Tanki X

Информация
Новости сайта pro-tank.ru

FeedBurner

Твиттер - pro-tank.ru

Адольф Кегресс

Адольф Кегресс

Адольф КегрессВо время Первой мировой войны англичане так и не установили на гусеницы один из своих двухбашенных броневиков. Но такую идею реализовали конструкторы в России. Задолго до начала войны инженер Адольф Кегресс (Adolphe Kégresse) разработал и испытал оригинальный гусеничный движитель, устанавливавшийся на самые обыкновенные колесные автомобили вместо снимавшихся задних колес. Будучи начальником технической части гаража Николая II, он оборудовал своим движителем царские автомобили "Паккард", "Роллс-Ройс" и "Клемент-Байярд" и сумел заслужить этим одобрение российского монарха. В октябре 1915 года Кегресс обратился в Технический комитет Главного военного технического управления с предложением применить разработанное им шасси для нужд армии. Проект был одобрен, причем было высказано мнение, что "крайне желательно испытать приспособление Кегресса на автомобилях разных систем, а особенно рассмотреть возможность его применения для броневых автомобилей".

Адольф Кегресс за рулем автомобиля
Личный шофер императора Адольф Кегресс за рулем автомобиля Николая II "Бенц".

О работе Кегресса Николай II написал в дневнике: "22 февраля 1915 года. Солнечный морозный день. В 2 часа отправился с Алексеем на испытание автомобиля на полозьях сист. самого Кегресса. Сели и поехали катать по полю и по льду через канавы и сугробы. Он проходил всюду хорошо".

В августе 1916 года конструктор, получивший чин прапорщика, предъявил полугусеничный бронеавтомобиль к испытаниям. В течение двух месяцев (август и сентябрь) машина прошла обширную программу испытаний на проходимость в окрестностях Царского Села и Могилева, а затем и на продолжительность работы во время пробега Могилев-Царское Село.

Авто-сани Кегресса на базе Mercedes
Авто-сани Кегресса на базе "Мерседес" 26/45PS (20 января 1913 года по ст. стилю)

Результаты превзошли все ожидания: "Автомобиль свернул с дороги на целину, переехал придорожную канаву, затем пошел со значительной скоростью по мягкому травянистому грунту, свободно и плавно преодолевая различные неровности. Поднялся на Пулковскую гору напрямик по склону, по влажному растительному грунту. При подъеме шофер имел возможность местами ставить вторую скорость. Перегревания мотора замечено не было. Наконец, автомобиль без особых усилий перешел небольшое кочковатое болото, где местами вода сплошь покрывала почву. Никаких поломок замечено не было, за исключением погнутых левых направляющих дуг".

Пробег Могилев-Царское Село позволил проверить "приспособление Кегресса" на выносливость при движении по шоссе, после которого машина прошла 286 верст по бездорожью.

Бронированный автомобиль "Остин"
"Остин" "Остин"
Бронированный автомобиль Бронированный автомобиль
"Остин" "Остин"
Бронированный автомобиль Бронированный автомобиль

15 января 1917 года Николай II в дневнике записал: "Царское Село. В 2 часа отправился со всеми детьми на снеговых моторах Кегресса к Пулкову; проезжали по разным оврагам, спустились с горы, ехали прямо полями и болотами вдоль Гатчинского шоссе и вернулись через Баболово. Нигде не застряли, несмотря на глубокий снег...Вернулись из Баболовского парка и около собора и Фермы покатались, имея на буксире большие сани с 12 шоферами. Опыты оказались совсем удачными".

Автомобиль "Русско-Балтийский С 24/40"

Описание автомобиля-санейПоскольку результаты испытания обнадеживали, было решено поставить гусеничный движитель Кегресса на целый ряд российских бронеавтомобилей, включая 39 броневиков марки "Остин", поставки которых армии должны были начаться к концу 1917 года. В конструкции шасси Кегресса подкупала простота, для многих российских инженеров и военных являвшаяся чуть ли не главным достоинством любой предлагавшейся конструкции. Сама лента гусеницы Кегресса была по тем временам рекордно легкой - резинокордовой, на тканевой основе, а первые образцы лент были из кожи. Такой движитель можно было установить на заднюю ось практически любого автомобиля и превратить его в гусеничный, причем рулевое управление двумя передними колесами на нем не менялось. Поскольку гусеницы крепились только на самой оси, они могли на ней свободно поворачиваться и подниматься вверх-вниз, что вместе с применением дополнительных роликовых катков перед ними значительно повышало проходимость авто при преодолении вертикальных препятствий.

Эскиз к патентной записке
Эскиз к патентной записке (выше - в левой части абзаца). Изображения "кликабельны".

Цепной привод к заднему ведущему колесу каждой гусеницы был крайне уязвим, да и сами гусеницы большой прочностью не отличались. Тем не менее возможность действовать как летом, так и зимой (для этого передние колеса на таких машинах устанавливались на лыжи - вследствие небольшого веса такого движителя) заставляла закрывать глаза на эти недостатки. Бронеавтомобили на шасси Кегресса, получившие название "Остин-Кегресс", собирались на Путиловском заводе на базе английских автомобилей, которые покрывались российской броней и имели более выгодное для ведения огня диагональное расположение башен, а также зенитные пулеметные станки, допускавшие стрельбу при возвышении до 80°.

Бронеавтомобиль Остин-Кегресс.

Во избежание заклинивания пулеметных башен из-за попадания пулеметных гильз в щель между корпусом и башней (такие случаи имели место на броневиках, поставлявшихся в Россию непосредственно из Англии) крышу на новых бронеавтомобилях, как чисто колесных, так и гусеничных, начали делать двухскатной. Впоследствии эти машины выпускались и для нужд Красной армии, в которой они активно использовались в боях против армии генерала Юденича и в советско-польской войне. В ходе боев несколько машин захватили эстонцы и поляки, в армиях которых они прослужили до середины 30-х годов, а в РККА их использовали вплоть до 1933 года. Столь долгой эксплуатации помогло прежде всего то, что к ним имелось большое количество запасных частей, завезенных в годы Первой мировой войны.

Бронеавтомобиль Остин-Кегресс

По польской терминологии "остин-кегрессы" назывались полутанками, у нас же - полугусеничными бронеавтомобилями, иногда и танками русского типа, хотя в России такие машины больше не строились. Что же касается Адольфа Кегресса, то он успел эмигрировать за границу и уже там, находясь во Франции, сумел заинтересовать своим шасси целый ряд видных производителей автомобилей и вооружения, обеспечивших его детищу второе рождение.

Испытание Citroёn-Kégresse-Hinstin
Испытание Citroёn-Kégresse-Hinstin, Франция, 1921 год.

В Германии история полугусеничных машин началась еще в 1908 году, когда на грузовиках фирмы "Даймлер", экспортировавшихся в португальскую Западную Африку, вместо задних колес начали устанавливать легкие гусеницы,значительно улучшавшие их проходимость. Идея показалась хорошей, и уже в 1915 году Военным министерством был выдан заказ на разработку подобной машины для нужд армии.

Большим недостатком всех германских броневиков было отсутствие на них вращающихся башен из-за чего для обеспечения кругового обстрела на них приходилось делать множество амбразур и размещать большой экипаж и многочисленные пулеметные установки. Все это только увеличивало вес, не прибавляя немецким машинам ни вездеходности, ни огневой мощи. Не пошел у немцев и аналог российского "царь-танка" Лебеденко - трехколесная бронемашина "Треффасваген", высокую проходимость которой должны были обеспечивать два приводных колеса большого диаметра, имевшие широкий стальной обод. Между колесами помещалась бронерубка, а для управления служил небольшой поворотный каток, вынесенный вперед на коробчатой балке. Испытания машины проводились с февраля по октябрь 1917 года, но ничем не закончились, а после войны ее разобрали.

"Царь-Танк"
"Царь-Танк"

Можно констатировать, российские колесно-гусеничные бронеавтомобили в годы Первой мировой войны оказались на положении танков, хотя они и не могли разрывать проволочные заграждения.

Остин-Кегресс
Бронеавтомобиль Остин-Кегресс.

Источники:

  • В.О. Шпаковский. "Танки эпохи тотальных войн. 1914-1945";
  • Холявский Г. Л., "Колесные и полугусеничные бронеавтомобили и бронетранспортеры";
  • Антонов А. С., Артамонов Б. А., Коробков Б. М., Магидович Е. И. "ТАНК" (1954 г.);
  • Барятинский М. Б., Коломиец М. В. Бронеавтомобили русской армии 1906-1917 гг.;
  • Федосеев С. Л. Танки Первой мировой войны.
 

Мини-навигатор
по сайту
Танки первой мировой
Танки СССР Второй мировой войны Вермахт Танки союзников СССР во Второй мировой войне - США, Англия, Франция, Польша Танки Италии, Японии, Чехословакии
Танки после войны
Танки мира
Про танкиСодержание
Танковый биатлон

"Случайные" танки сайта

Танк K1 (Тип 88)
Танк K1 (Тип 88)
Основной боевой танк К1 (Тип 88) Справочно. "Тип 88" может относиться к Тип 88 K1...
Зенитная самоходная установка "Вирбельвинд"
Зенитная самоходная установка
Зенитная самоходная установка "Wirbelwind" "Flakpanzer" IV "Wirbelwind" (ураган смерч). а так же другие ЗСУ (Flakpanzer IV) "Mobelwagen" (мебельный фургон) "Ostwind" (Восточный ветер)...

Новости


Популярные новости


Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту