Средний танк М48 "Паттон III"
Выпущенный в 1952 году танк М47 представлял собой дальнейшее развитие М46. При создании М47 преследовалась цель не только повысить огневую мощь его предшественника, но и отработать новые элементы вооружения: пушку, прицельные приспособления, систему наведения. В связи с недостатком времени, обусловленным войной в Корее, при создании танка М47 были использованы новые башня и установка вооружения опытного Т42, а прочие агрегаты без существенных изменений заимствованы с М46. Поскольку М47 был всего лишь переходной моделью, то почти одновременно с его производством Детройтский арсенал начал разработку среднего танка с 90-мм пушкой. Проектирование новой машины было завершено спустя два месяца, и в декабре 1950 года фирма "Крайслер" получила заказ на проведение конструкторских работ по усовершенствованию проекта и производство шести прототипов, получивших обозначение Т48. Первый прототип планировалось выпустить в декабре 1951 года.
В марте месяце, когда прототипы были еще далеки до завершения, фирма "Форд" и отделение "Фишер боди" корпорации "Дженерал моторе" получили заказ на производство машин Т48 - будущих М48. Серийное производство началось в 1952 году, и на следующий год первые танки М48 начали поступать в танковые части американской армии. М48 выпускался также фирмами "Алко продактс" и "Крайслер". В 1960 году стены танкового завода "Крайслер" в Делаваре покинул последний М48, уступив место на сборочном конвейере новому М60, разработанному на основе модификации М48АЗ, но вооруженному 105-мм пушкой и имевшему ряд других изменений. Все основные элементы М48 - компоновка, вооружение, броня, моторно-трансмиссионная группа - создавались в послевоенный период с учетом требований, выдвигавшихся новой военно-политической ситуацией.
В сравнении с М47 на танке М48 была существенно улучшена броневая защита - применен литой корпус и усовершенствована конфигурация корпуса и башни. Кроме того, несколько изменилась компоновка машины, в результате чего экипаж сократился до четырех человек за счет помощника механика-водителя, и в установку вооружения были введены дополнительные усовершенствования. Несмотря на отмеченные изменения, М48 сохранил характерные недостатки предыдущих образцов М46 и М47, поскольку сочетание основных параметров было предопределено предшествующей линией развития.
Поршнем гидравлического тормоза отката являлось кольцевое утолщение на стволе. Накат осуществлялся винтовой пружиной. Механизм горизонтального наведения дифференциального типа был оснащен ручным и электрогидравлическим приводами. Механизм вертикального наведения состоял из гидравлического цилиндра, который связывал казенную часть пушки с крышей башни, клапанного устройства и шестеренчатого гидравлического насоса, спаренного с электродвигателем. Скорость наведения регулировалась дросселированием масла в клапанном устройстве, для чего была предусмотрена электрическая система управления. Для управления механизмами наведения служила одна рукоятка, которая поворачивалась в двух плоскостях.
Наводчик имел перископический прицел с переменным увеличением, а для командира под крышей башни устанавливался стереоскопический нерасстраивающийся прицел-дальномер. Определение дальности производилось совмещением по глубине специальной марки с целью. Для командира предусматривалась также вторая рукоятка управления механизмами наведения. Он располагал своей системой управления огнем и мог вести огонь вместо наводчика. Попытки стабилизировать вооружение предпринимались уже на первых танках М48, но они не увенчались успехом. Пулеметное вооружение танка состояло из двух пулеметов калибра 7,62-мм и 12,7-мм, которые устанавливались слева и справа от пушки, а также зенитного пулемета с дистанционным управлением, артиллерийское вооружение - 90-мм пушка с высокой начальной скоростью снаряда (более 900 м/сек), которую при умеренной длине ствола удалось достигнуть за счет соответствующего снаряжения выстрелов.
В боекомплект пушки, кроме бронебойных, входили невращающиеся кумулятивные снаряды, которые могли выпускаться с высокой начальной скоростью. Пушка оборудовалась обычным клиновым затвором, дульным тормозом рассеивательного типа и эжекционным устройством для удаления пороховых газов. Надетый на ствол концентрический цилиндр образовывал замкнутую кольцевую полость, соединенную с каналом ствола направленными под углом вперед сверлениями. Большой вес в сочетании с двигателем, отличавшимся повышенным расходом топлива, и трансмиссией с недостаточно высоким КПД обусловили второй основной недостаток американских танков начала 50-х годов - сравнительно малый запас хода. На М48, как и на его предшественниках, принята компоновка с кормовым расположением моторно-трансмиссионного отделения. Корпус выполнялся в виде цельной отливки. Американские конструкторы считали, что литые корпуса не только уменьшали стоимость машины, но и повышали производительность труда, кроме того при литом корпусе можно было осуществить наиболее целесообразную конфигурацию, которая сочетала бы в себе выгодные углы наклона и наименьшую общую поверхность брони, непосредственно связанную с весом.
При достигнутом уровне технологии литая броня по снарядостойкости мало чем уступала катаной. Литые или комбинированные корпуса встречались и раньше, но не получили широкого распространения, поскольку перечисленные преимущества не были в них использованы. Носовая часть корпуса М48 имела эллипсовидную форму. Борта корпуса сложной формы частично заполняли гусеничный обвод и плавно переходили в днище. Таким образом, все основные броневые поверхности располагались с целесообразным наклоном и, кроме того, имели переменную толщину. Для опоры башни были предусмотрены местные уширения. Башня имела совершенную полусферическую форму, но в ее кормовой части сохранились обратные уклоны. В качестве средств связи устанавливались ультракоротковолновая дуплексная радиостанция, танковое переговорное устройство и телефон для связи с пехотой. М48 оснащался оборудованием для вождения в ночных условиях: двумя фарами с фильтрами, пропускавшими лишь инфракрасные лучи, и обычным перископом, объединенным с электронным преобразователем инфракрасного изображения в видимое. Несколько позже на М48 зенитный пулемет был помещен в специальную башенку противопульного бронирования, установленную на крыше основной башни над местом командира. В результате получилась автономная универсальная пулеметная установка, из которой командир мог вести огонь как по воздушным, так и по наземным целям.
Танк с пулеметной башенкой получил обозначение М48А1. В 1956 году начался выпуск нового модернизированного образца - М48А2, вес которого возрос до 46 т за счет некоторого увеличения габаритов и усиления бронирования башни. От предыдущей модели машина новой модификации отличалась установкой 90-мм пушки со стабилизаторами в двух плоскостях наведения и односекционным дульным тормозом новой конструкции. Кроме того, машину оснастили стереоскопическим прицелом-дальномером М13А1. Следующим существенным отличием было то, что в силовой установке М48А2 вместо карбюратора применили систему непосредственного впрыска топлива, которая обеспечивала большую экономичность, увеличили емкость топливных баков до 1230 л и усовершенствовали систему охлаждения двигателя. Все это позволило увеличить запас хода. Траки гусениц для уменьшения веса делались сварными, а их внутренняя поверхность покрывалась резиной. В каждый трак на резиновых втулках были запрессованы два пальца. Соседние пальцы двух траков жестко связывались металлическими накладками. Боекомплект размещался в боевом отделении в бортовых нишах корпуса, которые выступали в гусеничный обвод, а также на левом борту башни (на американских машинах заряжающий расположен слева от орудия). В нише башни, оборудованной вращающимся поликом, располагались радиостанция и фильтро-вентиляционная установка. В состав моторно-трансмиссионной установки танка М48 входили: бензиновый 12-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения с V-образным расположением цилиндров "Континентал" и поперечно расположенная гидромеханическая трансмиссия "Аллисон".
