Легкий танк ХМ8
Первоначально танк обозначался как CCVL (сокращение от Close Combat Vehicle Light - легкая машина для ведения ближнего боя), затем обозначение изменили на ХМ8 (X - experimental).
В середине 1992 года армия США на основе результатов международных сравнительных испытаний выбрала для оснащения мобильных сил, в частности 82-й воздушно-десантной дивизии, бронированную пушечную систему (АОЗ) ХМ8 корпорации РМС. Эта система - легкий танк - представляет собой дальнейшее развитие созданной в начале 1980-х годов в инициативном порядке легкой боевой машины ближнего боя. Первый образец такой бронемашины был выпущен в августе 1985 года. Он в значительной мере повторял конструкцию БМП М2 "Брэдли", в частности, моторно-трансмиссионный блок был размещен в правой передней части корпуса, водитель слева от него, а башня была смещена к корме. Однако уже второй образец имел другую, болеет радиционную для легких танков компоновку и более мощный двигатель. Основные изменения в ХМ8 по сравнению с предыдущими системами включают установку 105-мм нарезной пушки, разработанной Уотерфлайтским арсеналом, и отказ от отдельного тепловизионного прибора наблюдения командира.
С целью уменьшения общей стоимости танка за жизненный цикл в ее конструкции широко используются существующие хорошо отработанные сборочные единицы, например, двигатель, который устанавливается в тяжелом (8x8) грузовике М977, трансмиссия и ручные приводы наведения командира и наводчика с БМП "Брэдли", лазерный дальномер и датчик бокового ветра с танка М1А1, панель баллистического вычислителя с танка " Челленджер" Мк 2.
Всего будет выпущено около 300 легких танков ХМ8. Контракт на их производство предусматривает три этапа. На первом из них к апрелю 1996 года было изготовлено 6 опытных образцов, а также корпус и башня для баллистических испытаний (затраты составили около 119 млн. долларов). На втором - сентябрь 1996 - декабрь 1997 года - небольшими партиями были выпущены и закуплены 69 машин (180 млн. долларов). На третьем - к началу 2000 года - было запланировано массовое серийное производство пока 231 машины стоимостью 600 миллионов долларов.
В конструкции танка ХМ8 используется ряд новых технических решений. Прежде всего это несимметричная башня, в правой части которой расположены наводчик и командир, а в левой ее части автомат заряжания пушки. Крыша моторно-трансмиссионного отсека поднята значительно выше погона башни, поэтому пушка не имеет углов склонения на корму. Отделение управления находится в носовой части корпуса. Сиденье водителя установлено в середине отделения, посадка и высадка осуществляются через люк, крышка которого откидывается вверх-назад. Место водителя оборудовано пятью широкоугольными перископическими приборами для вождения машины с закрытыми люками. Предусмотрена установка пассивных приборов ночного видения. Основным вооружением танка является 105-мм низкоимпульсная пушка М35 с откатом длинной 533-мм, постоянно установленным устройством выверки и дульным тормозом.
С пушкой спарен 7,62-мм пулемет М240. На крыше башни у люка командира могут устанавливаться 12,7-мм пулемет М2, пулемет калибра 7,62-мм или 40-мм гранатомет. В командирской башенке размещено 8 широкоугольных призм, таких же, как у водителя. Наводчик, сиденье которого размещено впереди и ниже сиденья командира, использует комбинированный дневной/тепловизионный ночной прицел с полем зрения, стабилизированным в двух плоскостях, скомплексированный с лазерным дальномером. Этот прицел разработан фирмой "Хьюз эркрафт компани" на основе ранее созданного прицела, принятого для машины LАV-105. Лазерный дальномер, с которым он скомплексирован, взят с танка М1А1, а система стабилизации линии прицеливания заимствована с южнокорейского танка К1 "Рокит".
