Итальянская танкетка Carro CV3/33
Carro veloce C-V-33.
Танкетка разработана фирмой "Ансальдо" в 1933 году на базе С-V-29, являвшейся почти точной копией английской "Карден-Лойд" Mk VI. Танкетка имеет следующую компоновку: четырехцилиндровый двигатель жидкостного охлаждения "Фиат" установлен в задней части корпуса. В средней его части размещаются в полностью закрытой бронированной боевой рубке водитель и командир машины. Так как в отличие от английского прототипа двигатель находится не между местами водителя и командира, а вынесен в силовое отделение, итальянским танкистам созданы сравнительно неплохие условия для работы.
Танкетка вооружалась 8-мм пулеметом "Ревелли", огонь из которого вел командир машины. С-V-33 имела также более сильную броневую защиту, чем ее предшественники. В 1935 году была выпущена следующая модификация танкетки - модель С-V-35. Она вооружалась спаренной системой двух пулеметов калибра 6,5-мм или 8-мм. Некоторые машины оборудовались радиостанциями с характерными кольцеобразными антеннами. Танкетки С-V-35 классифицировались как легкие танки, поэтому имели также обозначение "L3/35". На их базе был создан самоходный огнемет L-3 с баком-прицепом для огнесмеси. Дальность огнеметания составляла 50-60 метров. Как и все танкетки, специальные машины обладали ограниченными боевыми возможностями из-за слабого вооружения, недостаточного бронирования и низкой проходимости. Они длительное время были основой танкового парка Италии и выпускались в больших количествах - всего было выпущено более 2500 этих машин.
Итальянская армия очень рано начала проявлять интерес к бронированным машинам. Итальянцам принадлежит пальма первенства в использовании боевых машин - речь идет о бронеавтомобилях, примененных в 1912 году в Северной Африке во время итало-турецкой войны 1912-1913 годов. Но с появлением в 1916 году во Франции союзнических танков, итальянцы стали уделять особое внимание бронированным гусеничным машинам, хотя для них они не являлись новинкой: еще в 1915 году капитан Луиджи Кассали разработал боевую машину типа танка, прототип которой был построен фирмой "Павези", хорошо известной своими сочлененными вездеходами. Машина Кассали имела две башни, в которых устанавливались пулеметы. Однако результаты испытаний разочаровали военных, и на проекте Кассали был поставлен жирный крест. Условия, в которых вела боевые действия итальянская армия, резко отличались от условий на западном фронте, и большинство боевых операций итальянцев проводились в районах, практически не пригодных для использования танков.
Для испытаний Италия получила от Франции несколько легких танков "Рено" FТ-17 и штурмовой танк "Шнейдер". Танки понравились итальянцам, и они сделали французам дополнительный заказ. Но в тот момент французская промышленность едва обеспечивала потребность в танках своей армии, и Франция не могла выполнить заказ итальянцев Поэтому они решили строить эти танки сами. В конце концов им удалось создать улучшенную версию "Рено" FТ-17 - "Фиат 3000", а также свой собственный тяжелый танк "Фиат 2000".
Танкетка С-V-29
В 1929 году итальянцы приобрели четыре английские танкетки "Карден-Лойд" Мк VI и лицензию на их самостоятельное производство. В 1929-1930 годах в Италии построили 21 машину такого типа, которые получили обозначение С-V-29. Корпуса делала фирма "Ансальдо", а двигатели и трансмиссию к ним поставляла фирма "Фиат". Итальянская копия "Карден-Лойд" Мк VI имела более широкие гусеницы и была вооружена 6,5-мм пулеметом водяного охлаждения итальянского производства, который чуть позже заменили на такой же, но только воздушного охлаждения. Танкетки С-V-29 использовались с небольшим прицепом для боеприпасов.
Танкетка L3 (С-V-3З, 35, 38)
К началу Второй мировой войны основным вооружением танковых частей итальянской армии были не танки, а, как в польской армии, танкетки. Танкетки L3 берут начало от английских танкеток "Карден-Лойд" Мк VI (C-V-29) Прототип модифицированной танкетки был разработан в 1931 году фирмой "Фиат-Ансапьдо". В 1933 году она получила заказ на 1300 танкеток.
Последняя пара опорных катков в танкетках С-V-33 первой производственной серии была соединена посредством рамы с ведущим колесом. Вооружение машины состояло из одного 6,5-мм пулемета "фиат" образца 1914 года. Танкетки второй производственной серии имели отдельную пару опорных катков в конце гусеницы и были вооружены спаренной установкой 8-мм пулеметов "фиат" образца 1935 года. Машины второй серии производились, начиная со второй половины 1934 года.
В 1935 году была разработана и начала серийно производиться улучшенная танкетка С-V -35. Машины первой серии, так называемые С-V-35 I. Tipo, представляли собой переделанные С-V-33. Вооружение танкеток СV 3/35 II Tipo состояло из двух спаренных пулеметов. Сначала устанавливались пулеметы "фиат" образца 1935 года, но впоследствии в качестве стандартных были приняты 8-мм пулеметы "бреда" образца 1938 года. Танкетки С-V-35II. Тiро имели усиленную подвеску, видоизмененную форму крышек смотровых щелей и глушителей.
В 1938 году началось производство танкеток С-V-38, отличавшихся измененной подвеской и вооружением, которое состояло из одного 13,2-мм пулемета "бреда". Танкетки этой модели строились также по заказу Бразилии. Бразильские С-V-38 были вооружены крупнокалиберным 13,2-мм пулеметом "мадсен".
В конце 30-х годов все танкетки - С-V-33,-35 и -38 - получили новое общее обозначение L3.
Помимо основных моделей, вооруженных пулеметами, производились также специальные модификации, имевшие другое вооружение или оборудование.
Особое распространение получила огнеметная версия танкетки С-V-33. Она тащила за собой двухколесный прицеп с емкостью, вмещавшей 500 литров огнесмеси, или имела 60-литровую емкость, которая устанавливалась в задней части корпуса. Дальность огнеметания составляла 100 м. Огнеметная танкетка широко использовалась в ходе боевых действий в Северной Африке.
Незначительное количество танкеток С-V-35 и С-V-38 были вооружены 20-мм пушками "Солотурн" и предназначались для уничтожения легких танков противника. Кроме того, была построена небольшая серия танкеток, оснащенных радиостанцией и использовавшихся в качестве машин управления (С-V-35r). В подразделениях ряд машин был переоборудован в невооруженные ремонтно-эвакуационные машины.
В 1939 году прошел испытания прототип дистанционно управляемой штурмовой машины, предназначавшейся для уничтожения укреплений противника. В 1940 году на базе танкеток были построены шесть ЗСУ, вооруженных 8-мм пулеметами "бреда", установленными на специальных зенитных турелях. На базе танкеток производился мостоукладчик который тащил прицеп с четырьмя мостовыми секциями. Экипаж мостоукладчика мог за 10 минут собрать мост длиной 7 м. Кроме того, танкетки использовались также для буксировки гусеничного прицепа с боеприпасами и военным имуществом. И, наконец, проводились эксперименты по транспортировке танкеток под фюзеляжем самолета "Савойя-Маркетти" SМ-82.
Танкетки С-V-33, С-V-35 и С-V-38 экспортировались во многие страны мира: Афганистан (1937 г.), Албанию (6 единиц, 1938 г), Австрию (1935-1938 гг), Боливию (1937 г.), Бразилию (1938 г.), Болгарию (1936-1939 гг.), Китай (Гоминдан, 1936-1939 гг.), Испанию (1936-1939 гг.), Ирак (1936-1941 гг.), Венгрию (1934-1938 гг.).
Танкетки принимали участие в боевых действиях в Албании, Эфиопии, Франции, Северной Африке, Советском Союзе и Югославии. Когда разразилась вторая мировая война, итальянские бронетанковые силы в Северной Африке состояли главным образом из танкеток С-V-33,-35 и -38, но к тому времени они уже устарели, и англичане без труда расправлялись с этими слабо бронированными машинами.
Тактико-технические характеристики танкетки С-V-33
Боевая масса |
3,3 т
|
Размеры: | |
длина |
3150 мм
|
ширина |
1470 мм
|
высота |
1320 мм
|
Экипаж |
2 человека
|
Вооружение |
1х8-мм пулемет
|
Боекомплект |
4800 патронов
|
Бронирование: | |
лоб корпуса |
13 мм
|
лоб башни |
13 мм
|
Тип двигателя |
карбюраторный "Фиат"
|
Максимальная мощность |
43 л.с.
|
Максимальная скорость |
42 км/час
|
Запас хода |
125 км
|
Источники:
- М. Коломиец, И. Мощанский. Бронетанковая техника Франции и Италии 1939-1945 гг. (Бронеколлекция, № 4 - 1998);
- Бронеколлекция № 3 - 2008. Танкетка Т-27 и другие;
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- Carro Veloce C.V.35 (L3/35) [Orlik 083];
- George Forty, The complete guide to tanks and armoured fighting vehicles;
- Mariusz Skotnicki. Tankietki Carro Veloce C.V.33 i C.V.35.
Вперед > |
---|