Основные элементы трансмиссии и двигатель были объединены в один блок, мягко подвешенный в корпусе. К этому блоку крепились почти все элементы моторно-трансмиссионной установки, за исключением топливных баков. В ходовой части использовались опорные катки среднего диаметра с резиновыми бандажами и поддерживающие катки. В независимой подвеске применялись торсионы, дополненные буферными пружинами, и гидравлические амортизаторы телескопического типа. Амортизаторы устанавливались на всех катках, за исключением третьих и четвертых. На первых катках установлено по два амортизатора. Подрессоривание передних катков выполнено более жестким за счет увеличения диаметра торсионов. После принятия на вооружение М48А2 все ранее выпущенные танки данного семейства были признаны ограниченно стандартными. В 1962 году была принята программа дальнейшей модернизации среднего танка М48 "Паттон III", в соответствии с которой в 1963—1964 годах бензиновый двигатель заменили дизельным (увеличение емкости топливных баков позволило повысить запас хода танка до 387 км), а вместо стереоскопического дальномера установили монокулярный дальномер, работающий по принципу дальномерного устройства фотокамеры. Когда два изображения, наблюдаемые в окуляре прибора, совмещались посредством вращения измерительного маховичка в одно, то пушка соответствующими сервоприводами автоматически наводилась на цель.
С целью улучшения работы системы охлаждения двигателя, а также защиты от приборов теплового обнаружения и управляемых снарядов с самонаведением по тепловому излучению была изменена конструкция кормовой части корпуса, потребовавшая увеличения высоты крыши над двигателем и устройства жалюзи в корме. Выхлопные трубы разместились под специальной теплоизоляционной крышей силового отделения, где отработавшие газы предварительно охлаждались, смешиваясь с потоком воздуха системы охлаждения, а затем выбрасывались наружу через кормовые жалюзи. На машинах следующей модификации М48А4 предполагалось устанавливать башни от танков М60, которые, в свою очередь, должны были переоснащаться новыми башнями со 152-мм пушками-пусковыми установками для стрельбы ПТУРСами "Шиллейла". Однако этот проект не был реализован, и М48А4 так и не поступил на вооружение. Последней моделью в семействе танков 48 стала модификация М48А5. Это не что иное, как М48А1 и М48А2, которые в 70-е годы были доведены до уровня М60, то есть получили новую стабилизированную 105-мм пушку, два пулемета М600 калибра 7,62 мм, лазерный дальномер и современную систему управления огнем. Все модификации среднего танка М48 могли преодолевать водные преграды со скоростью 10 км/ч с помощью индивидуального плавсредства - легкого понтона, состоявшего из четырех частей Каждая из них представляла собой стальную ферму, заполненную блоками из очень легкой пластмассы.
Понтон имел два винта с приводом от ведущих колес. На выходе машины на берег он легко отделялся с помощью специальных пороховых зарядов. На базе М48 были созданы 155-мм самоходная пушка М53, 203,2-мм самоходная гаубица М55, ремонтноэвакуационная машина М88 и огнеметный танк М67. Всего было выпущено около 11700 М48 "Паттон III" различных модификаций. Эти машины находились или продолжают находиться на вооружении армии США.
Источники:
- Воениздат, Н. Р. Андреев, Н. И. Гришин. "Пехотный батальон армии США";
- R. P. Hunnicutt Patton. A History of American Main Battle Tank;
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- J. Mesko M48 Patton in Action;
- М. Никольский "Средний танк M48", М. Барятинский (Моделист-конструктор);
- F. M. von Senger und Etterlin: Tanks of the World 1983;
- Christopher Foss: Panzer und andere Kampffahrzeuge 1916 bis heute. Buch und Zeit Verlagsgesellschaft;
- Oscar C. Decker: The Patton Tanks;
- Steven J Zaloga, Tony Bryan, Jim Laurier - "M26–M46 Pershing Tank 1943–1953";
- Tomasz Begier, Dariusz Użycki, Patton Cz.I - M-47.
Вперед > |
---|