Reborn Увлекательные квесты и задания, поразительные локации, красочные бои в PVP-режиме.

Информация
Новости сайта pro-tank.ru

FeedBurner

Твиттер - pro-tank.ru

Танк "Чифтен"

Основной боевой танк "Чифтен"

танк «Чифтен»Работы по созданию танка "Чифтен" (англ. Chieftain - полководец, вождь) начались в 1956 году. Он предназначался для замены среднего танка "Центурион" и тяжелого танка "Конкэрор". Тактико-технические требования и общая компоновочная схема танка были разработаны в научно-исследовательском центре МУЕЕ. Разработчиком 120-мм нарезной пушки и боеприпасов к ней являлся научно-исследовательский центр в городе Энфилд.В 1959 году появился первый образец танка, изготовленный на государственном заводе в Лидсе и продемонстрированный публике в 1961 году. Опытные образцы в 1962 году прошли войсковые испытания, а в мае 1963 года "Чифтен" был принят на вооружение английской армии и поступил в серийное производство. В 1975 году на вооружение английской армии поступил танк "Чифтен" Мк 5. Все ранее изготовленные и переданные в войска модификации были модернизированы до его уровня и им были присвоены индексы Мк 6, МК 7, Мк 8. Выпуск машин для армии Великобритании завершен в 1979 году.

Танки «Чифтен» явились логическим продолжением линии танков «Центурион»

Конструктивные и компоновочные решения соответствуют существовавшей в 60-е годы в Великобритании концепции, согласно которой огневой мощи и защищенности отдавалось предпочтение перед подвижностью. Танк имеет классическую схему общей компоновки. Экипаж из четырех человек размещается в корпусе и в башне. Рабочее место механика-водителя находится в носовой части корпуса по продольной оси машины. При вождении танка с закрытым люком механик-водитель располагается на регулируемом сиденье полулежа, с наклоном туловища на угол 45°, 50° или 55°.

Танки «Чифтен» хорошо зарекомендовали себя в различных военных конфликтах

При вождении танка с открытым люком сиденье механика-водителя поднимается в положение "по-походному", при этом одновременно изменяется и угол наклона спинки сиденья. Рычаги управления поворотом танка имеют два фиксированных положения по углу наклона и снабжены стопорными защелками. Для усиления защиты от мин сиденье механика-водителя крепится к специальной плите, установленной с зазором 50-мм от днища корпуса. Размещение механика-водителя полулежа позволило усилить верхнюю лобовую деталь корпуса и снизить высоту передней части корпуса. Командир и наводчик размещаются в боевом отделении справа от пушки, а заряжающий слева. При ведении стрельбы из пушки заряжающий работает стоя и имеет свободный доступ к боеукладкам.

на танке была установлена мощная нарезная 120-мм пушка

Высота от пола боевого отделения до крыши башни составляет 1730-мм. Определенная общей компоновкой ширина танка (3500-мм по бортовым экранам) превышает стандарт максимально допустимого габарита грузов для перевозки железнодорожным транспортом (3150-мм), установленный Бернским международным центром железнодорожных измерений. Моторно-трансмиссионное отделение с продольным расположением двигателя занимает кормовую часть корпуса танка и имеет объем, равный 6 м3 (без топливных баков -5 м3). Нерациональная компоновка агрегатов в МТО привела к удлинению корпуса машины. Забронированный объем корпуса равен 13,6 м3, башни - 3,5 м3, а всего танка - 17,1 м3. Основным вооружением танка является 120-мм нарезная пушка L11А5, которая устанавливается в приливе лобовой части башни без броневой маски.

«Чифтен» экспортировался в другие государства

Пушка снабжена эжектором и теплозащитным кожухом, предохраняющим ствол от деформации вследствие неравномерного нагрева или охлаждения. На дульной части ствола смонтировано зеркало встроенной коллимационной системы выверки прицела наводчика. Для повышения точности стрельбы и упрощения эксплуатации пушки в ее конструкции были применены симметричное расположение двух тормозов отката, совмещение оси цапф с осью канала ствола, быстроразъемное соединение трубы ствола с казенником и встроенный контроль давления в накатнике. Ствол пушки изготовлен из высококачественной стали, полученной методом электрошлакового переплава. Живучесть ствола составляет около 550 выстрелов. Пушка имеет раздельное картузное заряжание, что позволило установить ее в сравнительно небольшом объеме башни. В боекомплект из 64 выстрелов входят бронебойный подкалиберный снаряд L15А4 или новый стреловидный оперенный бронебойный подкалиберный снаряд 123А1, а также бронебойно-фугасный снаряд 131 и дымовой снаряд 134.

Танки «Чифтен» постоянно модернизировались до начала 90-х годов

Пороховые заряды содержатся в полностью сгорающих шелковых мешочках. Контейнеры для размещения пороховых зарядов изготовлены из огнеупорного материала и имеют рубашки со специальной жидкостью, предотвращающей возникновение пожара. Воспламенение заряда при выстреле происходит с помощью запальных трубок, которые автоматически подаются из-под казенной части пушки. Емкость магазина в механизме подачи составляет десять запальных трубок. Заряжание пушки производится вручную с помощью гидромеханического досылателя. В танке предусмотрена возможность дублированного управления огнем от командира. С этой целью во вращающейся командирской башенке устанавливается дневной перископический прицел или ночной электронно-оптический активный прицел с ИК-прожектором. Для удержания цели в поле зрения прицела и удобства наблюдения командирская башенка имеет привод, обеспечивающий ее вращение в направлении, противоположном направлению вращения башни танка.

Танк имеет классическую схему общей компоновки

Крышка люка командирской башенки может фиксироваться в приподнятом положении ("зонтиком"), при котором образуется щель высотой 50-мм для кругового наблюдения. Кроме того, в башенке смонтированы девять дневных перископических приборов наблюдения. Для стрельбы по воздушным целям из зенитного пулемета у командира танка имеется зенитный прицел. Управление зенитным пулеметом - дистанционное. На танках последних лет выпуска основной дневной перископический прицел наводчика совмещен-10000 метров. Пристрелочный 12,7-мм пулемет, располагавшийся над пушкой, с введением дальномера был снят. В прицеле имеется оптическая ветвь с однократным увеличением для наблюдения и прицельная ветвь с десятикратным увеличением для стрельбы. Кроме основного, у наводчика устанавливается дублирующий телескопический прицел. Оба устройства имеют зависимую стабилизацию поля зрения по горизонтали.

В танке предусмотрена возможность дублированного управления огнем от командира

Стрельба ночью ведется с помощью сменного электронно-оптического прицела активного типа. ИК-прожектор, смонтированный снаружи на левой стороне башни, обеспечивает дальность видения ночью до 1000 метров. С середины 80-х годов танки "Чифтен" Мк5 оснащаются тепловизионными системами, такими же, как на танках "Челленджер" Для повышения точности стрельбы с ходу применяется двухплоскостной стабилизатор вооружения электромеханического типа. Максимальная скорость переброса пушки равна 22° в секунду. При подготовке данных для стрельбы используется электронный баллистический вычислитель. В качестве вспомогательного вооружения используется два пулемета калибра 7,62-мм. Один из них спарен с пушкой, а второй - зенитный. Боекомплект к ним составляет 6000 патронов.

у наводчика танка устанавливается дублирующий телескопический прицел

Большое внимание уделено броневой защите корпуса и башни, на которую приходится 53 % массы всей машины. Броневой корпус сварен из литых и катанных деталей. Верхняя лобовая деталь корпуса толщиной 120-мм имеет угол наклона 72°. Бортовые листы корпуса толщиной 38-мм наклонены под углом 10°, а кормовой лист толщиной 25,4-мм расположен вертикально. Днище корпуса изготовлено по всей длине из броневых листов толщиной 16-мм. Бортовые противокумулятивные экраны, состоящие из четырех секций из алюминиевого сплава толщиной 13-мм, установлены на расстоянии 800-мм от бортовых листов корпуса. Башня танка изготовлена из литой гомогенной броневой стали. Лобовая часть башни толщиной 195-мм имеет угол наклона 60°.

