Panzerjager I
Выдержки из донесения командира "Panzerjaeger Abteilung" 643 (Sfl.):
"Истребители танков не способны держать на марше скорость выше 30 км/ч, каждый полчаса в первые 20 км марша необходимо делать остановки............
Известен случай, когда отставший истребитель танков присоединился к батальону через восемь дней..............
Обзор из машины - исключительно плохой. Можно смотреть вперед через верхний обрез щита, результатом станет кердык - "Kopfschuesse!"....
Храбрый неприятельский пехотинец способен легко уничтожить экипаж истребителя танков ручной гранатой.....
Бронирование рубки пробивают даже бронебойные пули винтовочного калибра!....
Боеукладка разбухает так, что после нескольких суток хранения снаряд невозможно изъять...."
Бои на Западе, май - июнь 1940 г.
Четыре истребительно-противотанковых батальона (Panzerjaeger Abteilung (mot S)) принимали участие в кампании во Франции. Panzerjaeger Abteilung (mot S) был придан танковой группе фон Клейста с первого дня кампании, 10 мая 1940 г. Три других батальона (616, 643 и 670) вступали в кампанию по мере достижения боеготовности.
Как следует из боевого донесения 18-й пехотной дивизии, боевые действия истребителей танков были успешными:
- 4,7 cm Рак auf Sfl. отменно боролись с танками противника, а также эффективно разрушали строения в населенных пунктах, оказывая деморализующее воздействие на противника.
Командир "Panzerjaeger Abteilung" 643 (Sfl.) имел на подготовку вверенного ему личного состава всего месяц. Он обобщил боевой опыт батальона в донесении от 25 июля 1940 г.
1. Боевая подготовка
Переучивание расчетов 37-мм буксируемых противотанковых пушек на 4,7 (t) Sfl. велось в четырех деревнях в районе Вюнсдорфа с 15 апреля по 13 мая 1940 г. Расстояние между отдельными подразделениями батальона достигало 20 км, что создавало большие неудобства. В то же время было налажено отличное снабжения батальона всем необходимым и созданы все условия для боевой подготовки личного состава. Однако, подготовка механиков-водителей заняла слишком короткое время. Очень немногие механики-водители приобрели суммарный опыт вождения боевых машин в течение нескольких часов. Механики получили только базовые знания в отношении эксплуатации и ремонта техники. Фактически, они не прибрели необходимого опыта. Было выполнено всего две практических стрельбы двумя взводами; ротные и батальонные учения не проводились. Батальон не являлся боеготовой частью на момент погрузки на ж.д. эшелон.
2. Опыт маршей по шоссе
После разгрузки из ж.д. эшелона, неопытные механики-водители проделали несколько длительных маршей по дорогам, один из них продолжался 25 ч, после чего батальон присоединился к 3-й пехотной дивизии III армейского корпуса в Сайн-Л'Эбби. Без проблем были выполнены даже ночные марши. Отмечались неоднократные поломки нашего единственного танка и истребителей танков. Неопытные механики не могли своевременно ремонтировать технику. Несколько истребителей танков отстали от батальона на несколько дней, несмотря на то, что ремонтные работы производились круглосуточно. Хотя батальон взял из Магдебурга пять наполненных запасными частями грузовиков, запасных частей постоянно не хватало. Детали заказывались в Антверпен, Киль, Люттих и снимались с неисправных истребителей танков.
3. Дальнейшие марши
Совместные с подразделениями пехоты марши привели к выходу из строя матчасти. Особенно часто отмечались поломки сцепления и дифференциалов. Совместные марши с танковыми частями приводили к аналогичным деструктивным результатам. Отличающийся повышенной шумностью при движении, перетяжеленный "Panzerjaeger" Sfl. не способен поддерживать одинаковый с танками темп движения на марше.
Истребители танков не способны держать на марше скорость выше 30 км/ч, каждый полчаса в первые 20 км марша необходимо делать остановки, чтобы охладить двигатели, выполнить осмотр, произвести при необходимости смазку и ремонт. В дальнейшем остановки необходимо делать через каждые 30 км пробега. Из-за отсутствия сменных механиков-водителей, протяженность дневного марша по холмистой местности ограничена 120 км, по хорошим дорогам -150 км. Протяженность ночного марша с выключенными фарами сильно зависит от погодных условий и степени естественной освещенности.
По возможности, батальону следует совершать марши самостоятельно, а не вместе с подразделениями других родов войск, для чего батальон следует придать в непосред ственное распоряжение штаба корпуса. Марш осуществлять с остановками каждые полчаса. В составе батальона гусеничная техника двигается отдельно от колесной. Только такими способами есть возможность благополучно завершить марш со всеми исправными машинами. Маршрут движения необходимо обозначать символикой подразделения, в этом случае отставшая техника сможет догнать часть. Известен случай, когда отставший истребитель танков присоединился к батальону через восемь дней. Причем это произошло в период, когда батальон придавали то одной дивизии, то - другой, за четверо суток батальон придавался пяти дивизиям.
4. Подчинение корпусу и дивизиям
Лучше всего придавать батальон целиком дивизии или корпусу. Передача в оперативное подчинение полкам и батальонам отдельных взводов самоходных истребителей танков ведет к неправильному использованию самоходных установок.
Действия всего батальона или роты самоходных истребителей танков совместно с пулеметным батальоном, разведывательным батальоном и/или "Radfahrschwadron" как передового соединения, "Vorausabteilungen", обещает успех в бою в случае, если самоходные истребители танков будут использованы как танки или штурмовые орудия для охраны флангов и тылов.
Использование батальона самоходных истребителей танков самостоятельно, без поддержки пехоты, в целях охранения флангов может привести к уничтожению всего батальона.
Часто батальон 47-мм самоходных истребителей танков используется "где и как", в ответ на появление всего лишь слухов о танковой атаке, которую неспособны отразить буксируемые 37-мм противотанковые орудия.
Нередко заявку на использование 47-мм самоходных истребителей танков провоцировало появление на поле боя всего лишь нескольких устаревших бронеавтомобилей противника, в то время как пехота слала фантастические рапорты о танковой атаке. Следствием одного из таких не отвечающих действительности донесение однажды стало снятие всего батальона с участка, на котором действительно действовало несколько 34-тонных танков противника.
5. Эффективность истребителей танков 4,7 cm Рак (t)
Истребители танков с 47-мм пушками весьма эффективны для борьбы с техникой, бронирование которой не превышает 40 - 50-мм на дистанциях не более 500 м, максимум - 600 м. На дистанциях до 1000 м гусеницы танков могут быть выведены из строя прямым попаданием или рикошетом противотанкового снаряда. Истребитель танков способен эффективно подавлять пулеметные огневые точки на дистанциях до 1000 м, на больших дистанциях поражение таких малоразмерных целей ограничивается малым увеличением телескопического прицела орудия истребителя танков. Настильность траектории бронебойного снаряда составляет 2000 м. Деморализующий эффект от появления на поле боя самоходных истребителей танков огромен, особенно если они ведут стрельбу бронебойными и осколочно-фугасными снарядами. Экипажи самоходных истребителей танков безгранично верят в возможности вверенного им партией и правительством оружия!
6. Наблюдение
Обзор из машины - исключительно плохой. Можно смотреть вперед через верхний обрез щита, результатом станет кердык - "Kopfschuesse!" В уличных боях экипаж фактически лишен возможности наблюдать поле боя. Командир машины должен всегда удерживать цель в прицеле, что крайне сложно выполнить во время движения машины. Обзор по сторонам машины возложен на заряжающего, вынужденного часто отвлекаться от наблюдения для работы с пушкой. Механик-водитель концентрирует свое внимание на маршруте движения и не имеет возможности отвлекаться на наблюдение за местностью. Храбрый неприятельский пехотинец способен легко уничтожить экипаж истребителя танков ручной гранатой, бросив ее с бортов или с кормы. Предупреждения командира роты об опасности по радио командир машины не всегда способен услышать в горячке сражения.
7. Бронирование
Личный состав батальона осведомлен о том, что истребитель танков разрабатывался в условиях крайней спешки и является первым образцом чудо-оружия будущего. Бронирование шасси неадекватно. Снаряды французских противотанковых пушек калибра 25-мм пробивают броню, стреляя даже с больших дистанций. Бронирование рубки пробивают даже бронебойные пули винтовочного калибра! При прямом попадании снаряда образуются осколки как от самого снаряда, так и от брони, которые представляют летальную опасность для членов экипажа. Очень часто такие осколки причиняют ужасающие раны.
Вырезы для ствола орудия и орудийного прицела слишком большие. Необходимо разработать новую рубку с более толстой броней по бортам и в корме, снабженную наблюдательными приборами.
Тем не менее, хорошо подготовленные экипажи никогда не согласятся поменять самоходные истребители танков на буксируемые 37-мм противотанковые пушки.
8. Боеприпасы
Боеприпасы - великолепны. Боеукладка разбухает так, что после нескольких суток хранения снаряд невозможно изъять из нее нормальным способом. Используются снаряды трех типов, которые очень легко спутать. Боекомплект следует комплектовать наполовину из бронебойных снарядов и наполовину из осколочно-фугасных снарядов.
9. Объемы в истребителе танков
Внутренние объемы крайне ограничены. Рационы и другие необходимые экипажу вещи при движении по пересеченной местности перекатываются по днищу и боеукладке. Необходимо предусмотреть размещенные снаружи корпуса контейнеры для имущества.
10. Befehlspanzer (Pz.Kpfw. I Ausf.В)
Командирский танк "Befehlspanzer" на шасси танка Pz.Kpfw. I Ausf.В слишком мал и недостаточно бронирован. Командир должен иметь пространство для удобства своей работы, его следует защитить адекватной броней. В танке "Befehlspanzer" командир, помимо своих обязанностей, вынужден вести переговоры по радио и при необходимости вести огонь из пулемета. В движении работа на рации крайне затруднена. Совершенно необходим более крупногабаритный и хорошо защищенный командирский танк.
11. Высота самоходного истребителя танков
В случаях, когда французскую артиллерию не удавалась нейтрализовать пикирующими бомбардировщиками, танками или иными средствами, высокие рубки наших истребителей танков делали работу машин на поле боя исключительно опасной. Высокая линия стрельбы 47-мм орудия, установленного на истребителе танков, является достоинством при выборе огневых позиций за естественными или искусственными укрытиями. В то же время угол снижения орудия недостаточен для компенсации высоты шасси при выборе огневых позиций на обратных скатах высот; в этом случае приходится устанавливать машину в углублении или занимать позиции на флангах высот. Эффективная стрельба возможна только с позиции, оборудованных на фронтальных скатах высот. Тактически правильно выбирать позиции между холмами и ложбинами - истребители танков почти всегда контратакуют. Если истребители танков остаются на одних огневых позициях в течение всего дня. они достаточно легко поражаются артиллерией противника до появления неприятельских танков.
Таким образом, в техническом задании к перспективному истребителю танков следует предусмотреть высокую линию стрельбы из орудия с небольшой высотой шасси при среднем уровне бронирования машины.
Командир машины при стрельбе не всегда имеет возможность поддерживать общение с механиком-водителем. В то же время, в силу небольшого сектора наведения орудия по горизонту, часто приходится осуществлять грубое прицеливание разворотом всего истребителя танков, что выполняет механик-водитель. Координацию действий командира и механика-водителя необходимо самым тщательным образом отрабатывать на учениях, а не в бою под огнем противника.
12. Предупреждающие о танковой атаке сигналы
Для предупреждения об атаке неприятельских танков используются дымовые шашки голубого и фиолетового цвета, что неудобно. Желтый цвет дымов также непригоден. Красные дымы зарезервированы под постановку артиллерийского барража, "Sperrfeurer". Батальон просил все дивизии подавать сигналы об атаках танков противника двумя красными ракетами. Ракеты выпускаются одновременно или с минимальным интервалом друг за дружкой. Когда в течение четырех дней батальон придавался пяти различным дивизиям часто не оставалось времени обсудить способы подачи сигналов с оперативными офицерами дивизионных штабов. Один из оперативных офицеров посоветовал: "Надейся только на себя. Вышли на все танкоопасные направления своих мотоциклистов и машины с радиостанциями".
13. Вооружение вспомогательных подразделений
Нередко сопротивление противника возобновляется после того, как через его линии проходят наши танковые части. Тыловые подразделения батальона вооружены недостаточно - только несколько винтовок и пистолетов. Следует предусмотреть на вооружении тыловых подразделений пулеметы и пистолеты-пулеметы MP-38. При обороне подбитого одиночного самоходного истребителя танков пистолеты-пулеметы МР-38 также очень эффективны.
14. "Zugkraftwagenm" 1 ton для MG-34
"Zugkraftwagenm" 1 ton (Sd.Kfz.10) является превосходной машиной, в средней части которой легко может быть установлен пулемет, способный с движения вести огонь по возах шным целям. Пулеметная установка выполнена силами ремонтной службы батальона.
Заключительная ремарка
Самоходный истребитель танков доказал перспективность данного вида боевой техники, он значительно более эффективен, чем буксируемые старыми грузовиками "Вестфаль" 37-мм противотанковые орудия. Самоходные истребители танков настоятельно необходимы для покорения Англии и завоевания Африки.
< Назад | Вперед > |
---|