Танки LK-III и "Oberschlesien", и другие проекты Германии Первой мировой войны
Немецкий танк Первой мировой войны A7V имел свои плюсы и минусы, но для командования его конструкция была неудовлетворительной. Впрочем, требования к танкам готово был пересмотреть и Военное министерство, что вызвало в 1918 году появление новых проектов - легких боевых машин и тяжелых штурмовых танков. Например, 23.06.1918 года фирмой "Крупп" был представлен проект "малого штурмового танка", вооруженного пулеметом и 57-мм пушкой, который уступал в проходимости танкам LK-I и LK-II (в тот период только разрабатывался), и потому был отклонен. Более перспективный проект легкого танка появился перед окончанием первой мировой войны. Ведь конструкция танков LK (Leichte Kampfwagen) явилась своего рода компромиссом между желанием создать эффективный боевой танк и необходимостью максимально использовать уже имеющиеся шасси автомобилей.
Проектирование машины, получившей обозначение LK-III, с более рациональной компоновкой, началось еще до окончания постройки легкого танка LK-II. В танке LK-III двигатель разместили в кормовой части, а боевое отделение и отделения управления сместили вперед; схема же управления и гусеничное шасси были, как и у Leichter Kampfwagen-II. Двигатель должен был крепиться в трех точках на приливах картера коробки передач или особой раме и помещался над трансмиссией и коробкой передач. Радиатор с вентилятором устанавливался вертикально впереди двигателя на той же раме. Следовательно, была обеспечена жесткая связь (при любых колебаниях и изгибах шасси) двигателя с трубопроводами радиатора. Вал главного сцепления соединялся с ведущим валом зубчатой или цепной передачей, укрытой в переднем вертикальном приливе картера коробки передач. Удлиненный конец вала сцепления соединялся с, выведенной в боевое отделение, пусковой рукояткой. Один пулемет или орудие устанавливались во вращающейся башне.
Схема моторно-трансмиссионной группы танка LK-III
(нажмите на изображение для увеличения)
1 - двигатель, 2 - радиатор, 3 - подмоторная рама, 4 - вал главного сцепления, 5 - коробка передач, 6 - приводной вал, 7 - картер бортового редуктора, 8 - пусковая рукоятка
Французский легкий танк "Рено" FT-17 появился на один год раньше и легко заметить, что германский LK-III строился по той же компоновочной схеме, которая позже стала называться "классической". В первой мировой войне германские войска встретились с танками "Рено" FT в мае 1918 года и проектирование танка LK-III явно велось под их влиянием, хотя Р. Крюгер говорил: "В Германии неприятельские формы .. малых танков были совершенно неизвестны".
Но все же германские конструкторы успели оценить преимущества классической компоновки и смогли быстро в нее "вписать" уже разработанную машину. Также планировалось установить на танк LK-III радиостанцию, но дело так и не дошло до изготовления натурного образца.
Тяжелые штурмовые танки
"Не гений маршала Фоша победил нас, а генерал Танк"
(германский генерал Цвель).
В середине 1918 года фирмой "Обершлезише Хуттенверке" был представлен проект "Oberschlesien" ("Верхняя Силезия"), который заслуживает особого внимания.
Танк имел компоновку с передним расположением отделения управления, средним - боевого, задним - двигательного. 57-мм пушка (основное вооружение) размещалась во вращающейся, с командирским куполом, цилиндрической башне, два пулемета находились в передней и задней малых башнях. Вес танка планировался 20 тонн, и двигатель AS3 "Аргус" (авиационного типа) обеспечил бы удельную мощность 9 л. с./т. Запас топлива был в два раза больше, чем у танка первой мировой войны A7V и составлял 1000 л. Среднее положение ведущего колеса - являлось особенностью ходовой части - оно входило в зацепление с верхней ветвью гусеницы и прикрывалось броней.
Sturmpanzerwagen "Oberschlesien" |
|
|
1 - посадочные люки, 2 - ведущее колесо, 3 - двигатель, 4 - коробка передач, 5 - тормоз, 6 - 57-мм пушка, 7 - пулеметы MG.08 |
Нажмите на изображение для увеличения |
Такой многозначительный проект привлек внимание Ставки, которая распорядилась 5 октября построить два опытных образца. Через неделю, чтобы ускорить процесс, было принято решение строить Sturmpanzerwagen "Oberschlesien II" на шасси с задним ведущим колесом типа "Холт-Катерпиллер", но этого так и не удалось сделать, это был еще один нереализованный проект.
