Крейсерский танк A34 Comet
Танк "Комета" разработан в 1944 году в результате радикальной модернизации "Кромвелл". Первые машины появились уже в конце 1944 года и приняли участие в последних боях второй мировой войны. Модернизация коснулась прежде всего ходовой части. Были установлены верхние поддерживающие катки гусеничной цепи и усилены направляющие и ведущие колеса. Первый, второй, четвертый и пятый опорные катки снабжены гидравлическими амортизаторами. Увеличена ширина гусеницы. Установлен модернизированный двигатель "Метеор".
Изменилось и вооружение танка: в башне новой конструкции была установлена пушка калибра 76,2-мм с начальной скоростью бронебойного снаряда 785 м/с, а также два 7,92-мм пулемета. Еще один пулемет установлен на крыше башни в качестве зенитного. В качестве прицельных приспособлений устанавливались телескопические прицелы, а в качестве средств наблюдения - зеркальные перископы. Значительно усилена броня: толщина лобовой брони корпуса повышена до 76-мм, а лобовой брони башни - до 102-мм. Для постановки дымовых завес на башне монтировался гранатомет, стреляющий дымовыми гранатами, а на корме корпуса танка крепились дымовые шашки. Хотя новый танк назывался крейсерским, в нем уже было достигнуто почти оптимальное сочетание огневой мощи, подвижности и броневой защиты.
Хотя головным подрядчиком по производству танков А27 ("Центаур" и "Кромвелл") первоначально была фирма "Бирмингем Кэрриедж энд Вэгон", задержки в производстве и устранение дефектов конструкции привели к тому, что роль "головной" в мае 1943 года перешла к фирме "Лейланд". Вопрос усиления вооружения танка "Кромвелл" заставил разработать "Челленджер" с 17-фунтовой пушкой, который оказался неудачным. Как только "Лейланд" взяла А27 в свои руки, она начала работы по созданию его улучшенной модификации. Конструктивно и по габаритам усовершенствованная машина, получившая обозначение А30, была подобна А27.
Чтобы избежать увеличения ширины корпуса, которого требовала от А30 установка 17-фунтовой противотанковой пушки, "Виккерс-Армстронг" разработала облегченную модификацию этой пушки с укороченным стволом и уменьшенным казенником. Это орудие, первоначально известное как "Виккерс" НУ 75тт (абравеатура - в английской транскрипции - высокая начальная скорость), но позднее обозначенное как 77-мм, по баллистическим характеристикам и бронепробиваемости незначительно уступала 17-фунтовой пушке и стреляла теми же боеприпасами.
77-мм пушка хорошо вписывалась в башню, аналогичную по размерам А27, но практика требовала увеличить размеры башни. Опытную модель А30 подготовили к испытаниям в феврале 1944 года, основным изменением после испытаний которой стало усиление подвески с добавлением в ходовую часть поддерживающих роликов. К этому времени А30 представлял собой уже на 60% измененный А27 и был по сути новым танком. Заказ на серийное производство выдали в сентябре 1944 года, и первые А34, получившие имя танк "Комет", поставили в танковые батальоны 11-й бронетанковой дивизии после форсирования Рейна в марте 1945 года, хотя несколько машин поставили еще в декабре 1944 г.
Танк "Комета" показал себя быстроходным и надежным танком, первым в британской системе бронетанкового вооружения почти равным германским "Пантерам" по подвижности и огневой мощи. Однако он появился слишком поздно, чтобы сыграть существенную роль в боевых действиях британских танкистов во Второй мировой войне. В основном танки "Комет" попали в британские бронетанковые части и соединения уже после войны, и некоторые из них оставались на вооружении до начала 60-х годов. Как и последние модификации "Кромвеля", "Комета" имела полностью сварную конструкцию.
Тактико-технические характеристики
Боевая масса |
33,5 т
|
Размеры: | |
длина |
6430 мм
|
ширина |
3070 мм
|
высота |
2700 мм
|
Экипаж |
5 человек
|
Вооружение |
1 х 16,2-мм пушка Мk II. 2 х 7, 92- мм пулемета 1x7,69 зенитный пулемет
|
Боекомплект |
61 снаряд 5175 патронов
|
Бронирование: | |
лоб корпуса |
76 мм
|
лоб башни |
102 мм
|
Тип двигателя |
карбюраторный "Метеор"
|
Максимальная мощность | 600 л.с |
Максимальная скорость | 52 км/час |
Запас хода |
180 км
|
Примечания: Внешне отличается от танка "Кромвель" поддерживающими роликами ходовой части. Сварная башня с литой носовой частью имела командирскую башенку и передний скос крыши. Характерная кормовая ниша - противовес. Машины поздних выпусков имели бронированный кожух выхлопной системы на корме и усовершенствованную систему "воздухозабора".
Источники:
- М.Барятинский. Бронетанковая техника Великобритании 1939-1945 гг. (Бронеколлекция, 4 - 1996);
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг".;
- М. Барятинский. "Сухопутные крейсера" Черчилля. Крейсерские танки - от "Крестоносца" до "Кометы";
- Alexander Lüdeke: Panzer der Alliierten;
- Cromwell and Comet [AFV Weapons Profile 25];
- J. Bingham. Cromwell and Comet.
< Назад |
---|