Это - Мобильная версия сайта про танки и бронетехнику. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-tank.ru для компьютеров и ноутбуков.

 
Истребитель танков "Ягдтигр" - Техническое описание
Содержание
Истребитель танков "Ягдтигр"
Техническое описание
Техническое описание. Часть 2
Боевое применение

Техническое описание Ягдтигра

Техническое описание истребителя танков Ягдитгр.

Компоновка самоходного орудия "Ягдтигр" была подобна базовой машине "Тигр II" и характерна для большинства немецких танков периода Второй мировой войны - с передним расположением трансмиссии.
Отделение управления находилось в передней части САУ. В нем размешались главный фрикцион, коробка передач и механизм поворота. Слева от коробки передач располагались органы управления самоходной установкой, контрольные приборы и сиденье механика-водителя. Справа - курсовой пулемет и сиденье стрелка-радиста. Радиостанция находилась в отделении управления - над коробкой передач и правой бортовой передачей.

Внутренний интерьер тяжелого истребителя танков Ягдтигр (подвеска Порше)

Внутренний интрерьер

нажмите, чтобы увеличить

Боевое отделение располагалось в центральной части самоходной установки. Над боевым отделением размещалась бронированная рубка, в которой и монтировалась арт-система САУ. Слева от пушки находились перископический прицел, механизм наведения и сиденье наводчика. Справа от орудия находилось сиденье командира самоходной установки. В нишах по стенкам корпуса рубки и на полу боевого отделения размешался боекомплект. В задней части рубки находились места обоих заряжающих экипажа САУ.
Также на днище "Ягд-тигра" располагалось два топливных бака.

Боевое отделение САУ "Ягд-тигр" 
Боевое отделение САУ "Ягд-тигр" Боевое отделение САУ "Ягд-тигр"
Нажмите для увеличения 

В моторном отделении, находившемся в кормовой части корпуса, размещались двигатель, вентиляторы и радиаторы системы охлаждения. а также топливные баки. Между моторным и боевым отделением имелась перегородка.
 Силовая установка "Ягд-тигра" была подобна силовой установке танка "Королевский тигр", а тот в свою очередь целиком заимствовал ее у танка "Пантера". Трансмиссия с некоторыми усовершенствованиями была заимствована у тяжелого танка "Тигр" (Pz.Kpfw.VI "Тигр I").

Корпус самоходного орудия по форме в основном был идентичен корпусу танка "Королевский тигр" (а тот в свою очередь заимствовал конфигурации корпуса у "Пантеры"). Конструкция изготавливалась из катаных броневых плит, соединенных "в шип" и обваренных аустенитовыми электродами. В корпусе САУ использовалось шесть типов плит толщиной от 25-мм до 150-мм. Верхний лобовой лист-корпуса выполнялся сплошным и имел только амбразуру под шаровую установку курсового пулемета.

В передней части крыши корпуса были смонтированы смотровые приборы механика-водителя и стрелка-радиста, защищенные броневыми П-образными скобами. В верхней части лобового листа САУ был сделан вырез, чтобы обеспечить механику-водителю максимально возможный обзор.
Кроме того, в передней части крыши корпуса имелись люки-лазы механика-водителя и стрелка-радиста. Для входа и выхода из самоходной установки крышки люков приподнимались вверх и отводились в сторону с помощью специального подъемно-поворотного механизма. Подобная конструкция концептуально повторяла аналогичный механизм в танке "Пантера" и почти точно копировала конструкцию "Королевского тигра" - люки-лазы во всех трех машинах выполнялись в крышке люка, предназначенного для монтажа и демонтажа трансмиссии. Между люками-лазами имелось вентиляционное отверстие закрытое броневым колпаком.

Рабочее место механика-водителя

Рабочее место механика-водителя

Кормовая часть корпуса делилась на три отсека внутренними водонепроницаемыми переборками. Два крайних отсека при преодолении водных преград вброд могли заливаться водой. В центральный же отсек, где находился двигатель, вода не поступала. Крайние отсеки закрывались сверху броневыми решетками, четыре прямоугольные из них служили для притока воздуха, охлаждавшего радиаторы, а две круглых средних - для его отвода.

В крыше центрального отсека двигателя САУ "Ягд-тигр" имелся люк, в крышке которого размещались прикрытые грибовидными колпаками две отдушины для притока воздуха к воздушным фильтрам, а также еще три отверстия (в крыше центрального отсека): для заливки воды в систему охлаждения, для доступа к горловине питания и для доступа воздухопроводящей трубы при подводном вождении САУ (системой ОПВТ истребители танков "Ягд-тигр" не оснащались, отверстие осталось от родственной конструкции танка "Королевский тигр", незначительное количество которых в ранней версии получили подобное оснащение.

Также на крыше центрального отсека двигателя размешалось "гнездо" для кронштейна зенитного 7,92-мм пулемета MG-42 (только на САУ "среднего" и "позднего" выпуска). Расположение этого гнезда варьировалось в зависимости от производственной серии истребителя танков Sd.Klz.186.

Разрез самоходного орудия "Ягдтигр"

Разрез самоходного орудия "Ягдтигр" (ходовая часть - Хеншель)

В днище корпуса были предусмотрены люки для доступа к торсионам подвески, к спусковым кранам системы питания, охлаждения и смазки, к водооткачивающей помпе и к спускной трубе картера коробки передач. Перед сиденьем стрелка-радиста в днище был оборудован аварийный люк. Верхняя ветвь гусеницы и вертикальная часть борта корпуса прикрывались 6-мм фальшбортом, который одновременно являлся подкрылком.

Рубка истребителя танков изготавливалась заодно с корпусом в бортах и соединялась с лобовым и кормовым листами соединением типа "шип", усиленным шпонками (подобное соединение впервые удачно опробовал Ф. Порше на "Элефанте" и "Маусе"). Толщина лобового листа рубки достигала 250-мм, причем располагался он под углом в 75°, что делало его практически неуязвимым для всех противотанковых средств противника на дистанции более 400 м. В кормовой части рубки монтировался лист толщиной 80-мм. в котором располагались распашные бронедвери, предназначенные для демонтажа орудия, "погрузки-выгрузки" боекомплекта и эвакуации экипажа.

Крыша рубки из 40-мм броневого листа крепилась к корпусу на болтах. С правой стороны крыши рубки размещались командирская башенка. Левее командирской имелась подвижная аппаратура перископического прицела 128-мм орудия. Сразу за командирской башенкой располагался большой круглый командирский люк. Левее его находилась пусковая установка 26-мм противопехотного гранатомета, предназначенного для обороны машины в ближнем бою с пехотными подразделениями. Позади люка по центру машины на крыше выступал бронеколпак вентилятора боевого отделения. В кормовой части крыши находилось два (или три) перископа для осмотра панорамы поля боя вокруг истребителя танков.

Компоновка артсистемы

Компоновка 128-мм артсистемы Рак80

Основным вооружением САУ "Ягд-тигр" являлась 128-мм артсистема Рак80, которая устанавливалась в амбразуре переднего листа рубки, прикрытой массивной литой маской. Первоначально планировалось оснастить "Ягд-тигр" 128-мм орудием с длиной ствола в 70 калибров, однако, так как для полевой артиллерии уже была принята 128-мм артсистема с длиной ствола в 55 калибров и такое же орудие должно было быть установлено на танке "Маус", было решено унифицировать их. Таким образом, длина ствола Рак80 составила 55 калибров. Начальная скорость бронебойного снаряда подобного орудия достигала 920 м/с. Длина ствола пушки, разработанной фирмой "Крупп" и изготавливающейся на предприятии "Берта-Верке" в Бреслау, составляла 55 калибров (7020-мм). Масса орудия составляла 7000 кг. Затвор был клиновый, горизонтальный, имел 1/4 автоматики - то есть открывание затвора и экстрактирование гильзы производились вручную, а после досылания снаряда и заряда затвор закрывался автоматически. Пушка была смонтирована на специальном станке, установленном в корпусе САУ. Вертикальное наведение арт-системы осуществлялось в пределах от 7 градусов до 15 градусов, горизонтальное - с максимальным отклонением в 10 градусов в любую из сторон. Противооткатные устройства располагались над стволом орудия. Предельная длина отката - 900-мм.
Наибольшая дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом достигала 12,5 км. На расстоянии до 2000 м эта пушка пробивала броню толщиной 148-мм.

Тактико-технические характеристики 128-мм орудия Pak44/Pak80

Ствол: Лафет: 
    Угол вертикального наведения -7°/+15°
Калибр, мм 128 Угол горизонтального наведения ±10°
Длина орудия, мм 7020 Высота линии огня, мм 2150/2172
Длина ствола, клб 55 Объем противооткатных устройств, л 12,25
Длина ствола, мм 6610 Длина отката нормальная, мм 870
Длина нарезной части, клб 43 Длина отката макс., мм 900
Длина нарезной части, мм 5533 Давление в системе, кг/см2 50
Число нарезов 40
Весовая сводка:
Глубина нарезов, мм 1,7 Ствол в сборе, кг 3300
Ширина нареза, мм 6,05 Труба ствола, кг 2200
Ширина поля, мм 4,0 Орудие в сборе, кг 7000
Длина зарядной камеры, мм 1077
Размеры орудия:
Диаметр зарядной камеры, мм 176/167 Длина, мм 8000
Объем зарядной камеры, л 22,88 Ширина, мм 1600
    Высота, мм 1390

Орудие Рак80 отличалось от 128-мм зенитной пушки Flak40 раздельно-гильзовым заряжанием. В тесной рубке САУ с громоздким и тяжелым унитарным боеприпасом не было возможности развернуться. Для ускорения процесса заряжания в экипаж "Ягд-тигра" входили сразу два заряжающих: в то время как один досылал в камору снаряд, другой подавал гильзу с зарядом. Тем не менее, скорострельность "Ягд-тигра" не превышала 2-3 выстрелов в минуту. Боекомплект САУ размешался на полу боевого отделения и в бортах рубки в хомутиковых укладках и составлял 38 или 40 выстрелов.

Перископический прицел WZF2/7 имел десятикратное увеличение и поле зрения 7°, что позволяло поражать цели на дистанции до 4000 м.

Курсовой 7,92-мм пулемет MG-34 размешался в лобовом листе корпуса в шаровой установке. На задней (надмоторной) бронеплите корпуса САУ мог быть закреплен кронштейн с зенитным 7,92-мм пулеметом MG-42 (или MG-34). Боекомплект пулеметов составлял 4800 патронов.
Курсовой пулемет MG-34 оснащался 1,8-кратным телескопическим прицелом KZF2.
В крыше рубки устанавливаюсь "устройство для ближнего боя" ("Nahkampfgerat") - мортирка калибром 26-мм, в боекомплект которой входили дымовые, осколочные и осколочно-зажигательные гранаты.

Ягдтигр

На истребителе танков "Ягд-тигр" устанавливался 12-цилиндровый (объем цилиндров 23 литра) карбюраторный четырехтактный двигатель "Майбах" HL230Р30 мощностью 700 л.с. (515 кВт) при 3000 об./мин (на практике число оборотов не превышало 2600 об./мин, в этом случае мощность двигателя составляла только 600 л.с.). Диаметр цилиндра равнялся 130-мм, а ход поршня составлял 145-мм. Сами цилиндры располагались V-образно под углом 60°. Степень сжатия составляла 6.8. Сухая масса двигателя равнялась 1300 кг.

Топливо - этилированный бензин с октановым числом не ниже 74. Емкость семи бензобаков составляла 860 л. Этого запаса хватало на движение по шоссейной дороге на расстояние до 110 км, на местности - до 80 км. Испытания "Ягд-тигра" в СССР дали иные результаты: по шоссе - 120 км, по проселочной дороге - 60-65 км.
Подача топлива принудительная, с помощью двух диафрагменных насосов типа "Солекс". Карбюраторов было 4, также марки "Солекс": 52FFJIID.

Система смазки - циркуляционная. под давлением, с сухим картером. Циркуляция масла осуществлялась тремя шестеренчатыми насосами, и:з которых один нагнетающий и два отсасывающих. Система охлаждения - жидкостная. Радиаторов - четыре, соединенных по два последовательно. Емкость радиаторов составляла около 114 л. По обеим сторонам двигателя располагались вентиляторы типа "Циклон", способные работать в двух разных режимах.
Для ускорения запуска двигателя в холодное время года предназначался термосифонный подогреватель, отапливаемый паяльной лампой, который устанавливался с наружной стороны кормового листа корпуса.

Ягдтигр

Штатно запуск двигателя осуществлялся с помощью электростартера. В случае необходимости был возможен запуск двигателя вручную или с помощью "пускача". Рукоятка ручного запуска двигателя соединялась с кулачковой муфтой на коленчатом валу двигателя. Рукоятку вставляли в небольшое отверстие в кормовом листе корпуса с правой стороны, чуть ниже выхлопной трубы. Отверстие закрывалось бронекрышкой.
Для пуска двигателя с помощью специального устройств ("пускача") снималась крышка большого люка на уровне коленчатого вала двигателя. "Пускач" неподвижно фиксировался на броне танка с помощью двух держателей и шестерня на валу "пускача" входила в зацепление с шестерней на коленчатом валу двигателя. Также с помощью другого специального устройства был возможен запуск двигателя САУ от двигателей легковых автомобилей "Кюбельваген" или "Швиммваген".