Содержание |
---|
Танк ИС-2 |
Танк ИС-2. Страница 2 |
Вооружение
На танке ИС-2 устанавливалась 122-мм пушка Д-25Т с длинной ствола 48 калибров (с дульным тормозом). Масса пушки 2420 кг. Предельная длина отката 570-мм, вертикальная наводка от - 3° до +20°. Затвор клиновой, с полуавтоматикой механического типа. Пушки первых выпусков имели поршневой затвор, заимствованный у 122-мм корпусной пушки обр. 1931/37 гг.(А-19). Противооткатные устройства пушки Д-25Т такого же типа, как и у Д-5Т, были лишь несколько удлинены с целью уменьшения разогрева жидкости при стрельбе. Выстрел производился с помощью электроспуска или, в случае его неисправности, ручным механическим спуском.
Помимо трех пулеметов ДТ, расположенных как на ИС-1, на части танков ИС-2 на кронштейне, закрепленном на подвижном погоне командирской башенки, размешался 12,7-мм пулемет ДШК обр. 1938 г.
Боекомплект пушки Д-25Т состоял из 28 артвыстрелов раздельного заряжания 53-ВОФ-471 с осколочно-фугасными снарядами и 53-ВБР-471 с бронебойно-трассирующими. Боекомплект пулеметов ДТ - 2331 патрон, пулемета ДШК - 250 патронов. Все снаряды находились в кормовой нише башни в четырех укладках, а снарядные гильзы - в башне, на бортах и днище боевого отделения и в подбашенной коробке.
Танк ИС-2 оснащался телескопическим прицелом ЮТ- 17 или ТШ-17 и перископическим прицелом ПТ4-17. С весны 1944 года вместо прицела ПТ4-17 устанавливался прибор наблюдения МК-IV.
Двигатель и трансмиссия
На танке ИС устанавливался 12-цилиндровый четырехтактный дизель В-2ИС (В-2-10) мощностью 520 л.с. при 2000 об/мин. Масса двигателя 1000 кг. Топливо - дизельное. Общая емкость трех топливных баков 520 л. Еще 300 л перевозилось в трех наружных баках, не подключенных к системе питания. Система охлаждения - жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией. Радиаторов - два, пластинчато-трубчатых, подковообразной формы, установленных над центробежным вентилятором.
Для очистки воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, на танке устанавливались два воздухоочистителя марки ВТ-5 типа "мультициклон". В головки воздухоочистителей были встроены форсунки и запальные свечи для подогрева всасываемого воздуха зимой. Пуск двигателя осуществлялся инерционным стартером, имевшим ручной и электрический привод, или с помощью баллонов со сжатым воздухом.
Ходовая часть
Ходовая часть танка применительно к одному борту состояла из шести сдвоенных литых опорных катков диаметром 550-мм и трех поддерживающих катков. Ведущие колеса заднего расположения имели два съемных зубчатых венца с 14-ю зубьями каждый. Направляющие колеса - литые, с кривошипным механизмом натяжения гусениц, взаимозаменяемые с опорными катками. Подвеска - индивидуальная торсионная. Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, из 86 одногребневыхтраков каждая. Траки штампованные, шириной 650-мм и шагом 162-мм. Зацепление цевочное.
Электрооборудование и средства связи
Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 24 и 12 В. Источники: генератор мощностью 1 кВт, две аккумуляторные батареи емкостью 128 А.ч каждая. Потребители: электромотор инерционного стартера мощностью 0,88 кВт, электромотор поворота башни, радиостанция и ТПУ, электромотор вентилятора, контрольные приборы, лампы освещения шкал и перекрестий прицелов, приборы звуковой сигнализации, аппаратура внутреннего и внешнего освещения, электроспуски пушки и пулеметов.
Все танки ИС оснащались приемопередающей симплексной телефонно-телеграфной радиостанцией 10Р или 10РК и внутренним переговорным устройством ТПУ-4-бисФ на четыре абонента.