Модели танка Sturmpanzerwagen "Oberschlesien" |
|
|
|
|
Нажмите на изображение для увеличения |
Тактико-технические характеристики тяжелого штурмового танка "Обершлезиен" (Sturmpanzerwagen "Oberschlesien")
Боевая масса, т |
19 |
Экипаж, чел. |
5 |
Габаритные размеры, мм |
|
длина |
6700 |
ширина |
2340 |
высота |
2965 |
клиренс |
600 |
Броня, мм: |
лоб, борт и корма |
14 |
крыша и днище |
8 |
Вооружение |
57-мм пушка и два 7,92-мм пулемета MG.08 |
Двигатель |
"Аргус" AS3, карбюраторный, мощность 180 л. с. при 1400 об/мин |
Скорость по шоссе, км/ч |
16 |
В октябре 1918 года были представлены другие проекты - "пехотный" танк "Гессен-Кассель" фирмы "Вегман", "тяжелый штурмовой" танк "Ганновер" Л. Элерса, также упоминается проект фирмы "Бенц-Браунер" - танк "Хорьх". Подводя небольшой итог, можно вспомнить, что Германия в Первой мировой войне за 1917-18 годы построила всего 20 серийных танков A7V, и плюс несколько опытных танков. Если сравнить, то выпуск танков в 1916-1918 годах составил:
- Франция - 800 средних и 3177 легких танков
- Великобритания - 1615 тяжелых, 200 средних и 35 специальных танков
Хронология работ над танками в Германии в 1916-1918 гг.
|
Легкие танки
|
1916 год ноябрь декабрь |
|
1917 год январь |
|
февраль март |
|
апрель |
Проект легкого танка Круппа
|
май |
|
сентябрь |
Представление проекта LK
|
ноябрь декабрь |
|
1918 год январь февраль |
Разрешение на постройку LK-I
|
март апрель |
|
июнь июль |
Демонстрация макетов LK-II и легкого танка Круппа
|
август |
|
сентябрь |
|
октябрь |
Испытания легких танков Решение о выпуске LK-II
|
декабрь |
|
|
Тяжелые танки
|
1916 год ноябрь декабрь |
Создание комиссии A7V Представление проекта
|
1917 год январь |
Демонстрация макета Проект заказа на 100 шасси
|
февраль март |
|
апрель |
Демонстрация прототипа A7V
|
май |
Демонстрация прототипа A7V Главному командованию
|
сентябрь |
|
ноябрь декабрь |
|
1918 год январь февраль |
Первое штурмовое отделение
|
март апрель |
Первый выход в бой A7V Бой у Виллер-Бретоне
|
июнь июль |
|
август |
|
сентябрь |
Прекращение работ по A7VU
|
октябрь |
Последний выход в бой A7V
|
декабрь |
Начало уничтожения A7V
|
|
Сверхтяжелые танки
|
1916 год ноябрь декабрь |
|
1917 год январь |
|
февраль март |
Задание на разработку
|
апрель |
|
май |
Утверждение проекта "К"
|
сентябрь |
|
ноябрь декабрь |
|
1918 год январь февраль |
|
март апрель |
|
июнь июль |
|
август |
|
сентябрь |
|
октябрь |
|
декабрь |
|
|
Опытные и проекты
|
1916 год ноябрь декабрь |
|
1917 год январь |
|
февраль март |
"Треффасваген"
|
апрель |
|
май |
|
сентябрь |
|
ноябрь декабрь |
|
1918 год январь февраль |
|
март апрель |
|
июнь июль |
Проект "Обершлезиен" Испытания A7VU
|
август |
Проект "малого штурмового танка Круппа"
|
сентябрь |
|
октябрь |
Решение о постройке "Обершлезиен II" Проекты LK-III, "Ганновер", "Гессен-Кассель"
|
декабрь |
|
В годы Первой мировой войны Франция, Великобритания и Германия положили начало своему танкостроению. Германия, хоть и была наименее удачливой и последней в списке по производству танков, но смогла извлечь из опыта войны более ценные и глубокие выводы в отношении танков и противотанковой обороны, впрочем, так часто бывает с проигравшей стороной. Наибольшую службу немцам сослужил тактический опыт, который свидетельствовал об основных принципах применения танков и их боевой роли.
Мирный договор был подписан в Версале 28.06.1919 года, на его основании немцам запрещалось иметь танки, а более точно - запрещались: "производство и ввоз в Германию броневиков, танков или всякого рода других подобных машин, могущих служить для военных целей" (статья 171). Но соблюдался ли этот запрет? - вопрос риторический.