У командира танка и наводчика имеются дисплеи, на которые могут взаимно выводиться поля зрения прицелов, что позволяет использовать систему управления огнем в режиме одновременного поиска и поражения целей. Баллистический вычислитель представляет собой модифицированный вариант ЭБВ танка М1. Кроме основного у наводчика имеется вспомогательный волоконный прицел, установленный соосно с пушкой. Датчик бокового ветра размещен на задней части крыши башни. Приводы управления башни и пушки разработаны отделением систем управления огнем компании "Кадиллак гейдж" на основе уже существующих, использованных на танке М1, которые есть в производстве и состоят на снабжении американской армии.
У наводчика сдвоенная рукоятка управления, у командира одинарная. Стабилизированная в двух плоскостях пушка в вертикальной плоскости имеет углы снижения -10°, возвышения +20°, но только в переднем секторе 270°. Башня имеет круговое вращение. Приводы наведения гидравлические с ручным дублированием для аварийных ситуаций. Размещенный в левой части башни автомат заряжания пушки разработан отделением военно-морских систем корпорации РМС. Он обеспечивает скорострельность до 12 выстрелов в минуту. Обнаружив цель, наводчик выбирает режим стрельбы (одиночными выстрелами или автоматический, серией выстрелов) и тип боеприпаса. Система заряжания работает как на месте, так и в движении, процесс заряжания занимает 5 секунд. При необходимости пушка может быть заряжена вручную.
В механизированной боеукладке автомата заряжания вертикально снарядом вверх размещен 21 выстрел. Цепной привод перемещает выстрелы вдоль направляющих, имеющих в плане форму полумесяца, в позицию заряжания. Качающийся рычаг с захватом и досылателем подает выстрел в зарядную камору одним движением вперед и вверх. Для заряжания и выброса стреляной гильзы пушка приводится к нулевому углу возвышения. Казенная часть открывается с помощью гидропривода и стреляная гильза экстрактируется через гильзоулавливатель в башенную корзину. Для склонения пушки ниже нулевого положения на крыше плоской башни гидроприводом открывается специальный люк. Боекомплект пушки состоит из 30 унитарных выстрелов. Для стрельбы могут использоваться все стандартные 105-мм американские боеприпасы, включая бронебойный оперенный под калиберный АРР505-Т, кумулятивный НЕАТ-Т, бронебойно-фугасный НЕЗН и их практические модификации. Пополнение механизированной боеукладки возможно изнутри танка водителем или снаружи танка через люк выброса стреляных гильз. Боекомплект спаренного пулемета составляют 2600 готовых к стрельбе патронов, еще 1800 патронов перевозится в укладке. В случае использования крупнокалиберного пулемета в качестве зенитного для него имеется 600 патронов, 100 из которых готовы к стрельбе.
Базовые корпус и башня представляют собой сварные конструкции из броневого алюминиевого сплава. На них могут устанавливаться модули дополнительного бронирования, обеспечивающие три уровня защиты. Первый уровень соответствует защите БМП "Брэдли". Он обязателен для машин, идущих на оснащение сил быстрого развертывания. Боевая масса машины при этом составляет 17,5 т. Второй уровень обеспечивает более надежную защиту, но масса машины возрастает до 20 т. И, наконец, войска, которым приходится сталкиваться с более серьезной угрозой, могут оснащаться бронемашинами с третьим уровнем защиты, рассчитанным на обстрел носимыми противотанковыми средствами. Масса машины при этом возрастает до 22,5 т. Для маскировки в широком диапазоне условий танк имеет камуфлирующую окраску. На скуловых частях башни по обе стороны от пушки установлены блоки (по 8 стволов) гранатометов, из которых можно вести огонь в переднем секторе гранатами различных типов. На машине установлен также блок противоракетной защиты. Внедрены конструктивные меры снижения заброневого эффекта попавших в танк снарядов. В крыше башни над боеукладкой смонтированы вышибные панели. Используется современная система ППО. Автомат заряжания изолирован от обитаемых отделений герметичной перегородкой, которая, в частности, обеспечивает защиту от ОМП: при открытом затворе пушки и экстрактировании гильзы в отделение боеприпасов могут попасть ОВ или радиоактивная пыль, если машина действует на зараженной местности.
На танке используется 6-цилиндровый дизель 6У-92ТА мощностью 580 л. с. при 2400 об/мин. Этот двигатель содержит 65 % общих составных частей с дизелем 8У-92ТА, в значительном количестве имеющемся в американской армии. Двигатель связан с гидромеханической трансмиссией НМРТ 500-ЗЕС фирмы "Дженерал электрик", применяющейся на бронемашинах семейства "Брэдли" корпорации РМС. Характерной особенностью этой трансмиссии является бесступенчатое регулирование не только радиусов поворота, но и скоростей движения. Высокая удельная мощность (при установке дополнительного бронирования 3-го уровня она составляет 25,8 л. с./т), развитые трансмиссия и система управления обеспечивают высокие динамические качества: с места до скорости 32 км/ч машина разгоняется за 6 секунд.
Ходовая часть содержит по 6 двускатных обрезиненных опорных катков на борт, ведущие колеса сзади, направляющие колеса с механизмами натяжения гусениц впереди, стальные гусеницы с резинометаллическими шарнирами параллельного типа и съемными резиновыми подушками. Ширина гусеницы 381-мм, шаг 152-мм. Поддерживающих катков нет. Подвеска индивидуальная торсионная. На первых, вторых, третьих, четвертых и шестых узлах подвески установлены высокотемпературные гидроамортизаторы. Динамический ход катков -250-мм. ХМ8 транспортируется самолетом С-130 "Геркулес". При первом уровне защиты она может десантироваться парашютным, при втором уровне - посадочным способами. При установке блоков третьего уровня защиты бронемашина должна перевозиться самолетом С-17. Этот самолет может взять на борт три, а самолет С-5 - пять танков. В 1992 году по результатам конкурсных испытаний Министерство обороны США объявило легкий танк ХМ8 фирмы "Фуд машинэри" победителем конкурса в рамках программы АС5. В его конструкции использованы уже применяемые в других танках конструктивные решения, узлы и агрегаты, что значительно сэкономит финансовые средства в процессе серийного производства и обеспечит возможность отработки оптимальной конструктивно-компоновочной схемы боевой машины в относительно короткие сроки.
Тактико-технические характеристики легкого танка ХМ8:
Боевая масса, т |
17,5-22,7 |
Экипаж, чел |
3 |
Габаритные размеры, мм:
|
длина с пушкой вперед |
9370 |
ширина |
2692 |
высота |
2550 |
клиренс |
400 |
Броня, мм
|
|
противопульная и противоосколочная
|
Вооружение:
|
|
105-мм нарезная пушка М35;7,62-мм пулемет М240; 12,7-мм зенитный пулемет "Браунинг" М2НВ |
Боекомплект:
|
|
30 выстрелов, 4400 патронов калибра 7,62-мм, 600 патронов калибра 12,7-мм |
Двигатель |
"Детройт дизель" бW92ТА, б-цилиндровый, дизельный, с турбонаддувом, мощность 580 л. с. при 2300 об/мин |
Удельное давление на грунт, кг/см.кв. |
0,69 |
Скорость по шоссе, км/ч |
72 |
Запас хода по шоссе, км |
483 |
Преодолеваемые препятствия:
|
высота стенки, м |
0,8 |
ширина рва, м |
2,10 |
глубина брода, м |
1,30 |
Источники:
- В.Мальгинов. "Легкие танки зарубежных стран 1945-2000". Бронеколлекция-6-2002;
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- D.Miller "The Illustrated Directory of Tanks of the World";
- Roger Ford, "The World's Great Tanks from 1916 to the present day";
- Plummer, A. Inside the Army. Army To Transfer Four Armored Gun Systems To 82nd Airborne Division;
- Christoper Chant "World Encyclopedia of the Tank".