Основной боевой танк Al-Khalid (MBT-2000)
Танк "Аль-Халид" создан на основе на китайского танка тип 90-2. Этот танк создан практически весь, кроме двигателя, на производственных мощностях Пакистана . Двигатель является копией украинского 6ТД-2, дизельного двигателя мощностью 1200 лошадиных сил. Этот двигатель используется в украинских танках T-80/84 .Преимуществом этого танка является значительно более низкий силуэт, по сравнению с другими современными танками, с максимальным весом в 48 тонн. Экипаж танка состоит из трех человек. Танк "Аль-Халид" оснащен гладкоствольной пушкой калибром 125-мм которая также может запускать и ракеты.
Уникальной особенностью танка "Аль-Халид" является то, что он оборудован автоматической системой "Tracker". Она также имеет возможность отслеживать и проводить более чем одну цель, которые находятся в движении. Танк может действовать полностью функционально, даже в ночное время с помощью тепловых систем наведения.
Максимальная скорость танка до 65 км/ч. Развитие первого полностью своего танка Пакистан начал в 1988 году и в январе 1990 года была достигнута договоренность с Китаем о совместном проектировании, разработке и изготовлении бронемашины. Дизайн является производным от китайского танка тип 90-2, работы продолжается совместно с китайской фирмой "NORINCO" и пакистанской "HEAVY INDUSTRIES" уже несколько лет. Первоначальные прототипы танка были изготовлены в Китае и направлены на испытания в августе 1991 года. Производство было развернуто в Пакистане на заводе в Таксила.
С тех пор основные усилия были направлены на совершенствование конструкции танка для территории Пакистана и адаптации двигателя к высоким температурам. Двигатель танка тип 90-2 заменен украинским 6ТД-2 мощностью 1200 л.с. Украина является ключевым партнером в производстве танка "Аль-Халид" ,это производство является совместным предприятием между Китаем, Пакистаном и Украиной. Украина также оказывает помощь Пакистану в модернизации танков Т-59 "Аль-Zarar" до уровня танков Т-80УД. В феврале 2002 года Украина объявила, что завод Малышева предоставит еще партию из 315 двигателей для танков "Аль-Халид" в течение трех лет. Сметная стоимость контракта составила 125-150 миллионов долларов США.
Украина обладает одним из самых надежных танковых двигателей работающих в условиях жаркого климата. В свое время Украина и Россия, как две великие танковые державы приняли два различных способа развития танковых двигателей. Украинские конструкторы выбрали в качестве магистрального направления развития - дизель, а русские танкостроители - газовые турбины, как и многие другие страны. Теперь, по словам главного конструктора бронетанковых войск Украины, Михаила Борисюка, когда основными покупателями бронетехники стали страны с жарким климатом, стабильность работы двигателей при температура окружающего воздуха выше 50 градусов стала одним из ключевых факторов обеспечивающих надежность танков.
В экстремальных условиях жаркого климата газотурбинные двигатели проигрывают дизельным, у них оказались серьезные проблемы во время испытаний в Индии, и с ними стали случатся отказы в стабильной работе. Дизеля же, напротив, показали высокую надежность. На "Heavy Industries" производство танка "Аль-Халид" началось в ноябре 2000 года.По состоянию на начало 2002 в пакистанской армии было около двадцати танков "Аль-Халид" в эксплуатации. Она получила свою первую партию из 15 танков "Аль-Халид" в июле 2001 года.
Представители пакистанской армии сообщают что надеются произвести в общей сложности более 300 танков в 2005 году.Пакистан планирует оснастить еще 300-ми танками "Аль-Халид свои бронетанковые части в 2007 году.Пакистан планирует построить в общей сложности 600 танков"Аль-Халид" в основном для противодействия Индийским танкам "Арджун" и танкам Т-90, закупленными Индией у России. Развитие данного танка продолжается, при этом вносятся изменения в систему управления огнем и связью. В апреле 2002 года, на проходящей DSA-2002-Международной выставке вооружений, военная и правительственная комиссия чиновников из Малайзии рассмотрела танк "Аль-Халид", и показала свою заинтересованность в его покупке у Пакистана.
ОАЭ выразили заинтересованность в 2003 году в покупке пакистанской военной техники, включая танк "Аль-Халид" в качестве основного боевого танка. В июне 2003 танком заинтересовался и Бангладеш. В марте 2006 года, журнал "Jane's Defence Weekly" сообщил, что Саудовская Аравия планирует оценить боевые качества танка "Аль-Халид" в апреле 2006 года. Пакистанские чиновники из министерства обороны заявили, что правительство Саудовской Аравии может быть заинтересован в приобретении до 150 танков "Аль-Халид" за 600 миллионов долларов США.
Тактико-технические характеристики основного боевого танка "Аль Халид"
Боевая масса, т | 48 |
Экипаж, чел | 3 |
Габаритные размеры, мм:
|
|
длина | 6900 |
ширина | 3400 |
высота | 2300 |
клиренс | 470 |
Броня, мм
|
|
комбинированная | |
Вооружение:
|
|
125-мм гладкоствольная 2А46 пушка, 7,62-мм пулемет "Тип 86", 12,7-мм зенитный пулемет W-85 | |
Боекомплект:
|
|
(22+17) выстрелов, 2000 патронов калибра 7,62-мм, 500 патронов калибра 12,7-мм |
|
Двигатель | дизель: 6ТД-2 или 6ТД, 1200 л.с. или 1000 л.с. |
Удельное давление на грунт, кг/см | 0,9 |
Скорость по шоссе, км/ч | 62 |
Запас хода по шоссе, км | 400 |
Преодолеваемые препятствия:
|
|
высота стенки, мм | 850 |
ширина рва, мм | 3000 |
глубина брода, м | 1,4 (с ОПВТ - 5) |
Источники:
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- Кристофер Ф. Фосс. "Справочники Джейн. Танки и боевые машины";
- Филип Трюитт. "Танки и самоходные установки;
- Christoper Chant "World Encyclopedia of the Tank".