Адольф Кегресс
Во время Первой мировой войны англичане не установили на гусеницы один из своих двухбашенных броневиков. Но такую идею реализовали конструкторы в России. До начала войны инженер Адольф Кегресс (Adolphe Kégresse) разработал и испытал оригинальный гусеничный движитель, устанавливавшийся на колесные автомобили вместо снимавшихся задних колес. Являясь начальником технической части гаража Николая II, он оборудовал своим движителем царские автомобили "Паккард", "Роллс-Ройс" и "Клемент-Байярд". В октябре 1915 года Кегресс обратился в Технический комитет Главного военного технического управления с предложением применить разработанное им шасси для нужд армии. Проект был одобрен, и было высказано мнение, что "крайне желательно испытать приспособление Кегресса на автомобилях разных систем, а особенно рассмотреть возможность его применения для броневых автомобилей".
Личный шофер императора Адольф Кегресс за рулем автомобиля Николая II "Бенц".
О работе Кегресса Николай II написал в дневнике: "22 февраля 1915 года. Солнечный морозный день. В 2 часа отправился с Алексеем на испытание автомобиля на полозьях сист. самого Кегресса. Сели и поехали катать по полю и по льду через канавы и сугробы. Он проходил всюду хорошо".
В августе 1916 года конструктор, получивший чин прапорщика, предъявил полугусеничный бронеавтомобиль к испытаниям. В течение двух месяцев (август и сентябрь) машина прошла обширную программу испытаний на проходимость в окрестностях Царского Села и Могилева, а затем и на продолжительность работы во время пробега Могилев-Царское Село.
Авто-сани Кегресса на базе "Мерседес" 26/45PS (20 января 1913 года по ст. стилю)
Результаты превзошли все ожидания: "Автомобиль свернул с дороги на целину, переехал придорожную канаву, затем пошел со значительной скоростью по мягкому травянистому грунту, свободно и плавно преодолевая различные неровности. Поднялся на Пулковскую гору напрямик по склону, по влажному растительному грунту. При подъеме шофер имел возможность местами ставить вторую скорость. Перегревания мотора замечено не было. Наконец, автомобиль без особых усилий перешел небольшое кочковатое болото, где местами вода сплошь покрывала почву. Никаких поломок замечено не было, за исключением погнутых левых направляющих дуг".
Пробег Могилев-Царское Село позволил проверить "приспособление Кегресса" на выносливость при движении по шоссе, после которого машина прошла 286 верст по бездорожью.
Бронированный автомобиль "Остин" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15 января 1917 года Николай II в дневнике записал: "Царское Село. В 2 часа отправился со всеми детьми на снеговых моторах Кегресса к Пулкову; проезжали по разным оврагам, спустились с горы, ехали прямо полями и болотами вдоль Гатчинского шоссе и вернулись через Баболово. Нигде не застряли, несмотря на глубокий снег...Вернулись из Баболовского парка и около собора и Фермы покатались, имея на буксире большие сани с 12 шоферами. Опыты оказались совсем удачными".
Поскольку результаты испытания обнадеживали, было решено поставить гусеничный движитель Кегресса на целый ряд российских бронеавтомобилей, включая 39 броневиков марки "Остин", поставки которых армии должны были начаться к концу 1917 года. Лента гусеницы Кегресса была очень легкой - резинокордовой, на тканевой основе, а первые образцы лент были из кожи. Такой движитель можно было установить на заднюю ось практически любого автомобиля и превратить его в гусеничный, причем рулевое управление двумя передними колесами на нем не менялось. Поскольку гусеницы крепились только на самой оси, они могли на ней свободно поворачиваться и подниматься вверх-вниз, что вместе с применением дополнительных роликовых катков перед ними значительно повышало проходимость авто при преодолении вертикальных препятствий.
Эскиз к патентной записке (выше - в левой части абзаца). Изображения "кликабельны".
Цепной привод к заднему ведущему колесу каждой гусеницы был крайне уязвим, да и сами гусеницы большой прочностью не отличались. Тем не менее возможность действовать как летом, так и зимой (для этого передние колеса на таких машинах устанавливались на лыжи - вследствие небольшого веса такого движителя) заставляла закрывать глаза на эти недостатки. Бронеавтомобили на шасси Кегресса, получившие название "Остин-Кегресс", собирались на Путиловском заводе на базе английских автомобилей, которые покрывались российской броней и имели более выгодное для ведения огня диагональное расположение башен, а также зенитные пулеметные станки, допускавшие стрельбу при возвышении до 80°.
Во избежание заклинивания пулеметных башен из-за попадания пулеметных гильз в щель между корпусом и башней крышу на новых бронеавтомобилях начали делать двухскатной. Впоследствии эти машины выпускались и для нужд Красной армии, в которой они активно использовались в боях против армии генерала Юденича и в советско-польской войне. В ходе боев несколько машин захватили эстонцы и поляки, в армиях которых они прослужили до середины 30-х годов, а в РККА их использовали вплоть до 1933 года. К ним имелось большое количество запасных частей, завезенных в годы Первой мировой войны.
По польской терминологии "остин-кегрессы" назывались полутанками, у нас же - полугусеничными бронеавтомобилями, иногда и танками русского типа, хотя в России такие машины больше не строились. Что же касается Адольфа Кегресса, то он эмигрировал за границу и во Франции заинтересовал своим шасси производителей автомобилей и вооружения.
Испытание Citroёn-Kégresse-Hinstin, Франция, 1921 год.
В Германии история полугусеничных машин началась еще в 1908 году, когда на грузовиках фирмы "Даймлер", экспортировавшихся в Западную Африку, вместо задних колес начали устанавливать легкие гусеницы, улучшавшие их проходимость. В 1915 году Военным министерством был выдан заказ на разработку подобной машины для нужд армии.
Большим недостатком всех германских броневиков было отсутствие на них вращающихся башен из-за чего для обеспечения кругового обстрела на них приходилось делать множество амбразур и размещать большой экипаж и многочисленные пулеметные установки. Все это увеличивало вес, не прибавляя ни вездеходности, ни огневой мощи. Не пошел у немцев и аналог российского "царь-танка" Лебеденко - трехколесная бронемашина "Треффасваген", высокую проходимость которой должны были обеспечивать два приводных колеса большого диаметра, имевшие широкий стальной обод. Между колесами помещалась бронерубка, а для управления служил небольшой поворотный каток, вынесенный вперед на коробчатой балке. Испытания машины проводились с февраля по октябрь 1917 года, но ничем не закончились, а после войны ее разобрали.
"Царь-Танк"
Российские колесно-гусеничные бронеавтомобили в годы Первой мировой войны оказались на положении танков, хотя они и не могли разрывать проволочные заграждения.
Бронеавтомобиль Остин-Кегресс.
Источники:
- В.О. Шпаковский. "Танки эпохи тотальных войн. 1914-1945";
- Холявский Г. Л., "Колесные и полугусеничные бронеавтомобили и бронетранспортеры";
- Антонов А. С., Артамонов Б. А., Коробков Б. М., Магидович Е. И. "ТАНК" (1954 г.);
- Барятинский М. Б., Коломиец М. В. Бронеавтомобили русской армии 1906-1917 гг.;
- Федосеев С. Л. Танки Первой мировой войны.