Двигатель.
Четырехцилиндровый рядный карбюраторный двигатель Renault 18CV запускался заводной ручкой изнутри или снаружи (с кормы) машины, был установлен по оси машины и имел:
- диаметр цилиндров 95 мм
- ход поршня 160 мм
- карбюратор типа "Зенит"
- зажигание от магнето
- регулятор числа оборотов
Двигатель развивал мощность 20 л.с. при 800 об/мин, 27 л.с. - при 1000 оборотах, 39 л.с. - при 1500 оборотах. Впереди двигателя у перегородки был размещен топливный бак. Подача бензина производилась насосом с мембраной или пульсатором, а на больших уклонах потреблялся бензин из дополнительного бачка. Жидкостное охлаждение выполнялось по термосифонной схеме, трубчатый радиатор обдувался вентилятором, обеспечивавшим также вентиляцию обитаемого объема. Если на прототипе были бортовые жалюзи в задней части корпуса охлаждения, то серийные танки их утратили. Воздух засасывался через продольную щель в крыше МТО, прикрытую приподнятой бронекрышей. Выхлопная труба с глушителем выводилась с правого борта. Броне-крыша и верхние наклонные листы откидывались на петлях вперед, что обеспечивало удобный доступ к двигателю. Запас топлива обеспечивал время движения танка до 8 ч, доливать же воду в радиатор приходилось значительно чаще.
Через коническое сцепление вращающий момент двигателя передавался на механическую коробку передач с надвижными шестернями, дававшую четыре скорости вперед и одну назад:
- 1-я и задний ход - 1,52 км/ч
- 2-я - 2,05 км/ч
- 3-я - 3,36 км/ч
- 4-я - 5,2 км/ч
Механизмами поворота служили конические бортовые фрикционы, управлявшиеся через коленчатый и качающийся рычаги. Водитель пользовался двумя рычагами поворота, рычагом управления коробки передач, педалями газа, сцепления и ножного тормоза, рукоятками акселератора и тормоза. Управление осуществлялось отключением соответствующей гусеницы и ее торможением с помощью ленточного тормоза. Стальная лента тормоза покрывалась ферродо или кожей. Танк "Рено" мог разворачиваться на месте вокруг вертикальной оси.
Ходовая часть танка "Рено".
Ходовая часть легкого танка "Рено" была выполнена более оригинально, нежели у французских танков первой мировой войны "Шнейдер" СА-1, "Сен-Шамон" и немецкого тяжелого танка A7V, представлявших собой модификацию движителя американского трактора "Холт".
Ходовая часть с блокированной пружинной подвеской включала на один борт четыре тележки - одну с тремя, остальные с двумя опорными катками. Последние - малого диаметра, сдвоенные, с внутренними ребордами. Тележки попарно соединялись шарниром с балансиром, который сам шарнирно подвешивался к полуэллиптической листовой рессоре. Концы рессоры подвешивались к продольной двутавровой балке, крепившейся на борту корпуса. Из-за малого динамического хода катков и отсутствия амортизаторов такую подвеску иногда называют "полужесткой".
Узлы ходовой части танка "Рено" FT-17:
1 - поддерживающий ролик, 2 - пружина буфера, 3 - направляющее колесо, 4 - вилка натяжного устройства, 5 - гайка натяжного устройства, 6 - винт натяжного устройства, 7 - передний балансир, 8 - серьга рессоры, 9 - задний балансир, 10 - рессора, 11 - опорный каток, 12 - ведущее колесо, 13 - ось ведущего колеса.
Верхняя ветвь гусеницы лежала на шести сдвоенных поддерживающих роликах, собранных в длинной обойме, задний конец которой крепился на шарнире, а передний подрессоривался винтовой пружиной - так должно было автоматически обеспечиваться постоянство натяжения гусеницы. Одинарное ведущее колесо заднего расположения захватывало гусеницу за шарнир траков. Одинарное направляющее колесо крепилось на передней части продольной балки в вилке с винтовым механизмом регулировки натяжения гусеничной цепи. На многих машинах для уменьшения шума и веса, а также удешевления производства, направляющее колесо изготавливалось из дерева со стальным каркасом и ободом - единственный случай в истории танкостроения. В литом траке гусеницы выделялась подушка (башмак) шириной 324 мм с грунтозацепом и два рельса (движение опорных катков по «рельсами» было типично для гусеничных шасси того времени). Траки соединялись пальцами, фиксировавшимися шайбами и втулками с чеками. Шарнир трака изнутри прикрывался отгибом подушки. Ширина колеи гусеничного хода - 1,4 м.
Танк был оборудован съемным "хвостом" для форсирования рвов. Он крепился на корме двумя стальными осями с засовами. На марше его поворачивали вокруг верхней оси и забрасывали на крышу МТО, но могли оставить и в "боевом" положении. В последнем случае на "хвосте" кренили полезный груз, порой сажали кого-либо из технических подразделений или пехотинцев. "Хвост" при преодолении широкого рва упирался в его передний скат, пока центр тяжести танка не достигал противоположного края. Длина танка с "хвостом" составляла 4,96 м.
Тактико-технические характеристики легкого танка "Рено" FT-17
Боевая масса, т |
7 |
Экипаж, чел. |
2 |
Габаритные размеры, мм: |
длина (с хвостом) |
4960 |
ширина |
1740 |
высота |
2140 |
Броня, мм: |
лоб корпуса |
16 |
борт |
6 |
башня |
22 |
Вооружение |
37-мм пушка или 8-мм пулемет "гочкис" |
Боекомплект |
240 снарядов или 4800 патронов |
Двигатель |
"Рено", 4-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощность 35 л. с. при 1500 об/мин. |
Удельное давление на грунт, кг/см 2 |
0,59 |
Скорость по шоссе, км/ч |
7,7 |
Запас хода по шоссе, км |
35 |
Преодолеваемые препятствия: |
|
угол подъема, град. |
45 |
ширина рва, м |
1,8 с "хвостом" |
1,35 без "хвоста" |
высота стенки, м |
0,6 |
глубина брода, м |
0,7 |
Можно привести более подробную, но пожалуй, менее понятную русскоязычным пользователям, таблицу. В формате нашего сайта pro-tank.ru (во всяком случае на момент публикации) удобнее сделать в виде "вложенных" таблиц, хотя это в целом и не совсем корректно:
SPECIFICATION - LIGHT TANK RENAULT FT 17
Designations: |
char canon de 37 mm. |
In service: |
1918 |
Weight: |
14,300 lb. |
Length—with tail: |
16 ft. 5 in. |
—without tail: |
13 ft. 6 in. |
Width: |
5 ft. 7 1/2 in. |
Height: |
7 ft. |
Length of tracks on ground: |
10 ft. 6 in. |
Track centres: |
4 ft. 7 in. |
Track width: |
13 1/2 in. |
Ground pressure: |
8-5 Ib./sq. in. |
Ground clearance: |
17 in. |
Wading depth: |
2 ft. 4 in. |
Trench crossing—with tail: |
6 ft. |
—without tail: |
5 ft. 4 in. |
Obstacle: |
2 ft. |
Max. gradient—forward: |
100 p.c. |
—reverse: |
110 p.c. |
Communications: |
hand signal |
Crew: |
2 men |
Armour—front: |
16 mm. |
sides: |
8 mm. |
top: |
8 mm. |
belly: |
6 mm. |
Turret—round: |
22 mm. |
—panelled: |
16 mm. |
Engine: |
Renault 95 x 160 |
Cylinders: |
4 |
Capacity: |
4 L.48 |
B.h.p.: |
35 |
Coolant: |
Water |
Fuel capacity: |
22 gal. |
Range: |
22 miles |
Fuel consumption: |
I m.p.g. |
Maximum speed—road: |
4-8 m.p.h. |
—crosscountry: |
2-2 m.p.h. |
Armament: |
One 37 mm. SA |
Elevation: |
+35° |
|
—20° |
Ammunition: |
237 rounds |
Designations: |
char mitrailleur 8 mm. |
In service: |
1918 |
Weight: |
14,750 lb. |
Length—with tail: |
— |
—without tail: |
— |
Width: |
— |
Height: |
— |
Length of tracks on ground: |
— |
Track centres: |
— |
Track width: |
— |
Ground pressure: |
— |
Ground clearance: |
— |
Wading depth: |
— |
Trench crossing—with tail: |
— |
—without tail: |
— |
Obstacle: |
— |
Max. gradient—forward: |
— |
—reverse: |
— |
Communications: |
hand signal |
Crew: |
2 men |
Armour—front: |
— |
sides: |
— |
top: |
— |
belly: |
— |
Turret—round: |
— |
—panelled: |
— |
Engine: |
— |
Cylinders: |
— |
Capacity: |
— |
B.h.p.: |
— |
Coolant: |
_ |
Fuel capacity: |
— |
Range: |
— |
Fuel consumption: |
— |
Maximum speed—road: |
— |
—crosscountry: |
— |
Armament: |
One 8 mm. machinegun Hotchkiss or one 7,5 mm.1931 machine gun |
Elevation: |
— |
|
— |
Ammunition: |
8 mm. ,4,800 rounds 7,5 mm. 24x15 |
Designations: |
char canon de 75 mm. |
In service: |
1918 |
Weight: |
15,400 lb. |
Length—with tail: |
— |
—without tail: |
— |
Width: |
— |
Height: |
— |
Length of tracks on ground: |
— |
Track centres: |
— |
Track width: |
— |
Ground pressure: |
— |
Ground clearance: |
— |
Wading depth: |
— |
Trench crossing—with tail: |
— |
—without tail: |
— |
Obstacle: |
— |
Max. gradient—forward: |
— |
—reverse: |
— |
Communications: |
hand signal |
Crew: |
2 men |
Armour—front: |
— |
sides: |
— |
top: |
— |
belly: |
— |
Turret—round: |
— |
—panelled: |
— |
Engine: |
— |
Cylinders: |
— |
Capacity: |
— |
B.h.p.: |
— |
Coolant: |
— |
Fuel capacity: |
— |
Range: |
— |
Fuel consumption: |
— |
Maximum speed—road: |
— |
—crosscountry: |
_ |
Armament: |
One 75 mm. S |
Elevation: |
— |
|
— |
Ammunition: |
30 rounds |
Designations: |
char SIGNAL |
In service: |
1918 |
Weight: |
15,400 lb. |
Length—with tail: |
— |
—without tail: |
— |
Width: |
— |
Height: |
7 ft. 9 in. |
Length of tracks on ground: |
— |
Track centres: |
— |
Track width: |
— |
Ground pressure: |
— |
Ground clearance: |
— |
Wading depth: |
— |
Trench crossing—with tail: |
— |
—without tail: |
— |
Obstacle: |
— |
Max. gradient—forward: |
— |
—reverse: |
— |
Communications: |
radio type Е10 ter. |
Crew: |
3 men |
Armour—front: |
— |
sides: |
— |
top: |
— |
belly: |
— |
Turret—round: |
О |
—panelled: |
О |
Engine: |
— |
Cylinders: |
— |
Capacity: |
— |
B.h.p.: |
— |
Coolant: |
— |
Fuel capacity: |
— |
Range: |
— |
Fuel consumption: |
— |
Maximum speed—road: |
— |
—crosscountry: |
|
Armament: |
NA |
Elevation: |
NA |
|
NA |
Ammunition: |
NA |