Броневой корпус танка сварен из литых и катанных деталей

Узкая амбразура пушки шириной 225 мм уменьшила размеры ослабленной зоны в броневой защите лобовой части. Толщина брони крыши башни составляет 45-мм На каждом борту башни снаружи закреплено по одному шестиствольному 66-мм дымовому гранатомету (ТДА в танке не предусмотрена). На рабочем месте командира установлен индикатор ИК-облучения со световой и звуковой сигнализацией. Рабочие места членов экипажа в башне имеют противоосколочные ограждения. С мая 1988 года на танках "Чифтен" Мк 5 применяется комбинированная система коллективной защиты от оружия массового поражения, разработанная для танка "Челленджер". ФВУ размещена в изолированном отсеке кормовой части башни. Она создает избыточное давление в обитаемых отделениях и обеспечивает индивидуальную раздачу очищенного воздуха к дыхательным маскам членов экипажа. Для тушения пожара в МТО танка используется система ППО с огнетушащим составом "хэлон 12В1", которая имеет механический ручной привод. В состав ППО входят система сигнализации о пожаре в МТО, два баллона емкостью 2,3 литра с трубопроводами и распылителями и пять переносных огнетушителей в боевом отделении.

Башня танка изготовлена из литой гомогенной броневой стали

Оригинальным техническим решением является размещение топливных баков, изготовленных из синтетической резины, в изолированных отсеках из 13-мм броневой стали в моторно-трансмиссионном отделении. На танке применяется двухтактный 6-цилиндровый многотопливный дизель жидкостного охлаждения 160 МК 7А фирмы "Лейланд моторе". Он имеет вертикальное расположение цилиндров. В цилиндрах размещены по два встречно движущихся поршня, каждый из которых связан с одним из двух коленчатых валов. Пуск двигателя осуществляется электростартером, в качестве дублирующего способа используется гидростартер, который приводится в действие от вспомогательного двухтактного дизеля мощностью 30 л. с. Этот же двигатель используется и для обеспечения работы генератора при подзарядке аккумуляторных батарей. Двигатель смонтирован в одном блоке с двухпоточной механической трансмиссией ТМ12 "Меррит-Вильсон".Основными элементами трансмиссии являются центробежный главный фрикцион сухого трения, шестиступенчатая планетарная коробка передач с тремя степенями свободы, простой цилиндрический дифференциал в дополнительном приводе и два суммирующих планетарных ряда. Переключение передач осуществляется ножной педалью, а поворот танка - с помощью рычагов управления.

Оригинальным техническим решением является размещение топливных баков

Двигатель, трансмиссия и обеспечивающие их системы объединены в силовой блок, замена которого производится за 30 минут. В танке имеется встроенная система диагностики двигателя и трансмиссии. В системе подрессоривания используется пружинно-балансирная подвеска. В одной тележке сблокировано по два опорных катка. На первых тележках каждого борта установлены телескопические гидроамортизаторы одностороннего действия. Двускатные опорные и поддерживающие катки имеют наружную амортизацию. На танке применяются гусеницы с ОМШ и съемными резиновыми подушками. Для танка разработано оборудование для преодоления водных преград по дну. Конструкция ОПВТ требует больших затрат времени на его установку, а также не позволяет немедленно вести боевые действия после преодоления водной преграды, так как приборы стрельбы и наблюдения закрыты чехлом. Для вождения ночью у механика-водителя устанавливается бесподсветочный прибор наблюдения.

Основной боевой танк «Чифтен»

На каждом танке имеются навигационная аппаратура. В качестве средств связи используется симплексная УКВ радиостанция УКА/РС-353, работающая в диапазоне 30-76 МГц. Часть машин приспособлена для монтажа бульдозерного оборудования Пробег танка до капитального ремонта установлен 9600 километров. Производство танков "Чифтен" было организовано на двух танкосборочных заводах - один из них принадлежит фирме "Виккерс" и второй в городе Ньюкасл-на-Тайне (той же фирмы). Комплектующие для танка (пушка, СУО, двигатель, трансмиссия и др.) выпускали десятки других предприятий. На вооружении английской армии состоит 837 танков "Чифтен". В первую очередь эти машины поступили на вооружение английских частей из состава Британской Рейнской армии, дислоцировавшейся в Западной Германии. Кроме того, они поставлялись в Иран, Кувейт и Оман. В 1982 году на государственном танкостроительном заводе в Лидсе был создан опытный образец танка "Чифтен-900", предназначавшегося для продажи другим странам. На нем применено многослойное бронирование корпуса и башни. Боевая масса незначительно возросла по сравнению с танком "Чифтен" МК 12 и составила 56 т. "Чифтен-900" вооружен такой же пушкой, как и танк "Челленджер", а мощность его дизельного двигателя равняется 900 л. с. Экспортный вариант "Чифтен-900" выпущен всего в нескольких опытных экземплярах и в серию не запускался.

Тактико-технические характеристики основного боевого танка "Чифтен" Мк З/Мк 12

Боевая масса, т 54,1/55,5
Экипаж, чел 4
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед 10790
ширина 3327
высота 2400
клиренс 508
Броня, мм
лоб корпуса 120
борт корпуса 80
лоб башни свыше 150
   
Вооружение:
 

Мк 3 120-мм нарезная пушка
L11А5; 7,62-мм спаренный пулемет 18А1, 7,62-мм зенитный пулемет 137, 12,7-мм пристрелочныи пулемет 121А1

Мк 12 120-мм нарезная пушка
L11А5; 7,62-мм спаренный пулемет 18А1, 7,62-мм зенитный пулемет 137.

Боекомплект:
 

Мк 3 53 выстрела. 6000 патронов калибра 7,62 м 600 патронов калибра 12,7 мм

Мк 12 64 выстрела, 6000 патронов калибра 7,62 м

Двигатель дизельный, двухтактны 6-цилиндровый, мощность 810 л. с. при 2100 об/мин
Скорость по шоссе, км/ч 48
Запас хода по шоссе, км 500
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м 0,90
ширина рва, м 3,15
глубина брода, м 1,10

Модификации и машины, созданные на базе танка Chieftain

  • 1965 год: МК 1(40 шт.)- учебный танк с двигателем мощностью 585 л. с.
  • 1966 год: МК 2 (532 шт.) - первый серийный танк с двигателем 160МК4 мощностью 650 л. с. и оборудованием для подводного вождения.
  • 1969 год: МК 3 (199 шт.) - модернизация танка "Чифтен" МК 2: двигатель мощностью 650 л. с. с повышенной надежностью; усовершенствованный зарядный агрегат; новая командирская башенка.
  • 1970 год: МК 3/3 (29 шт.) - модернизация танка "Чифтен" МК 3: лазерный дальномер; улучшенная вентиляция боевого отделения.
  • 1970 год: МК 4 (2 шт.) - опытный образец с увеличенным запасом топлива и уменьшенным боекомплектом для пристрелочного пулемета.
  • 1971 год: МК 5 (97 шт.) - модификация танка "Чифтен" МК 3/3: двигатель 1_60 МК 7А мощностью 720 л. с.; модернизированный пристрелочный пулемет; электронный баллистический вычислитель; бесподсветочные приборы ночного видения; приспособление для навешивания бульдозерного отвала.
  • 1971 год: МК 5/5Р (785 шт.) - модификация танка "Чифтен" МК5 с двигателем 160МК8 мощностью 750 л. с. и другими изменениями для поставки в Иран.
  • 1971 год: МК 5/5К (165 шт.) - то же, для поставок в Кувейт.
  • 1971 год: БРЭМ РУ4202, серийное производство которой началось в 1974 году.
  • 1971 год: мостоукладчик РУ 4205, серийное производство которого было организовано в 1975 году
  • 1976 год: МК 6, МК 7, МК 8 - модификации танков МК 2, МК 3, МК 3/3 соответственно, модернизированных до уровня МК 5, с двигателем 160 МК 7А мощностью 720 л. с.
  • 1981 год: МК 9, МК 10, МК 11, МК 12 - модификации танков МК 6, МК 7, МК 8 и МК 5 соответственно, с новой системой управления огнем и встроенной системой выверки прицела наводчика.

Источники:

  • The Chieftain Tank [Military Vehicles Fotofax];
  • Roger Ford, "The World's Great Tanks from 1916 to the present day";
  • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • Amercom S.A. "Chieftain MK.V, Velka Britanie 1975";
  • М. Барятинский. "Средние и основные танки зарубежных стран 1945-2000";
  • М. Никольский. "Основные боевые танки "Чифтен" и "Виккерс". Бронеколлекция";
  • Ian Allan Ltd. 1979 "Chieftain [Modern Combat Vehicles №1]";
  • Chieftain and Leopard Development [Profile AFV Weapons 18];
  • Chieftain main battle tank 1965-2003 [Osprey New Vanguard 080].
 

Мини-навигатор
по сайту
Танки первой мировой
Танки СССР Второй мировой войны Вермахт Танки союзников СССР во Второй мировой войне - США, Англия, Франция, Польша Танки Италии, Японии, Чехословакии
Танки после войны
Танки мира
Про танки


Новости


Почувствуй настоящий морской бой

Популярные новости


Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту