Легкий бронеавтомобиль БА-20
Бронеавтомобиль выпускался с 1938 по 1941 год включительно (небольшое количество машин БА-20 еще было выпущено в начале 1942 года из оставшегося задела деталей). Он был создан на шасси легкового автомобиля ГАЗ-М1, производившегося серийно с 1936 года. Корпус сварной из катаных броневых листов. Боевое отделение располагалось в задней части бронеавтомобиля. В смонтированной здесь башне в шаровой опоре устанавливался 7,62-мм пулемет. Допустимый угол возвышения пулемета в шаровой опоре составлял 23 градуса, снижения - 13 градусов.
На бронеавтомобиле устанавливались пулестойкие шины, заполненные губчатой резиной ГК. В качестве средств связи использовалась радиостанция 71-ТК-1 с поручневой антенной, которая в ходе проведенной в 1938 году модернизации была заменена на штыревую. Машина широко использовалась в Красной Армии как средство командирской разведки, связи и боевого охранения. Был разработан также вариант для движения по железной дороге со скоростью 80 км/час.
В 1936 году на базе двухосного легкового автомобиля ГАЗ-М1, выпускавшегося на Горьковском автозаводе с того же года, на Выксунском заводе началось серийное производство бронемашины БА-20, которое продолжалось до самого начала Великой Отечественной войны. Этот легкий бронеавтомобиль, как и его модернизированный вариант БА-20М, стал самой массовой колесной боевой машиной Красной Армии. Бронеавтомобиль БА-20 был построен по компоновочной схеме с передним расположением двигателя и задним - боевого отделения, передние колеса являлись управляющими, задние - ведущими.
Полностью закрытый цельносварной корпус бронеавтомобиля БА-20 изготавливался из листов катаной стали толщиной от 4-мм до 6-мм, которые устанавливались по бортам с небольшими углами наклона. У лобового и кормового листов этот угол был значительно больше, что повышало их пулестойкость. Такая бронировка обеспечивала защиту экипажа, состоявшего из двух человек, от обычных пуль, выпущенных с расстояния 80-100 м. Для входа и выхода экипажа из машины в бортах имелись прямоугольные двери с наружными петлями. В нижней части кормового листа имелся кронштейн, на котором крепились запасные колеса.
В отделении управления бронеавтомобиля, расположенном за моторным отсеком, слева располагалось сиденье водителя, справа от него - сиденье командира машины. Обзор обеспечивали два лобовых окна, оборудованных бронекрышками со смотровыми щелями, и две смотровые щели в бортовых дверях. На крыше задней части корпуса была установлена коническая башня кругового вращения с маленьким бронекуполом, являвшимся крышкой башенного люка и при открывании откидывавшимся назад. В лобовом листе башни в шаровой установке был смонтирован 7,62-мм пулемет ДТ, наводившийся на цель в вертикальной плоскости в секторе от -13° до +23°. Возимый боекомплект к нему состоял из 1386 патронов. Вращение башни осуществлялось вручную с помощью механического привода.
В передней части корпуса в моторном отсеке был установлен четырехцилиндровый рядный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-М1, развивавший мощность 36,7 кВт (50 л. с.), что позволяло бронемашине двигаться по дорогам с твердой поверхностью с максимальной скоростью 90 км/ч. При полной заправке топливом бронеавтомобиль БА-20 мог пройти от 270 до 350 км в зависимости от дороги.
Доступ к двигателю и его узлам с целью ремонта и текущего обслуживания обеспечивали откидная крышка верхней части бронекапота и откидывавшиеся вверх эксплуатационные люки в бортах моторного отсека. В переднем бронелисте последнего, выштампованном в форме широкой буквы V, имелись две подвижные створки на шарнирных петлях, которые регулировали приток охлаждающего воздуха к радиатору и двигателю. В боевой обстановке бронестворки закрывались, чтобы предотвратить повреждение радиатора пулями и осколками снарядов и мин. Циркуляцию воздуха в моторном отсеке обеспечивала узкая подвижная панель, которая находилась позади откидной крышки бронекапота.В заднеприводной (4x2) ходовой части с усиленной подвеской на полуэллиптических листовых рессорах использовались колеса с пулестойкими шинами ГК, заполненными губчатой резиной. Передние и задние колеса прикрывали крылья обтекаемой формы, которые внизу смыкались с подножкой, образуя с ней единое целое. На подножках перед задними крыльями крепились ящики с запасными частями и инструментами.
Из-за неполного привода бронеавтомобиль БА-20 имел ограниченную проходимость при движении по пересеченной местности. Его тяговые свойства также оставляли желать лучшего - машина могла преодолеть подъем с крутизной не более 15°. Для движения в темное время суток бронемашина была оборудована фарами, установленными на передних крыльях по обе стороны от лобового листа моторного отсека.
В состав стандартного оборудования разведывательного бронеавтомобиля БА-20 входила радиостанция 71-ТК-1 и поручневая антенна, смонтированная на кронштейнах вокруг корпуса на уровне крыши. В 1936 году был построен вариант бронемашины для движения по железной дороге. Эта модификация, получившая обозначение БА-20жд, при боевой массе 2.78 т развивала на рельсах скорость 80 км/ч и имела запас хода 430-540 км Экипаж БА-20жд состоял из трех человек.
Модернизированный вариант БА-20М появился в 1938 году и отличался от базовой машины новой башней конической формы, наличием дополнительного топливного бака и новой радиостанцией 71-ТК-3 Соответственно, вместо поручневой антенны была установлена штыревая. С экипажем из трех человек боевая масса БА-20М возросла до 2,52 тонн, что не лучшим образом отразилось на подвеске и проходимости бронеавтомобиля. Максимальная скорость машины резко упала и составила всего 50 км/ч.
Бронемашины БА-20 и БА-20М состояли на вооружении Красной Армии и принимали участие в боевых действиях на реке Халхин-Гол, на КВЖД, а затем на фронтах Великой Отечественной войны. Читайте также средний бронеавтомобиль БА-10.
Летом 1941 года немецкие войска захватили около сотни бронеавтомобилей БА-20 и БА-20М. Трофейные машины попали в полицейские части и войска СС под обозначением ВА 20(r) и ВА 202(r) соответственно. Бронемашины ВА 202(r) состояли на вооружении разных частей, в том числе 741 горнострелковой добровольческой дивизии СС "Принц Ойген". Броневики БА-20жд, приспособленные для движения по железнодорожным путям, немцы использовали в качестве разведывательных машин в составе некоторых бронепоездов, действовавших на Восточном фронте.
Бронеавтомобиль БА-20,
Тактико-технические характеристики
Боевая масса | 2,3 т |
Размеры: | |
длина | 4100 мм |
ширина | 1800 мм |
высота | 2300 мм |
Экипаж | 2 - 3 человека |
Вооружение | 1 х 7,62-мм пулемет ДТ |
Боекомплект | 1386 патронов |
Бронирование: | |
лоб корпуса | 6 мм |
лоб башни | 6 мм |
Тип двигателя | карбюраторный М-1 |
Максимальная мощность | 50 л.с. |
Максимальная скорость | 90 км/час |
Запас хода | 270 -350 км |
Источники:
- М. Коломиец "Легкие бронеавтомобили Красной Армии довоенной постройки";
- М.Коломиец "Броня на колесах. История советского бронеавтомобиля 1925-1945";
- Е.Прочко "Штабной, связной, разведывательный" (Техника-молодежи);
- В.Н.Газенко, В.Е.Ильин "Бронетранспортеры и бронемашины России";
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- БА-20 [Автолегенды СССР №124];
- БА-20 [Русские танки №46].
< Назад | Вперед > |
---|