Танк Гроте
Многие из советских конструкторов бронетанковой техники и директоров заводов начинали работать в конструкторском бюро АВО-5 на заводе "Большевик", начальником которого был Э. Гроте, который делал свой танк, заранее получивший индекс ТГ (танк Гроте), в обстановке строжайшей секретности. О ходе работ докладывалось непосредственно Сталину. Танк Гроте по меньшей мере на 10 лет опередил подобные танки других стран мира и в начале 30-х годов отличался от других отечественных и зарубежных машин того времени не только общим видом, но и технологией изготовления и компоновкой. Прежде всего танк имел полностью сварной корпус, что являлось новшеством. Вооружение размещалось в два яруса. В верхней вращающейся башне была установлена 37-мм пушка с возможностью зенитной стрельбы. В нижней неподвижной боевой рубке размещалось 76-мм орудие конструкции самого Гроте и инженера П. Сячентова, имевшее баллистику и снаряд русской полевой пушки образца 1902 года и три пулемета "максим".
![Танк Гроте Танк ТГ](/images/stories/posle-1-mirovoy/tanki-t28-tg/tank-tg-02.jpg)
Помимо вооружения, размещенного в башнях, танк ТГ оснащался еще двумя пулеметами ДТ, имевшими ограниченные углы наведения и располагавшиеся по бортам корпуса.
![ТГ Танк ТГ](/images/stories/posle-1-mirovoy/tanki-t28-tg/tank-tg-03.jpg)
Ходовая часть ТГ применительно к одному борту состояла из пяти катков большого диаметра, четырех поддерживающих катков среднего и двух малого диаметра. Независимая подвеска на спиральных пружинах, допускавшая вертикальное перемещение опорных катков на расстояние до 220-мм, и полупневматические шины типа "Эластик" обеспечивали танку очень мягкий ход.
![Танк Гроте ТГ](/images/stories/posle-1-mirovoy/tanki-t28-tg/tank-tg-04.jpg)
Гусеница оригинальной конструкции, изготовленная из штампованных деталей, имела большое сопротивление на разрыв. Все опорные катки снабжались тормозами, предназначенными для экстренной остановки танка при обрыве гусеницы. Танк имел пневматические приводы управления и тормозов, также изготовленные по патенту Гроте, а для наблюдения поверх малой башни - стробоскоп для командира танка.
![ТГ Танк ТГ](/images/stories/posle-1-mirovoy/tanki-t28-tg/tank-tg-05.jpg)
Испытывали танк с июня по октябрь 1931 года. Использование пневматических приводов делало легким процесс управления машиной такой массы. Максимальная скорость достигала 34 км/ч. В то же время, из-за тесноты в боевой рубке оказалось практически невозможно стрелять из орудия и одного рубочного пулемета. Узлы трансмиссии перегревались, проходимость танка на мягких грунтах оказалась неудовлетворительной. В целом было принято решение считать танк Гроте чисто экспериментальным. Кроме того, из-за его исключительно высокой стоимости, составлявшей 1,5 млн рублей (когда танк БТ-2 стоил 60 тысяч рублей), ТГ даже при устранении недостатков было бы трудно принять для серийного производства.
![Танк Танк ТГ](/images/stories/posle-1-mirovoy/tanki-t28-tg/tank-tg-06.jpg)
От услуг Гроте решили отказаться, а проектировать более дешевую машину на базе его танка поручили Н. Барыкову, который в 1932 году создал пятибашенный Т-35. Очевидно, что в целом танк Гроте был хорошим, но очень дорогим.
![Опытный средний танк ТГ. СССР, 1931 г. танк ТГ](/images/stories/posle-1-mirovoy/tg-1931.jpg)
Опытный средний танк ТГ. СССР, 1931 г.
Источники:
- В.О. Шпаковский. "Танки эпохи тотальных войн. 1914-1945";
- М. Коломиец. Многобашенные танки РККА (Фронтовая иллюстрация № 4 - 2000);
- М. Коломиец. Сухопутные линкоры Сталина;
- М. Свирин. Броневой щит Сталина. История советского танка. 1937-1943;
- В. Шунков. Красная армия;
- Zaloga, Steven J; Grandsen, James. Soviet Tanks and Combat Vehicles of World War Two;
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг".