Танки в первых боях
В 1916 году у немцев не было машин, как танк Mk. И эффект от первого массированного боевого применения танков во время Первой мировой войны превзошел все ожидания. 15 сентября 1916 года, когда английские танки впервые атаковали германские позиции на севере Франции во время сражения на реке Сомме, они за 2,5-3 часа боя смогли захватить участок в 5 км глубиной и столько же шириной, при этом потери в живой силе у англичан были в 20 раз меньше обычных. И это при том, что из бывших на фронте 49 танков на позиции вышло всего 32, а в атаке участвовало 18. Остальные оказались технически неисправны или же застряли в болоте. Британский главнокомандующий генерал Д. Хейг сразу сделал заявку на тысячу таких боевых машин. Первые бои позволили выработать и правила для танковых экипажей.
15 сентября, 1916 г, первое появление танков в битве на Сомме.
"Пусть лучше промах насыплет пыли в глаза врагу, чем ваш снаряд просвистит над его головой. Стреляй во врага, пока он трет глаза, и экономь боеприпасы. Помни, что окопы извилисты, землянки глубоки, а вражеские пулеметы могут быть искусно спрятаны. Ты должен разыскать их, ориентируясь на дым, пыль и тень на бруствере. Дыра в стене, стог сена, куча мусора, штабель из досок, кирпичная кладка - все это может скрывать пулемет, который тебе следует уничтожить. Помни, что 6-фунтовый снаряд может поразить пулемет при прямом попадании, поэтому стреляй, чтобы попасть в цель, а не наделать шума. Никогда не наводи свое оружие, пусть даже оно и не будет заряжено, на свои войска. Следи за пехотой, которой ты помогаешь. Думай о своих товарищах в пехоте. Следи за продвижением пехоты в бою и за соседними танками. Старайся уничтожить танки врага... Имей всегда противогаз под руками. Не обращай внимания на жару. Не обращай внимания на шум. Не обращай внимания на пыль. Благодари Господа, что ты прикрыт броней и можешь оказать помощь пехоте, которая уязвима...".
Битва на Сомме |
|
|
Нажмите на изображение для увеличения |
Конечно, из-за технического несовершенства служить на первых английских танках было очень тяжело. Подрессоривание отсутствовало, поэтому тряска в них была сильной. Большую часть танка внутри занимал 105-сильный бензиновый двигатель "Даймлер", коробка передач и трансмиссия, из-за чего температура в танке порой достигала 70°, а пороховая гарь, пары бензина и выхлопные газы двигателя сильно отравляли экипаж и вызывали обмороки. В бою нередки были случаи, когда танкистам приходилось покидать свои танки, чтобы отдышаться. Грохот в танке был сильный, а экипаж общался жестами либо писал друг другу записки на специальных планшетах. Смотровые щели в бортах не обеспечивали достаточного обзора, но в них летели брызги расплавленного свинца от пуль, попадавших в броню рядом с ними, из-за чего до 80 % ранений у первых танкистов приходилось именно на глаза. Не особенно помогали и специальные очки - стальные пластины со множеством дырочек, а также кольчужные маски.
Для передачи сигналов другим танкам использовали флажные сигналы, как на кораблях, или же семафор. Для дальней связи в танках держали почтовых голубей, с которыми пересылали донесения командованию. Управление танком также требовало значительных усилий. При экипаже из 8-ми человек в нем принимали участие водитель и командир танка, который отвечал за тормоза гусениц правого и левого бортов, а также два трансмиссионщика, работавших на бортовых коробках передач. Водитель подавал им команды голосом или же жестами, а сам поворот осуществлялся путем торможения одной из гусениц и переключением коробки передач. С остановленной гусеницей танк разворачивался на месте, а для поворота с большим радиусом использовали пару больших колес позади танка, крепившихся на шарнире. Тележку с колесами поворачивали при помощи специального троса, который накручивали вручную на барабан внутри танка, что также было нелегко и требовало от танкистов немалых усилий. Считалось, что благодаря таким колесам танк легче будет преодолевать окопы и широкие рвы, но по причине громоздкости и большой уязвимости от них очень скоро пришлось отказаться. При этом проходимость новых танков Мk не ухудшилась.
Бегство немецкой пехоты от английских танков.
Боевой вес Мk составлял 28 тонн у "самца" и 27 тонн у "самки". Скорость - 4,5 км/ч (на пересеченной местности 2 км/ч), запас хода составлял 19 километров, а толщина брони была 5-11 мм. Для защиты от ручных гранат, которые могли быть заброшены на крышу танка, поверх нее натягивались проволочные сетки - гранаты по ним скатывались и взрывались на земле. Самые первые танки раскрашивались ярким камуфляжем, хотя позднее многие британские танки стали краситься просто в корабельный серый цвет или же армейский цвет хаки.
Танки Mk.I, 1916-1917 г.
|
|
|
|
|
|
Нажмите на фото танка для увеличения |
Конструктивно танк собирался из бронелистов на каркасе из уголков и полосовой стали. Отверстия для заклепок в бронелистах сверлили до закалки, затем их закаливали и устанавливали на каркас. Между внутренними и внешними бронелистами, крепились колеса - опорные и ведущие-ленивцы, имевшие механизм натяжения гусениц и бортовые коробки передач. Каждая гусеница шириной 520 мм состояла из 90 плоских траков из броневой стали. На твердой почве удельное давление танка на грунт достигало почти 2 кг/см, что ограничивало проходимость, в особенности на сырой и болотистой почве, где первые танки очень часто начинали зарываться в землю и садились днищем на грунт.
Первые танки, отвечающие требованиям военных, появились у англичан после Первой мировой войны. Например, в 1917 году был изготовлен деревянный макет танка Мk.VI, имевший 57-мм орудие в носовой части корпуса и 6 пулеметов, располагавшихся в двух небольших спонсонах по обеим сторонам корпуса и по углам боевой рубки, в передней части которой находился водитель, имевший хороший обзор. В 1921 году англичане в опытном порядке изготовили тропический танк, который предназначался для действий в колониях, имевший две пулеметные башни от бронеавтомобиля "Остин", которые не установливали на танк в годы Первой мировой войны. Другой подобной машиной оказался сравнительно небольшой танк "Виккерс №1" образца 1921 года, имевший поверх традиционного английского ромбического шасси броневой купол с пулеметным вооружением.
Английский средний танк "Виккерс" № 1, 1921 г.
Как появилось слово "танк"?
Панцеркампфваген, шар де комба, карро д'армато, стридсваген, чолг - это танк.
Само название "танк" родилось случайно. Когда англичане строили свои первые танки, соблюдая секретность, они понимали, что только внезапное их появление на поле боя может обеспечить успех. При перевозке по железной дороге, закрытые брезентом машины, больше всего напоминали большие металлические цистерны. Тогда распустили слух, что это не что иное, как "баки" ("танки"), изготовленные по заказу российского правительства. Чтобы обмануть германских шпионов на них русским языком было написано: "Осторожно, Петроград". Слово "танк" использовалось и в официальной переписке, и термин прижился в английском и русском языках. Но в других странах за танками закрепились другие названия. В немецкой армии их стали называть "панцеркампфваген" ("боевая бронированная повозка"), в аббревиатуре PzKpFw или же просто Pz. Французы назвали свои танки "шар де комба" ("боевая повозка"), или же на военном жаргоне просто "шар". Итальянцы использовали термин "карро д'армато"- "вооруженная повозка", шведы - "стридсваген" ("боевая повозка"), а поляки - "чолг"("гусеница").
Устройство английского танка Mk.V |
1 |
кресло механика-водителя |
11 |
баки с горючим |
2 |
глушитель |
12 |
вентилятор |
3 |
57-мм орудие |
13 |
ведущие колеса |
4 |
боеукладка снарядов |
14 |
катки |
5 |
пулемет "Льюис" |
15 |
редуктор |
6 |
бензопровод |
16 |
входная дверь |
7 |
фракцион |
17 |
пулемет |
8 |
коробка передач |
18 |
масса пушки |
9 |
радиатор |
19 |
двигатель |
10 |
гусеница |
20 |
ленивец |
Источники:
- В.О. Шпаковский. "Танки эпохи тотальных войн. 1914-1945";
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- David Fletcher. British Mark IV Tank;
- С. Федосеев. "Сухопутные корабли". Английские тяжёлые танки периода Первой мировой войны (Бронеколлекция № 5 (32) / 2000);
- David Fletcher. British Tanks 1915-19;
- История Первой мировой войны 1914-1918 гг. (под редакцией И. И. Ростунова)