6. ПЕРИСКОПИЧЕСКИЕ СМОТРОВЫЕ ПРИБОРЫ
В башне танка Т-34-85 установлены три перископических смотровых прибора (рис. 41):
для командира танка, командира орудия и заряжающего.
Перископические смотровые приборы обеспечивают наблюдение за местностью как впереди, так и сзади танка без изменения положения головы наблюдающего.
Смотровой прибор состоит из следующих основных частей: корпуса перископа 2, трех призм 1, 6 и 7, бронированного колпака 3, кольца 19, стопора упора 16, стопора качания 23, сферического качающегося, корпуса 15, нижнего фланца 17 и верхнего фланца 20.
Рис.41. Перископический смотровой прибор
|
Нажмите на рисунок для увеличения
|
Смотровой прибор монтируется в бронированном колпаке и вместе с ним вращается вокруг вертикальной оси в кольце 19, чем обеспечивается круговой обзор. Кольцо 19 устанавливается на амортизаторе 18 и крепится болтами 22.
Благодаря сферическому качающемуся корпусу 15 смотровой прибор может поворачиваться на некоторый угол вокруг горизонтальной оси, чем обеспечивается увеличение вертикального угла наблюдения по сравнению с вертикальным углом обзора самого прибора.
Пространство между бронированным колпаком 3 и сферическим качающимся корпусом 15 заполняется солидолом.
Перед сборкой прибора все трущиеся поверхности слегка смазываются солидолом, а поверхности верхнего 20 и нижнего 17 фланцев — графитовой смазкой.
Солидол подводится к трущимся поверхностям шприцем через две шариковые масленки 4.Смотровой прибор стопорится в определенном положении стопором упора 16 и стопором качания 23. Для замены верхней призмы 1 надо отжать рычажок 14 с накидной петлей от прилива корпуса, откинуть нижнюю часть смотрового прибора к крыше танка и сдвинуть верхнюю призму вниз. Для замены передвижной призмы 7 нужно отвинтить два штифта-ограничителя 10 и, преодолевая силу пружин двух фиксаторов, сдвинуть призму вниз в ее направляющих. Чтобы заменить нижнюю призму 6, необходимо снять корпус прибора и заменить поврежденную призму. Вновь установленный смотровой прибор должен плавно и без заеданий вращаться на 360° и качаться вперед и назад до упоров.
7. ШАРИКОВАЯ ОПОРА БАШНИ
Рис.42. Шариковая
опора башни
|
Нажмите на рисунок для увеличения
|
Шариковая опора башни обеспечивает легкость вращения башни вокруг ее вертикальной оси. Шариковая опора (рис. 42) состоит из нижнего погона 3, верхнего погона 6, шариков 4, сепараторного кольца 5 и захватов 15.
Нижний и верхний погоны представляют собой кольцо с горизонтальной плоскостью и вертикальным буртом. Шарики располагаются по окружности погонов на их горизонтальных плоскостях, а вертикальные бурты препятствуют смещению шариков в радиальном направлении. Сепараторное кольцо 5 обеспечивает равномерное распределение шариков вдоль погонов.
Верхний погон 6 прикреплен болтами к опорному кольцу 10, приваренному к стенке корпуса 1 башни с внутренней стороны.
Нижний погон 3 прикреплен болтами к крыше 2 корпуса танка. При вращении башни верхний погон, закрепленный на ней, перекатывается на шариках по нижнему погону, что уменьшает усилие, потребное для поворота башни. С внутренней стороны нижнего погона нарезаны зубья, с которыми находится в зацеплении шестерня механизма поворота башни. На нижнем погоне нанесены деления, соответствующие десяти тысячным дистанции (0-10). Деления используются для ведения огня с закрытых позиций.
Одиннадцать захватов 15, прикрепленных к верхнему погону болтами, заходят своими выступами за кромку нижнего погона, чем и предохраняют башню от опрокидывания. В одном из захватов сделано окно, в котором закреплена стрелка 13 угломера.
Для обеспечения нормальной работы шариковой опоры башни необходимо обильно смазывать беговые дорожки и шарики: летом солидолом, а зимой смесью 50% солидола +50% авиамасла М3.
8. СТОПОР ПОХОДНОГО ПОЛОЖЕНИЯ БАШНИ
Рис.43. Стопор походного положения башни
|
Нажмите на рисунок для увеличения
|
С правой стороны башни, рядом с сиденьем заряжающего, в одном из захватов шариковой опоры башни смонтирован стопор походного положения башни. Стопор состоит из следующих основных частей (рис. 43): корпуса приваренного к захвату 1 стопора (гребенки) 3 с зубьями и с внутренним резьбовым отверстием, оси 4, рукоятки 9 и фиксатора 5 с пуговкой 7.
Корпус 2 стопора имеет цилиндрическое отверстие, в которое входит стопор (гребенка) 3 с завернутой в него осью. На квадратный конец оси надевается рукоятка 9, закрепляемая штифтом 8. От проворачивания стопор удерживается винтом 10, который входит в продольный паз стопора.
При вращении рукоятки вправо гребенка выдвигается из корпуса и своими зубьями входит в зацепление с зубьями нижнего погона, чем и стопорит башню в любом положении. После того как зубья стопора полностью войдут в зацепление с зубьями погона, нужно завести фиксатор в одно из углублений, расположенных по окружности корпуса стопора, что не дает рукоятке отворачиваться.
Для того чтобы отстопорить башню, необходимо оттянуть пуговку 7 фиксатора на себя и повернуть ее на 90 град. После этого вращать рукоятку налево до выхода зубьев стопора из зацепления с зубьями погона башни.
Содержание