Rail Nation

FeedBurner

Твиттер - pro-tank.ru

Новости сайта pro-tank.ru

Информация

Радиоуправляемые модели

Загружается, подождите...
Автор: pro-tank.ru   
12.09.2010 14:23

Танк Т-72 и отечественное танкостроение

Очень не просто давать оценку танку Т-72, как впрочем, и любой другой современной боевой машине. Прошло мало времени с момента ее создания и многое еще остается тайной "за семью печатями". Танки Т-72 находятся в войсках, на "Уралвагонзаводе" работают люди их создававшие, в Вооруженных Силах проходят службу танкисты, эксплуатирующие эти танки, в разных местах нашей страны живут десятки тысяч людей в разное время непосредственно имевших дело с танком Т-72. У всех свой субъективный взгляд на эту боевую машину, иногда диаметрально противоположный. Это естественно. Но более или менее объективную оценку может дать только время.

Танк Т-72

В отечественной литературе достаточно часто встречается точка зрения о том, что своим появлением на свет Т-72 обязан танку Т-64. С одной стороны это, безусловно, так - все отечественные танки последних 40 лет обязаны своим появлением на свет "шестьдесятчетверке". Именно на нее была сделана основная ставка, а танки Т-72 и Т-80, строго говоря, являются вариантами развития ее конструкции. Однако же утверждать, что если не было бы танка Т-64, то не было бы и Т-72, нельзя. Просто он был бы другим.

А.А.МорозовЧтобы войти в историю А.А. Морозову нужен был революционный танк, тем более, что государство за ценой не стояло. И все было бы более или менее неплохо, выпускайся танк Т-64 на всех танковых заводах страны и отличайся Т-72 от него только двигателем. Но этого не произошло, да, скорее всего, и не могло произойти - слишком уж неоднозначной и далеко не идеальной была конструкция Т-64. В итоге стране для тиражирования был навязан танк технологически очень сложный, буквально - революционно сложный. Настолько сложный, что УВЗ и освоить его производную сразу не смог, хотя для Т-72, по сути, заимствовались только корпус, башня и трансмиссия.

Башня танка Т-72 (фактически - Т-64) состояла из 699 деталей, а Т-62 - 374 - и довольно сложно сразу дать этому однозначную оценку. С одной стороны можно гордиться нашими конструкторами и промышленностью.
А цена? Фактическая цена танка Т-64А в 1973 году была в 3 с лишним раза выше, чем Т-62, а по боевой эффективности он превосходил "шестьдесятдвойку" только в 1,7 раза.

 История мирового танкостроения знает немало примеров эффективного движения и по одному, и по другому пути. Советское танкостроения долго и вполне плодотворно шло путем эволюции от БТ до Т-62. Американцы эволюционировали от М26 до М60. Танк "Абрамс" - это вполне революционная машина, правда выбранная в результате тендера, а не волевого решения руководства. Англичане же, создав в 1930-1940 годы с десяток принципиально различных машин, после Второй мировой войны шли путем эволюции от "Центуриона" к "Челленджеру-2". И путь этот не случаен - после войны и последовавшего спустя 10 лет развала британской колониальной империи, Великобритания переместилась на позиции великой державы второго эшелона. Будучи беднее США, позволить себе революции она уже не могла. 
  Франция себе это позволила, создав танк "Леклерк". Однако, следует учитывать, что это третий серийный французский танк за 50 лет. Между АМХ30 и "Леклерком" - 30 лет, за которые французы не создали ни одного танка. Советское же руководство, очевидно, не считало, что СССР беднее США и бесконтрольно расходуя средства, позволяло себе то, чего не позволяли себе американцы.

По каким критериям сравнивать танк Т-72? По ТТХ?

Тактико-технические характеристики

Танк Т-72

Марка танка
Т-72
Год принятия на вооружение
1973
Боевая масса, т
41
Экипаж, чел.
3
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед
9530
длина корпуса
6860
ширина
3460
высота по крыше башни
2190
клиренс
470
Бронирование, мм:
лоб корпуса
550
лоб башни
410
Мощность двигателя, л.с.
780
Макс, скорость движения по шоссе, км/ч
60
Запас хода по шоссе, км
700
Удельная мощность л.с./т
19
Удельное давление, кгс/см2
0,83
Преодолеваемые препятствия:
макс, угол подъема, град.
30
ширина рва, м
2,6-2,8
высота стенки, м
0,85
глубина брода (с ОПВТ), м
1,2(5)

Танк Т-72А

Марка танка
Т-72А
Год принятия на вооружение
1979
Боевая масса, т
41,5
Экипаж, чел.
3
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед
9530
длина корпуса
6860
ширина
3590
высота по крыше башни
2190
клиренс
470
Бронирование, мм:
лоб корпуса
580
лоб башни
530
Мощность двигателя, л.с.
780
Макс, скорость движения по шоссе, км/ч
60
Запас хода по шоссе, км
700
Удельная мощность л.с./т
19
Удельное давление, кгс/см2
0,83
Преодолеваемые препятствия:
макс, угол подъема, град.
30
ширина рва, м
2,6-2,8
высота стенки, м
0,85
глубина брода (с ОПВТ), м
1,2(5)

Танк Т-72Б

Марка танка
Т-72Б
Год принятия на вооружение
1984
Боевая масса, т
44,5
Экипаж, чел.
3
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед
9530
длина корпуса
6860
ширина
3580
высота по крыше башни
2230
клиренс
490
Бронирование, мм:
лоб корпуса
лоб башни
Мощность двигателя, л.с.
840
Макс, скорость движения по шоссе, км/ч
60
Запас хода по шоссе, км
700
Удельная мощность л.с./т
18,9
Удельное давление, кгс/см2
0,87
Преодолеваемые препятствия:
макс, угол подъема, град.
30
ширина рва, м
2,6-2,8
высота стенки, м
0,85
глубина брода (с ОПВТ), м
1,2(5)

Танк Т-90

Марка танка
Т-90
Год принятия на вооружение
1993
Боевая масса, т
46,5
Экипаж, чел.
3
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед
9530
длина корпуса
6860
ширина
3780
высота по крыше башни
2228
клиренс
467
Бронирование, мм:
лоб корпуса
лоб башни
Мощность двигателя, л.с.
1000
Макс, скорость движения по шоссе, км/ч
65
Запас хода по шоссе, км
550
Удельная мощность л.с./т
21,5
Удельное давление, кгс/см2
0,94
Преодолеваемые препятствия:
макс, угол подъема, град.
30
ширина рва, м
2,6-2,8
высота стенки, м
0,85
глубина брода (с ОПВТ), м
1,2(5)

Но это будет не совсем корректно и не внесет ясности в реальную картину. Можно сравнить табличные данные трех советских основных танков Т-64, Т-72 и Т-80. Один чуть легче, другой - чуть тяжелее, двигатели разные, чуть отличается мощность и динамика (удельная мощность отличается незначительно), но в остальном машины одинаковы.
Но ведь это три разных танка. С совершенно разными эксплуатационными свойствами.

Но можно попробовать проанализировать отдельные эксплуатационные показатели и конструктивные решения танка Т-72.
Для оценки любого танка определяющими являются три главных параметра: подвижность, защищенность и огневая мощь.
Подвижность танка Т-72 обеспечивалась двигателем, трансмиссией и ходовой частью. Следует подчеркнуть, что весь этот комплекс узлов и агрегатов работал (и работает) исключительно надежно.
В публикациях, посвященных эксплуатации Т-72 о двигателе, как правило говорится очень мало - работал надежно и все. Тема же эксплуатации двигателя 5ТДФ танка Т-64 занимает в оценках этого танка ведущее место. Надежность и безотказность двигателя 5ТДФ сопровождается фразами вроде: "при грамотной эксплуатации" или "при соответствующей квалификации личного состава".

В результате последовательной эволюции конструкции дизеля В-2 получили исключительно надежные агрегаты В-46, В-84 и В-92. Причем последний - вдвое большей мощности, чем исходный образец. Они успешно эксплуатируются на нескольких десятках образцов боевой и специальной техники. Революционные же двигатели 5ТДФ и 6ТД используются только на танках Т-64 и Т-80УД. Однако же именно двигатель 5ТДФ сыграл роковую роль в отечественном танковом двигателестроении. Он продвигался как основной и единый и в связи с этим работы по другим перспективным двигателям (кроме газотурбинного) были либо заморожены, либо велись крайне вяло. В итоге в XXI веке отечественное танкостроение осталось по существу только с одним танковым двигателем.

Что касается защищенности танка и ее главной составляющей - броневой защиты, то сказать о ней можно меньше всего. Дело в том, что во всех странах мира в характеристиках всех танков являются секретными два параметра: толщина и структура брони и бронепробиваемость снарядов. В любом самом подробном рекламном проспекте можно найти любые сведения о том или ином танке, кроме этих. Не является исключением и танк Т-72. Из публикаций можно почерпнуть сведения о броневой защите машин раннего выпуска ("объект 172М") и экспортных образцов Т-72М и Т-72М1. Эти танки имеют монолитную броню башни. 
Что же касается Т-72Б и уж тем более Т-90, то об их бронезащите уже ничего не сообщается. Определения "достаточная" или "противоснарядная", увы, ничего не говорят. В то же время, именно на основе данных о бронезащите экспортных образцов в зарубежных публикациях был сделан вывод о недостаточной защищенности Т-72. Цель тут, по-видимому, одна: уменьшить экспортную привлекательность российских танков.
Сопоставить же уровень защищенности Т-72Б и "Абрамса", например, можно чисто теоретически, так как в бою эти машины не встречались. Совершенно очевидно одно - пробить можно любую броню, важно, как и чем. Как известно "абрамсы" с их урановой броней подбивались из старых советских гранатометов РПГ-7, а суперсовременные танки "Меркава-4" - из ПТРК "Фагот", тоже далеко не нового.

Наиболее интересный компонент конструкции любого танка - это комплекс вооружения. 125-мм пушка 2А46 - вполне современное огневое средство не только не уступающее, но даже превосходящее многие зарубежные аналоги. Но, к сожалению, высокие баллистические характеристики этого орудия в значительной степени нивелировались отсутствием на всех модификациях танка Т-72 автоматизированной системы управления огнем. Недостаток этот был преодолен только на танке Т-90. Следует отметить, что вооружение отечественных танков отличается большей универсальностью, чем западных. В боекомплектах последних, как правило, нет осколочно-фугасных снарядов, что существенно сужает их спектр применения.

Говоря о вооружении необходимо остановиться на довольно спорном агрегате в конструкции танка Т-72 (как, впрочем, и двух других отечественных основных танков) - автомате заряжания. Идея использования этого агрегата родилась в Харькове, была включена в ТТЗ на Т-64, а затем и унаследована Т-72. Эта конструкция на Т-64 именуется механизмом заряжания.
Какая задача решалась А.А.Морозовым при разработке и установке в танк Т-64 механизма заряжания?
Официальная версия - за счет отказа от заряжающего удалось сократить забронированный объем, уменьшить габариты танка, а сэкономленную массу обратить на усиление броневой защиты. Кроме того, обычно упоминается повышение скорострельности и облегчения работы членов экипажа. А.А. Морозов пытался решить неразрешимую задачу: создать танк с наименьшими габаритами и массой, но с наиболее мощными вооружением и бронезащитой. Так что именно с этой целью был внедрен механизм заряжания.

Что касается скорострельности, то этот показатель существует как бы параллельно. Скорострельность - важный фактор, но для танка не является главным. Точность гораздо важнее. В странах НАТО уже давно принята на вооружение концепция "выстрел-поражение", то есть концепция поражения цели первым выстрелом. При этом время, затраченное на второй выстрел, уже не имеет значения - цель ведь поражена. Если же имеется вторая цель, ждущая поражения, то и тут скорострельность не имеет решающей роли. Куда важнее быстродействие системы управления огнем и уровень подготовки наводчика. Автомат заряжания танка Т-72 обеспечивает скорострельность 8 выстр./мин., то есть на один выстрел затрачивается 7-8 секунд. Однако, маловероятно, что за это время наводчик успеет прицелиться по второй цели.
В различных публикациях часто встречаются рассказы о том, как в считанные секунды из танка Т-72 или Т-64 разносились вдребезги мишени на полигоне. Но бой - не стрельба по мишеням, реальный противник маневрирует и ведет ответный огонь, а значит и скорострельность в бою будет несколько ниже, чем на полигоне. Скорее всего, она примерно сравняется с таковой у танков "Абрамс" и "Леопард-2", в боекомплектах которых содержаться 120-мм унитарные выстрелы.
Другое дело если первым выстрелом допущен промах. Вот тогда наличие автомата заряжания дает ощутимое преимущество танку Т-72 над противником, при условии, разумеется, что промахнулись оба. Для внесения поправки в прицел много времени не надо и при вдвое быстром заряжании "семьдесятдвойка" способна выйти из этой гипотетической дуэли победителем.

А что произойдет, если танк Т-72 в бою расстреляет все 22 выстрела из автомата заряжания? Предположить такое можно, несмотря на то, что современный бой динамичен и скоротечен.
В 1973 году на Синае и Голанах танковые дуэли длились довольно долго. Не гадая, сколько времени может уйти на 22 выстрела, можно попытаться представить, что произойдет потом. Немеханизированная боеукладка, оттуда и будут брать снаряды? Если на полигоне, наверное, это получалось, то в бою - не выйдет.

На схеме размещения боекомплекта в танке Т-72 видно, что снаряды и заряды (заряжание-то раздельное) растыканы по всему боевому отделению, что крайне затрудняет пользование ими. Но главный вопрос - а заряжать то кто будет? Заряжающего ведь нет. Но инструкцией по эксплуатации предусмотрено, что заряжать пушку должны командир и наводчик попеременно. Есть даже специальная таблица размещения выстрелов и последовательности заряжания ими пушки вручную.

№ снаряда и заряда
Место нахождения в укладке
Кто извлекает (заряжает), положение башни по шкале азимутального указателя
Примечание
1с+ 1з
1с — в нише башни
1з — на полу впереди наводчика
Наводчик, при любом положении башни
2с + 2з
2с — на полу у кронштейна подъемника
2з — на полу сзади наводчика
Наводчик, при любом положении башни
При использовании снаряда 2с пушке придать максимальный угол возвышения
Зс + Зз
Зс и Зз — на полу сзади командира
Командир, при любом положении башни
Перед использованием зарядов 2з, Зз и 4з снять с них чехлы и уложить в карман чехла спинки сиденья наводчика

И так для 22 выстрелов с той лишь разницей, что, начиная с пятого, в графе "положение башни" указывается угол по шкале азимутального указателя, на который нужно ее повернуть, чтобы добраться до снаряда и заряда. И все это надо помнить. А куда нужно убирать чехлы с зарядов 2з, Зз и 4з, если на следующей странице инструкции написано, что перед заряжанием вручную спинка сиденья наводчика снимается!
Совершенно очевидно, что в реальной боевой обстановке осуществить заряжание пушки танка Т-72 вручную практически невозможно. Даже если и удастся это сделать в отношении наиболее доступных выстрелов, то в процессе их доставания и заряжания экипаж танка на какое-то время лишится или наводчика, или командира.

Не лучше обстоит дело и в танке Т-64. Например, у танка Т-64А в механизме заряжания находятся 28 выстрелов из 37. Еще семь размещены в отделении управления, а два на полу кабины. В бою экипаж может рассчитывать только на эти два, так как ни наводчик, ни командир танка попасть в отделение управления не смогут. Правда в соответствующей инструкции по эксплуатации сообщается, что вне механизма заряжания могут находиться только выстрелы с осколочно-фугасными и кумулятивными снарядами.
После расстрела боеприпасов из автомата заряжания или выхода его из строя, по каким либо причинам, танк Т-72 практически теряет боеспособность. В инструкции по эксплуатации танка Т-64А глава о заряжании пушки вручную вообще отсутствует, то есть экипаж танка как бы заранее готовят к тому, что ему придется рассчитывать только на 28 выстрелов в механизме заряжания. И в том и в другом танке предусмотрена возможность подачи выстрелов на линию досылания вручную, но это при условии выхода из строя только силового привода. В случае же заклинивания вращающегося транспортера до выстрелов в нем просто не добраться.

Следовательно, стрельба с использованием выстрелов из немеханизированной боеукладки возможна только с места и в основном по целям, которые не могут ответить огнем. Во всех остальных случаях после расстрела выстрелов из автомата заряжания танк Т-72 должен выходить из боя для загрузки автомата.
Но при загрузке боекомплекта в танк Т-62 четыре члена его экипажа выполняли 518 операций, а при загрузке в Т-64А экипаж из трех человек - 852! По свидетельству танкистов загрузка автомата заряжания Т-72 - еще более трудоемкий процесс.

А нужна ли вообще немеханизированная укладка? Помимо бесполезности ее для стрельбы, она представляет собой явную угрозу для жизни экипажа. Весь мир обошли фотографии танков Т-72 с башнями, сорванными взрывом боекомплекта. Так случалось в Ираке, в Югославии и в Чечне. У некоторых экспертов этот факт вызывал недоумение, ведь выстрелы в автомате заряжания этого танка находятся ниже уровня опорных катков. В автомате - да, а в немеханизированной укладке - нет. Судя по всему последние и являются катализатором процесса взрыва боекомплекта.

Впервые автомат заряжания был применен на французском легком танке АМХ-13 в 1951 году. В последующие годы на Западе было разработано несколько конструкций автоматов различного типа, в том числе и карусельного. Но ни один из них на серийных танках не использовался: сокращением забронированного объема там никто не занимался. Скорострельность 120-мм пушки танка "Абрамс" доходит до 6 выстр./мин., при этом 34 выстрела из 40 расположены в нише башни. Заряжающий сидит боком к пушке (лицом к казеннику) слева от нее и досылает выстрелы правой рукой, а не левой, как в советских танках с ручным заряжанием. У "Леопарда-2" в кранцах первых выстрелов в нише башни размещены 17 120-мм унитаров из 42, и по этому показателю он уступает "Абрамсу" и Т-72. Но разница в случае с последним очевидна - в экипаже немецкого танка есть заряжающий, он и будет "нырять" за остальными выстрелами, расположенными компактно в одном месте в отделении управления. Таким образом, боеспособности ни американский, ни немецкий танк не теряют вплоть до полного расстрела боекомплекта, на загрузку которого в эти танки по сравнению с Т-72 уходит гораздо меньше времени.

Танк АМХ-13

Танк АМХ-13

По советскому пути пошли только французы, установив на "Леклерке" автомат заряжания и ликвидировав заряжающего. Причину такого решения понять легко: французы тоже стремились к уменьшению забронированного объема, только в пределах других габаритов и массы. Полная противоположность советскому и французскому решениям, это израильский танк "Меркава" Мк4. В автомате заряжания (или механизированной укладке) этого танка размещены только 10 выстрелов, остальные 36 - рядом в нише башни, в немеханизированной укладке. При этом в танке сохранился заряжающий, который исходя из обстановки решает как заряжать пушку: вручную или с помощью автомата. Израильская машина демонстрирует совсем иной подход: автомат заряжания вместе с заряжающим, а не вместо. Тут действительно решалась задача облегчения труда членов экипажа и повышения скорострельности.

В целом же, дать объективную оценку таким компонентам танка Т-72, как автомат заряжания или комплекс управляемого вооружения практически невозможно. В полноценных боевых действиях с советскими (или российскими) экипажами эти танки не участвовали. Так что все оценки и сравнения (в том числе и приведенные выше) всего лишь теоретические выкладки. Никакие испытания не в состоянии смоделировать нагрузки, которые испытывают танк и его экипаж в реальном бою. В связи с этим странно выглядят утверждения типа "Т-72 - лучший в мире танк" или "Танк Т-90 - лучший в мире танк", или "наши танки - лучшие в мире".

И никем еще не доказано, чье танкостроение в годы после Второй мировой войны шло наиболее верным путем - наше или западное. Но например, дальнейшее совершенствование танка Т-90 в рамках существующей конструкции вряд ли возможно (в отличие от западных танков). Стремление к минимизации размеров и массы боевых машин характерное для отечественного танкостроения и доведенное до абсурда в 1960-х, похоже, завело его в тупик. И перспективные образцы типа омского "Черного орла" полностью это подтверждают, так как по массе и габаритам вплотную приближаются к зарубежным аналогам.

По материалам книг М.Барятинского и Интернет

 

Комментарии   

 
#1 кот-333 22.09.2013 14:31
Т-64;72;80 не повезло лишь в одном,-они были сделаны в СССР,и поэтому М.Барятинский утверждает что они плохие.А вот если-бы данные танки были сделаны на западе,то Барятинский утверждал что данные ОБТ шедевр мирового танкостроения.И все минусы данных ОБТ,от перетянул в плюсы.
 
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии

НОВОСТНОЙ БЛОК


Мини-навигатор
по сайту
Танки первой мировой
Танки СССР Второй мировой войны Вермахт Танки союзников СССР во Второй мировой войне - США, Англия, Франция, Польша Танки Италии, Японии, Чехословакии
Танки после войны
Танки мира
Про танкиСодержание

Военная игра следующего поколения
Игра War Thunder

Читайте в блоге pro-tank.ru

Журнал "Русские танки". Выпуск 30. Модель номера - САУ АСУ-85
Журнал
Русские танки. И другие коллекционные модели бронетанковой техники Журнал с моделью танка. Выпуск № 30 Краткий обзор Очередной номер журнала из серии...
ОАО "Конструкторское бюро приборостроения" на выставке IDEX 2013
ОАО
ОАО "КБП" широко рекламирует "КорнетЭМ" а также демонстрирует МГК "Бур" и многое другое ОАО "Конструкторское бюро приборостроения" принимает участие...


Новости партнеров

Новости
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

War Thunder

Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту