Государственная комиссия посчитала, что принимать на вооружение танку Т-100 нецелесообразно. Комиссией отмечались высокое удельное давление на грунт (0,86 кг/см2), у СМК этот показатель составлял 0,66, а у КВ - 0,77 кг/см2; большие сложности с управлением такой тяжелой и большой машиной, плохая маневренность и бензиновый двигатель.
Советский тяжелый танк прорыва Т-100Z, осень 1940 г.
Все силы были направлены на дальнейшее совершенствование КВ-1, хотя и его уже в скором времени предполагалось заменить КВ-3 с более толстой броней.
Советский тяжелый танк КВ-1 образца 1941 г.
Одновременно разрабатывался танк, который решили вооружить орудием калибра 107-мм. Были предложения свернуть старые разработки и начать проектировать еще более тяжелые и хорошо вооруженные танки. Так, заместитель наркома обороны СССР Маршал Г. Кулик считал, что только калибр 107-мм и броня толщиной не меньше 100 мм могут спасти положение.
Советский опытный тяжелый танк КВ У-1 с башней МТ-1 и 152-мм гаубицей М-10, 1940 г.
В соответствии с новым заданием на танк КВ-4, его вооружение должно было состоять из 107-мм орудия, 45-мм танковой пушки, огнемета и 4-5 пулеметов. Толщина лобовой брони - не меньше 125-130 мм. На танк предусматривалось установить авиационный двигатель мощностью в 1200 л. с. Срок сдачи проекта был назначен к 15 июня 1941 года, а опытный образец требовался к 1 сентября. Задание было исключительно сложным и главный конструктор завода Ж. Котин решил устроить открытый конкурс, к участию в котором на заводе приглашались все желающие. В течение мая-июня 1941 года его участники представили более двух десятков проектов. Масса КВ-4 во всех проектах получалась не менее 80-100 тонн. Но окончательный вариант и изготовление в металле не было реализовано.
Проект танка КВ-4 инженера С.Федоренко
Но даже в условиях приближения линии фронта к Ленинграду, работы над проектом сверхмощного танка продолжались. Теперь это был уже танк КВ-5. При том же двигателе, что и у КВ-4, масса КВ-5 превышала 100-тонный рубеж. Низкий корпус имел длину 8257 мм, а ширину 4 м. Лобовая должна была иметь толщину брони 180 мм. Для размещения механика-водителя в носовой части корпуса предусматривалась специальная башенка, а рядом с ней должна была располагаться башенка для пулемета. Торсионная подвеска танка базировалась на восьмикатковом шасси. Пушка калибра 107-мм. Первые чертежи этой машины Ж. Котин подписал в начале 1941 года, но в срок до 1 августа разработчики уложится не смогли. Последним днем работы над КВ-5 стало 22 августа, после чего, вероятно, работа над ним была прекращена. Враг отрезал Ленинград от Большой земли и нужно было думать о массовом выпуске танков КВ-1 вместо создания сверхмощных супертанков.
В Интернете было сообщение, что уже после начала Великой Отечественной войны Сталину доложили, что танк КВ-2 сумел на одном из направлений на целый день задержать наступление гитлеровских войск. Сталин посчитал, что еще более мощный танк, на котором будет множество башен, тем более остановит их, вызвал к себе Ж. Котина, предложив ему построить КВ-5.
Танк КВ-5
По сути, это были сразу три танка КВ, соединенные между собой и имевшие мощный дизельный двигатель. Вооружение состояло из трех линейно-возвышенных башен от танков КВ, причем средняя из них имела два 152-мм орудия, а также еще одну башню от БТ-5, установленную сверху. В качестве дополнительного вооружения на танке устанавливался огнемет и реактивная установка "Катюша". Первый танк погиб, разломившись при переходе оврага, причем огнесмесь из лопнувших трубопроводов разлилась, возник пожар, от которого взорвались боеприпасы. Второй танк усиленной конструкции был сделан и по некоторым сообщениям начал участвовать в боях, но в тумане одна из его башен произвела выстрел в другую, из-за чего там сдетонировал боекомплект. Третий танк, который немцы прозвали "сталинским оркестром" за его орудийно-ракетную разноголосицу, имел специальные ограничители поворота башен.
В сети также есть сообщения, что танк, получивший в КБ у Котина неофициальные прозвище "бегемот", опрокинулся в овраг в результате залпового огня и отдачи, а затем подорвался на собственных боеприпасах. Строить в четвертый раз его не стали.
Источники:
- В.О. Шпаковский. "Танки эпохи тотальных войн. 1914-1945";
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- Свирин М. Н. Броневой щит Сталина. История советского танка 1937-1943;
- Федосеев С. Танки с приставкой "сверх" ("Вокруг света", 2006);
- Коломиец М. Многобашенные танки РККА. (Фронтовая иллюстрация 5-2000);
- Zaloga, Steven J. and James Grandsen. Soviet Heavy Tanks.