм, толщина - 7 мм; ширина рельса - 80 мм, проем рельса - 27 мм, высота - 115 мм, шаг трака - 140 мм. Количество траков в цепи возросло до 74, что способствовало повышению скорости хода. Сопротивление цепи на разрыв - 30 т. От поперечного смещения нижнюю ветвь гусеницы удерживали центральные реборды катков и боковины ходовых тележек, верхнюю - стенки рамы.
Схема устройства шасси танка
![Схема шасси танка Шасси](/images/stories/pervaya-mirovaya/germany/lk/tank-lk1-06.jpg)
1 - автомобильная рама с трансмиссией и двигателем; 2, 3 - ведущие колеса; 4 - гусеничный движитель
Внутри такого готового гусеничного шасси крепилась рама автомобиля с основными агрегатами, но не жестко, а на сохранявшихся рессорах. Жестко связанной с боковыми рамами гусеничного хода оказывалась только задняя ось, использовавшаяся для привода ведущих колес. Таким образом, упругая подвеска оказывалась двухступенчатой - винтовые пружины ходовых тележек и полу эллиптические рессоры внутренней рамы. Новинки в конструкции танка LK были защищены рядом особых патентов, как, например, патенты № 311169 и № 311409 на особенности устройства гусеничного хода. Двигатель и трансмиссия базового автомобиля в целом сохранялись. Вся конструкция танка представляла собой бронеавтомобиль, как бы помещенный в гусеничный ход. Такая схема позволяла получить вполне прочную конструкцию с упругой подвеской и достаточно большим клиренсом.
![LK-I Leichte Kampfwagen](/images/stories/pervaya-mirovaya/germany/lk/tank-lk1-09.jpg)
В итоге получился танк с передним расположением двигателя, задним - трансмиссии и боевого отделения. При первом же взгляде на него бросалось в глаза сходство с английским средним танком Mk А "Уиппет", появившимся на поле боя только в апреле 1918 года. Танк LK-I имел вращающуюся башню, прототип "Уиппета" (легкий танк Триттона) - также. Последний официально испытали в Англии в марте 1917 года. Возможно, германская разведка и имела некоторые данные об этих испытаниях. Однако сходство компоновки можно объяснить и выбором автомобильной схемы в качестве базовой, пулеметные же, хорошо отработанные башни применялись на бронеавтомобилях всеми воюющими сторонами. Тем более что по своему устройству танки LK значительно отличались от "Уиппета": отделение управления размещалось позади двигателя, причем сиденье механика-водителя располагалось по оси машины, а за ним находилось боевое отделение.
![Leichte Kampfwagen LK-I Германский танк](/images/stories/pervaya-mirovaya/germany/lk/tank-lk1-15.jpg)
Броневой корпус из прямых листов собирался на каркасе с помощью клепки. Цилиндрическая клепаная башня имела амбразуру для установки пулемета MG.08, прикрытую с боков двумя наружными щитками подобно башням бронеавтомобилей. Пулеметная установка снабжалась винтовым подъемным механизмом. В крыше башни имелся круглый люк с откидной крышкой, в корме - небольшой двустворчатый лючок. Посадка и высадка экипажа осуществлялась через две низкие двери, расположенные в бортах боевого отделения напротив друг друга. Окно механика-водителя прикрывалось горизонтальной двустворчатой крышкой, в нижней створке которой были прорезаны пять смотровых щелей. Для обслуживания двигателя служили люки с откидными крышками в бортах и крыше моторного отделения. Вентиляционные решетки имели жалюзи.
Ходовые испытания первого опытного LK-I состоялись в марте 1918 года. Прошли они весьма успешно, но решено было доработать конструкцию - усилить бронезащиту, улучшить ходовую часть и приспособить танк для массового производства.