Это - Мобильная версия сайта про танки и бронетехнику. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-tank.ru для компьютеров и ноутбуков.

 
Самоходная установка М-42

Итальянская самоходная установка М-42 

Semovente M42M da 75/18
Semovente M42M da 75/34
Semovente M42T da 75/46

Semovente da 75/18 Установка разработана в 1942 году на базе танка М-13/40. При создании самоходной установки ходовая часть танка и моторно-трансмиссионное отделение остались практически неизменными. Вместо отделения управления и боевого отделения смонтирована низкая полностью бронированная боевая рубка, в которой устанавливалась 75-мм пушка с длинной ствола 34 калибра. В боевой рубке устанавливался также 8-мм пулемет. Броневые листы рубки имели толщину до 40-мм, однако располагались без рационального наклона.

Аналогично этой самоходной установке именовавшейся "танковым истребителем", были отработаны и выпускались следующие однотипные машины:

  • штурмовой танк М-13/40 с 75-мм гаубицей;
  • штурмовой танк М-42 с 75-мм гаубицей;
  • танк-истребитель М-43 с 75-мм пушкой с длинной ствола 46 калибров;
  • командирские машины М14/41 и М42 с пулеметным вооружением;
  • машина для связи с авиацией М-42.

Штурмовые танки использовались для непосредственной поддержки пехоты, а танки-истребители для борьбы с танками противника. С 1941 по 1943 гг. эти самоходные установки использовались в итальянских танковых и легких дивизиях на Восточном фронте, в Африке и в небольшом количестве в боевых действиях непосредственно в Италии.

Тактико-технические характеристики

Боевая масса
13,2 т
Размеры:  
длина
5040 мм
ширина
2200 мм
высота
1850 мм
Экипаж
3 человека
Вооружение

1х75-мм пушка. 1x8-мм пулемет

Боекомплект
44 снаряда 1560 патронов
Бронирование: лоб корпуса и рубки
40 мм
Тип двигателя

дизельный"Фиат"

Максимальная мощность

125 л.с.

Максимальная скорость
32 км/час
Запас хода
150 км

Semovente Da 75/18 и Da 75/34 (Scafo М40 - М41)

Самоходные установки этого семейства составили основу артиллерийских групп (дивизионов) танковых дивизий. Разработаны фирмой Fiat-Ansaldo в 1941 году по подобию немецких штурмовых орудий StuG.Ni. С 1941 по 1943 год изготовлено 222 единицы.

итальянская самоходная установка

Серийные модификации:

  • Semovente Da 75/18 (Scafo М40) - первая серийная модификация. Орудие установлено в полностью бронированной, клепаной рубке с рациональными углами наклона. Выпущено 60 единиц.
  • Semovente Da 75/18 (Scafo М41) - аналогична по конструкции рубки и установке вооружения М40 75/18, а по двигателю и ходовой части танку М14/41. Выпущено 162 единицы.
  • Semovente Da 75/34 (Scafo М41) - истребитель танков. Создан путем перевооружения М41 75/18 новой длинноствольной 75-мм пушкой с длиной ствола в 34 калибра. Переоборудовано 25 самоходных установок.

 САУ Semovente da 75/18

Semovente Da 105/25, Da 75/34 и Da 75/46 (Scafo М 43)

Новое семейство самоходно-артиллерийских систем, разработанное фирмой Fiat Ansaldo с использованием узлов и агрегатов танка М15/42. В течение 1943-1944 годов изготовлена 161 единица.

Semovente da 75/34

Серийные модификации:

  • Semovente Da 75/34 - броневой корпус новой конструкции, установлена 75-мм длинноствольная пушка.
  • Semovente Da 75/46 - в качестве основного вооружения установлена 75-мм зенитная пушка с длиной ствола 46 калибров, адаптированная под немецкие боеприпасы к противотанковой пушке Рак 40.
  • Semovente Da 105/25 - корпус и рубка клепанно-сварной конструкции. Элементы ходовой части и двигателя от М15/42. До августа 1943 года изготовлено 30 единиц.

Semovente Da 105/25

Тридцать выпущенных до перемирия Semovente Da 105/25 поступили на вооружение 235-й группы самоходных установок танковой дивизии "Ариэте II" и принимали участие в боях с немецкими войсками в сентябре 1943 года.

Semovente Da 75/46

Уцелевшая в боях техника поступила в вермахт. В 1944 году было выпущено 91 Semovente Da М43 105/25, 29 М 43 75/34 и 11 М43 75/46, которыми оснащались немецкие войска в Италии и Югославии, а также части RSI. В конце августа 1943 года Муссолини был отстранен от власти, а новое правительство подписало с союзниками документ о перемирии. После его опубликования 8 сентября 1943 года итальянская армия в течение нескольких дней была разоружена немецкими войсками. Дивизия "Ариэте" несколько дней обороняла Рим, пока король и правительство не выехали из страны, а затем сдалась немцам. Дивизия "Чентауро", так и не получив технику, была распущена. Итальянские же танки начали поступать непосредственно в вермахт. Что касается боевого применения танковых войск, то для итальянских соединений было характерным стремление к ведению маневренных боевых действий в наступлении и обороне. В отдельных случаях танковые части использовались для самостоятельного удерживания важных рубежей и районов.

Сильной стороной итальянских танковых дивизий была их полная автомобилизация. Танки и моторизованная пехота перевозились к месту боя на большегрузных автомобилях с прицепами. Артиллерия монтировалась либо на гусеничной (Semovente), либо на колесной (Autocannoni) базе. Материальная часть итальянских танковых частей (танки М13/40 и М14/41, САУ М40 и М41 75/18, бронеавтомобили АВ 40/41) вполне соответствовала условиям североафриканского театра военных действий вплоть до конца 1942 года, хотя противостоять английским "матильдам" и "грантам" уже не могла. К середине 1943 года были разработаны и испытаны новый танк Р26/40 и новые САУ. Несмотря на некоторую архаичность конструкции, вооружение этих боевых машин позволяло на равных сражаться с американскими и английскими танками. Однако мизерное производство боевой техники, а также неспособность итальянских предприятий освоить немецкие лицензионные образцы (StuG.lil и "Пантера"), при аналогичном положении в других отраслях промышленности, сделали продолжение войны невозможным. Еще не проиграв окончательно войну в военном отношении, Италия проиграла ее экономически.

Источники:

  • М. Коломиец, И. Мощанский. Бронетанковая техника Франции и Италии 1939-1945 гг. (Бронеколлекция, № 4 - 1998);
  • Шмелев И. П. Бронетехника Германии 1934-1945 гг.;
  • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • Pignato, Nicola. Storia dei mezzi corazzati.