Тактико-технические характеристики
Боевая масса |
46.0 т
|
Размеры: | |
длина |
6770 мм
|
ширина |
3070 мм
|
высота |
2730 мм
|
Экипаж |
4 человека
|
Вооружение |
1x122-мм пушка Д-25Т 3 х 7,62-мм пулемета ДТ |
Боекомплект |
28 снарядов 2331 патронов
|
Бронирование: | |
лоб корпуса |
120 мм
|
лоб башни |
100 мм
|
Тип двигателя |
дизель В-2-10 |
Максимальная мощность |
520 л.с. |
Максимальная скорость |
40 км/час
|
Запас хода |
180 км
|
Боевое применение тяжелого танка ИС-2
ИС-2 впервые был применен в Корсунь-Шевченковской операции, а затем участвовал во всех операциях завершающего периода Великой Отечественной воины. 5 марта 1944 года 15 танков ИС-2 поддерживали атаку 50 танковой бригады на Умань. Во время боя 5 танков было подбито огнем 88-мм зенитной батареи, 3 машины сломалось, а одна при переезде моста перевернулась и упала в болото вниз башней. Здесь же произошел на первый взгляд невероятный случай. Нижний лобовой лист одного ИС-2 был пробит подкалиберным снарядом немецкого противотанкового ружья с коническим каналом ствола калибра 28/20-мм. В ходе боев к 1 мая 1944 года в полку не осталось ни одной боеспособной машины. Первое зафиксированное боевое столкновение танков ИС-1 с "Тиграми" произошло, видимо, 4 марта 1944 года в районе города Староконстантинов. Первая гвардейская танковая бригада, имевшая на вооружении ИС-85 вступила в бой с "Тиграми" 503 тяжелого танкового батальона. В результате перестрелки с дистанции 1500-1800 метров, происходившей в туманную погоду, один ИС-1 был подбит, а три получили повреждения, но были восстановлены после боя. Ответным огнем ИС-ов у одного "Тигра" была повреждена пушка, а у другого ходовая часть. 16 марта находящиеся в засаде "Тигры" своим огнем подбили еще 4 танка ИС , два из которых сгорели вместе с экипажами. Чуть раньше, 8 марта, два ИС-а со 150-200 метров были расстреляны замаскированными 75-мм штурмовыми орудиями. Один танк получил 8 попаданий, второй - 4.
Итогом этих боев явилось заключение о несоответствии вооружения нового танка и его бронирования аналогичным показателям немецких тяжелых танков. Тогда же было рекомендовано изменить форму и бронирование лобовой части корпуса и немедленно усилить вооружение танков ИС, что немало способствовало ускорению работ по ИС-122.
Но, несмотря на отмеченные недостатки, машины все-таки оказались довольно неприятным сюрпризом для немецких панцерваффе. Снаряды 122-мм орудия Д-25Т обладали большим разрушительным действием против средних танков (а часто и тяжелых). Так в ноябре 1944 г. районе г. Мишкольц 2 танка ИС-122 с расстояния более 1500 м расстреляли фугасными снарядами 7-10 танков PzKpfw IV, совершенно не пострадав от огня (в донесении танкистов о бое указано "уничтожено 10 танков", но пехотное командование указывает "подбито и уничтожено 7 вражеских танков").
В открытом поле против немецких танков наши ИС применялись редко и их "золотой век" начался с ведением боев в городах и против немецких долговременных огневых точек. Для уничтожения этих объектов 122-мм пушка подходила как нельзя лучше.
В середине 1945 года после выпуска 3483 танков его производство было прекращено.
Модификация
|
КВ-13
Объект 233 |
ИС-1 [ИС-2]
Объект 233 ИС[234] |
ИС-85 (ИС-1)
Объект 237 |
ИС-122 (ИС-2)
Объект 240 |
ИС-100 (ИС-5)
Объект 248 |
ИС-2М
на1.1.1962 |
Общие данные
|
||||||
Экипаж,чел |
3
|
4
|
4
|
4
|
4
|
4-5
|
Боевой вес, кг |
32400
|
38500 [39500]
|
44160
|
46 080
|
45 320
|
46 500
|
Длина, мм (корп./полн.) |
6050/6 650
|
/6990 [6480]
|
6 770/8 560
|
6 770/9 830
|
6 770/
|
6 770/9 820
|
Ширина, мм |
2800
|
3030
|
3070
|
3070
|
3070
|
3100
|
Высота, мм |
2500
|
2800 [2 640]
|
2735
|
2 735
|
2735
|
2740
|
Высота линии огня, мм |
?
|
1 920 [?]
|
1 940
|
1 940
|
|
1945
|
Клиренс, мм |
450
|
450
|
440-465
|
440-465
|
450
|
440
|
Ширина трака, мм |
600 (500 для Т-34)
|
640-650
|
640-650
|
650
|
650
|
650
|
Уд. давл. на грунт, кг/см2 |
0,9
|
ок. 0,8
|
0,78
|
0,81
|
0,8
|
0,82
|
Вооружение и броневая защита
|
||||||
Марка орудия |
ЗИС-5
|
Ф-34ИС [У-11]
|
Д-5-Т
|
Д-25
|
С-34
|
Д-25-Тм
|
Калибр, мм |
76,2
|
76,2 [121,92]
|
85
|
121,92
|
100
|
121,92
|
Длина ствола, кал. |
41,6
|
41,6 [22,7]
|
52
|
47,9
|
53,5
|
47,9
|
Боекомплект, выстр. |
?
|
80 [30]
|
59
|
28
|
36
|
35
|
Пулемет, тип х кол-во |
ДТх2
|
ДТ х 3 [ДТ х 2]
|
ДТхЗ
|
ДТхЗ
|
ДТх 2
|
ДТМх2
|
Боекомплект, патр. |
?
|
32 диска
|
2 520
|
2 520
|
?
|
2 800
|
Броня корпуса, мм |
145-85-85
|
120-90-60
|
120-90-70
|
120-90-90
|
120-90-70
|
120-90-90
|
Броня ,башни, мм |
85-85-85
|
100-90-90
|
100-90-60
|
110-90-90
|
100-90-90
|
110-90-90
|
Дно и крыша, мм |
20-30
|
20-30
|
20-.30
|
20-30
|
20-30
|
20-30
|
Энергетическая установка
|
||||||
Марка двигателя |
В-2К
|
В-2К
|
В-2ИС
|
В-2ИС
|
В-2ИС
|
В-54К I
|
Тип двигателя |
Специальный быстрооборотный V-образный 12-цилиндровый танковый дизель водяного охлаждения
|
|||||
Объем цилиндров, л |
38,5
|
38,5
|
38,88
|
38,88
|
38,88
|
38,9
|
Мощность на валу, л.с. |
600 (факт. 580)
|
600 (факт. 580)
|
520
|
520-580
|
520
|
520
|
Скорость, км/ч, макс. |
60 (факт. 52)
|
до 55 (факт. 47)
|
37
|
37
|
37
|
36
|
средн. шос/прос/целина |
?
|
7
|
22/17/15
|
22/17/15
|
22/17/15
|
22/17/15
|
Запас топлива, л. |
не показано
|
?
|
520
|
520
|
520
|
580
|
Запасхода, км, макс. |
не показаны
|
ок. 180
|
150
|
150
|
150
|
180
|
шоссе/прос./бездор. |
|
?
|
130/120/110
|
130/120/110
|
130/120/110
|
?
|
Преодолеваемые препятствия
|
||||||
Угол подъема, град |
не показаны
|
до 32
|
36
|
36
|
36
|
36
|
Крен допустимый, град |
|
?
|
30
|
27
|
30
|
27
|
Ров, м |
|
2
|
2,5
|
ок. 2,3
|
2,5
|
ок. 2,3
|
Брод, м |
|
1,3
|
1,3
|
1,3
|
1,3
|
1,3
|
Стенка, эскарп, м |
|
1,0
|
1,0
|
1,0
|
1,0
|
1,0
|
Источники:
- Михаил Свирин "Танки Сталинской эпохи. Суперэнциклопедия";
- М. Барятинский. Тяжелый танк ИС-2. (Бронеколлекция);
- Михаил Барятинский "Советские танки в бою. От Т-26 до ИС-2";
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- И. Желтов, И. Павлов, М. Павлов, А. Сергеев. Танки ИС в боях (Танкомастер);
- Свирин М. Н. Стальной кулак Сталина. История советского танка. 1943-1955;
- Mikhail Baryatinskiy: The IS-Tanks IS-1, IS-2, IS-3;
- ИС-2 (Русские танки №66).
< Назад | Вперед > |
---|