Определение времени запаздывания выстрела
Обучение определению времени запаздывания выстрела, начать с проведения показного занятия, во время которого ознакомить обучаемых с причинами, влияющими на величину запаздывания выстрела, и показать его выражения в линейных измерениях при ошибках в стрельбе.
Рис. 22. Прибор Волкова
Рис. 23. Прибор колебаний ЛКБТКУКС
Для данного занятая подготовить прибор для имитации колебаний танка системы Волкова (рис. 22), ЛКБТКУКС (рис. 23) или хотя бы прибор примитивного типа (рис. 24) и укалыватель (рис. 25 и 26) для фиксирования момента спуска посредством отметки его иглой на экране прибора колебаний (рис. 27).
Рис. 24. Схема простейшего прибора колебаний
Обучаемый должен сделать на неподвижном экране укалывателем контрольную отметку; руководитель должен нанести в месте укола особый знак, а затем привести в действие прибор колебаний и заставить обучаемого производить спуск укалывателя при совпадении линии прицеливания с точкой наводки на экране прибора. Желательно, чтобы точка прицеливания находилась на удалении 1 м от глаза стрелка; при этом отклонение точки отметки иглы укалывателя в 1 мм будет равняться отклонению в 1/1000 Д, т. е. при стрельбе на 1000 м - 1 м. Этим обеспечивается простота расчета.
Рис. 25. Укалыватель и карандашный отмечатель:
а - карандашный отмечатель с креплением и дульной части канала ствола;
б - укалыватель с креплением к броневой крышке люльки
I. Положение самозвода после производства укола
Рис.26. (можно увеличить) Укалыватель с самовзовдом.
Таким образом, обучаемым будет наглядно показано, насколько велико фактическое отклонение снаряда от цели при кажущейся незначительной ошибке в наводке. Такой метод даст возможность обучаемым убедиться в необходимости тщательной наводки при стрельбе из танка с хода и упреждения на свое запаздывание. Для получения обучаемыми необходимых практических навыков должна быть организована тренировка каждого обучаемого в упреждении запаздывания выстрела; обучаемым, приступающим к тренировке, необходимо указать, что каких-либо определенных величин упреждения запаздывания выстрела быть не может по следующим причинам:
- а) рефлекс движений у каждого стрелка различен;
- б) выстрелы производятся в различных условиях (различные угловые скорости и величины размаха для каждого выстрела).
Поэтому каждый стрелок должен научиться самостоятельно (по интуиции) улавливать момент совпадения линии прицеливания с целью и конец спуска. При наличии ошибок, допущенных стрелком, необходимо указать ему на них после 2-3 уколов, для того чтобы при производстве следующих уколов он мог их исправить. Для контроля и оценки успеваемости тренирующегося стрелка необходимо знать время его запаздывания. Время запаздывания стрелка учитывается следующим образом. По средней точке попадания измеряется величина отклонения от контрольного укола, после чего определяется время запаздывания выстрела по формуле:
где Та-время запаздывания выстрела в секундах, Л - отклонение средней точки от контрольного укола в миллиметрах и С - скорость колебания мишени в миллиметрах в секунду, которая определяется по секундомеру.
Пример.
Отклонение средней точки попадания от точки контрольного укола равно 20 мм. Число колебаний мишени в минуту 30. Путь, проходимый мишенью от верхней до нижней точки, равен 80 мм. Следовательно, одно колебание мишени совершается в 60/30 = 2 сек., а скорость колебания мишени равна 80/2 = 40 мм/сек.
Подставив найденные величины в формулу, найдем, что время запаздывания выстрела равно:
При определении времени запаздывания выстрела руководитель должен обратить внимание обучаемых на то, что отклонение средней точки попадания увеличивается при увеличении времени запаздывания выстрела и увеличении скорости колебания мишени.
После определения времени запаздывания выстрела рекомендуется дать численный пример, показывающий влияние запаздывания выстрела на увеличение площади рассеивания.
Пример.
При правильных действиях бойца запаздывание выстрела равно 0,1 сек. Средняя угловая скорость колебаний танка Т-70 в 1 сек. равна 6°, или 360'. При стрельбе на 800 м осколочной гранатой 45-мм пушке нужно придать угол прицеливания, равный 2°9'. За время 0,1 сек., т. е. за время запаздывания выстрела, угол прицеливания может измениться на + (-)0,1 х 360 = + (-) 36'. Таким образом, момент вылета осколочной гранаты из канала ствола может быть или при угле прицеливания, равном 2°9' + 36'= = 2°45', или при угле прицеливания, равном 2°9' - 36'=1°33', т. е. дальность падения осколочной гранаты может быть около 1000 м или 600 м. При отсутствии приборов колебания для определения времени запаздывания выстрела нужно использовать указку и укалыватель. Для этой цели к указке необходимо прикрепить кусок картона или фанеры (рис. 28), размеры которых должны быть такими, чтобы уколы не выходили за их пределы.
Приставив указку с картоном к доске, обучающий заставляет обучаемого произвести контрольный укол. Затем при передвижении указки с картоном вверх и вниз с определенной скоростью и на определенном расстоянии обучаемый должен произвести серию уколов в момент, когда перекрестие будет совпадать с указкой при движении ее сверху вниз.
Рис. 28. Указка с прикреплённым картоном для определения времени запаздывания выстрела
Определив по серии уколов среднюю точку попадания, обучающий поступает в дальнейшем так же, как и при наличии приборов колебания. Типичным условием выполнения упражнения для тренировки стрелков во взятии упреждения на запаздывание выстрела будет следующее: произвести 10 уколов подряд в течение 2 мин. по цели, качающейся в вертикальной плоскости с размахами по 30 см каждый и частотой одного периода в 1 сек. и в горизонтальной плоскости, с размахами по 10 см каждый и частотой одного периода в 3 сек.
При данных условиях считать упражнение выполненным, если 7 уколов из 10 будут произведены в квадрат со стороной 5 мм, в центр которого произведен контрольный укол. Тренировку следует вести последовательно, давая только одни вертикальные или горизонтальные колебания, а затем всю тренировку проводить при сложном колебании и максимальной скорости. Указанная тренировка должна проводиться в короткие периоды времени (5-10 мин.), но ежедневно и по возможности по нескольку раз в день и даже во внеучебное время.